Скачать 44.42 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 3» Работа над техническим развитием в классе домры (5 класс). Открытый урок на городском методическом объединении преподавателя высшей квалификационной категории Коноваловой Евгении Ивановны Рубцовск 2012 год План открытого урока по специальности домра на городском методическом объединении 1.Дата: 29 ноября 2012 г. 2. Учащийся 5 класса Эльместе Илья 3. Тема урока: Работа над техническим развитием в классе домры. 4. Тип урока: Урок развития и закрепления навыков беглости пальцев. 5. Цель урока: показать и разобрать, какими методами и способами можно и нужно работать над развитием техники. Задачи:
- проконтролировать степень следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках: точная расстановка аппликатуры, как основной фактор, способствующий развитию беглости пальцев, работа различными способами для выработки активности, независимости пальцев (на примере двух произведений из репертуарного списка); - продолжить формирование умений и навыков на материале гамм, арпеджио, упражнений Г. Шрадика
- сформировать умения самостоятельно подбирать упражнения для развития координации, беглости, артикуляции конкретно для каждого произведения. - развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия. - формировать умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, переносить знания и умения в новые ситуации. Методическая записка. Работа над этой темой стала актуальной на данном этапе обучения, так как репертуар усложнен за счёт виртуозных пьес. Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Это удобная, правильная посадка, постановка, гибкость и пластичность аппарата, целесообразность и экономия движений. Особое внимание я обращаю на постановку рук. На мой взгляд, правильной постановкой рук надо считать ту, которая помогает исполнителю добиваться желаемого звучания. Нельзя к постановке рук относиться как к чему-то установленному. Положение правой руки должно видоизменяться в зависимости от того, что конкретно исполняется. Ход урока. Необходимо знать, что элементы, пассажи в произведениях состоят главным образом из гамм и арпеджио. От регулярной работы над гаммами и арпеджио аппарат приобретает хорошую техническую форму. В работе над гаммами и арпеджио нужно всегда ставить перед собой определённые музыкально-художественные задачи наряду с техническими. Если не делать выразительную фразировку, даже хорошо выученный этюд будет звучать однообразно. Для начала возьмём упражнения Г. Шрадика. При недостаточно твёрдой атаке медиатора и слабом нажиме на струны звук теряет свою глубину, плотность и продолжительность. Третий и четвёртый пальцы должны работать независимо друг от друга. Для работы возьмём гамму Соль мажор. Для развития беглости, координации, артикуляции можно поиграть гаммы разными штрихами на единицу времени. Следим за качеством штрихов, силой удара по струне, незаметной сменой позиций, предплечье ведёт кисть и пальцы, координация правой руки и пальцев левой руки в триолях, квартолях и квинтолях, при игре пунктиром. Хроматическая гамма - смена позиций, плавное скольжение кисти по грифу. Очень полезно поиграть, начиная с «обратного» удара, то есть те ноты, которые игрались ударом медиатора вниз, сыграть ударом вверх, и наоборот. Игру хроматической гаммы иногда заменяю игрой упражнений по хроматизму. Детям необходимо осознавать, что элементы, пассажи в произведениях и состоят главным образом из различно комбинированных гамм и арпеджио. Возьмём произведение Дж. Стенли «Аллегро». Оно насыщено фрагментами на разные виды техники. Педагог указывает на сложные места в пьесе. Ученик их исполняет, добиваясь чёткости и слаженности работы обеих рук. В пьесе В. Андреева «Вальс» (Грёзы) также встречаются сложные для исполнения пассажи. Если в первой части нужно будет добиться у ученика плавного скольжения пальцев по грифу при соединении звуков в легато, то во второй части нужно сыграть все такты на одном дыхании, чтобы было чувство полётности и движения в музыке. В конце урока прослушивание видео, аудио материала, с использованием современных средств мультимедиа. Вывод: Основы исполнения, трудности и смысл поставленных в начале урока задач, используя которые, мы будем и дальше работать над техническим развитием, были поняты и доступны ученику. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва . “Советский композитор”. 1990. 2. А.Александров. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Му зыка . 1990. 3. А. Климов «Совершенствование игры на домре». 4. В. Игонин, М. Говорушко «Вопросы музыкальной педагогики». 5. Н.Т.Лысенко Методика обучения игры на домре. Киев. 1990. 6. Вольская. Технология исполнения красочных приемов игры. Свердловск.1998. 7. В. Круглов «Работа домриста над мелизмами» 8. К. Черни ор. 299. «Школа беглости» для фортепиано |