Скачать 117.39 Kb.
|
Администрация Кожевниковского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Староювалинская средняя общеобразовательная школа» 636165, Томская область, Кожевниковский район, Тел/факс (8-244)41-154 С. Старая Ювала, ул. Ульяновская, 36а Сценарий медиаурока Предмет – математика Тема урока: «Созвездия и метод координат». Класс – шестой Автор: Васильева Галина Ивановна, учитель математики, педагогический стаж – 24 год. Старая Ювала – 2011 Васильева Галина Ивановна Предмет – Математика Тема – Созвездия и метод координат. Продолжительность занятия – 45 минут. Класс – шестой. Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с.Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Староювалинская средняя общеобразовательная школа». Авторский медиапродукт – презентация. 29 слайдов (среда POWER POINT). Данный урок был итоговым по изучаемой теме «Координатная плоскость». Своей целью я ставила развитие познавательного интереса к предмету и активной творческой деятельности, совершенствование в умении отмечать точки по заданным координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости, показать значение этих знаний в жизни, значение их в развитии математики и астрономии. Использование компьютера на уроке позволило «оживить» урок. Глядя на яркие изображения созвездий, слушая легенды, дети активно включались в урок, при этом выполняя предложенные задания по теме. Они слушали друг друга, соглашались и не соглашались, используя в своей речи ранее изученные терминологию и правила. В итоге учащиеся делали выводы, что они имеют верное представление о методе координат. Использование компьютера на уроке дополняет и совершенствует традиционные формы и приемы работы учителя, а не заменяет его. Этот метод обучения очень привлекателен для учителя: помогает наряду с традиционными заданиями показать практическое применение данной темы в астрономии. План урока:
Цель урока: развитие кругозора и творческих способностей учащихся. Тип урока: урок получения новых знаний на основе обобщения имеющихся. Задачи:
Форма урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности. Технология: технология организации учебно-познавательной деятельности, технология организации парной работы, компьютерные технологии. Карта урока
Ход урока: I. Организационный момент. Слайд 1. Приветствие учителем учащихся. Объявление темы, целей, формы проведения урока, сюжетной линии. Слайд 2. Звезды, звезды, с давних пор Приковали вы навеки Человека жадный взор. И в звериной шкуре сидя Возле красного костра, Неотрывно в купол синий Мог глядеть он до утра. Проблема наблюдения неба – одна из древнейших в астрономии, истоки зарождения которой принадлежат Древней Греции. Слайд 3. Стоунхендж – полуразрушенная, но сохранившая величие древняя обсерватория, возраст которой составляет около 4000 лет, является вещественным доказательством древнейших астрономических наблюдений. Это каменное сооружение находится в Южной Англии. Астрономы древности разделили звездное небо на созвездия. Большая часть созвездий имеет названия животных или героев мифов.
Слайд 4. Созвездия – участки звездного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере. Всего на небе 88 созвездий.
Слайд 5. Все созвездия делятся на три группы: созвездия Северного полушария, созвездия Южного полушария и зодиакальные созвездия. К созвездиям Северного полушария (неба) относят такие, как Большая и Малая Медведицы, Возничий, Волопас, Кассиопея и другие (всего 29). Созвездия Волк, Ворон, Кит и другие (их 47) относят к созвездиям Южного полушария.. Зодиакальных созвездий (с названиями известных вам знаков Зодиака) насчитывается (всего 12). Слайд 6. II.Легенды о созвездиях. Человеческая фантазия запечатлела на небе персонажи различных легенд и сказаний. Каждый народ складывал о небе легенды в соответствии со своим общественным и культурным уровнем развития. Одни и те же созвездия у разных народов имели различные наименования. Большинство из названий, окончательно утвердившихся за созвездиями, греческого происхождения. Они постоянно напоминают нам о героях легендарных древнегреческих мифов. Слайд 7. Древние греки рассказывали про обеих Медведиц и Волопаса (менее известное нам и близкое к ним созвездие) следующую легенду. Когда-то в незапамятные времена у царя Лаокоона, правившего Аркадией, была дочь – красавица Каллисто. Она считалась не только красивейшей из смертных, но и соперничала по красоте даже с прекрасной богиней Герой – супругой всемогущего бога Зевса. Ревнивая богиня в конце концов отомстила сопернице – она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркас, возвращаясь с охоты, увидел у дверей дома дикого зверя, он, ничего не подозревая, хотел убить свою мать-медведицу. Но всемогущий Зевс не допустил преступления. Он удержал руку Аркаса, а Каллисто взял на небо, превратив в красивое созвездие. Согласно легенде, Зевс тащил медведицу на небо, держа ее за хвост. Тяжесть медведицы и дальность пути привели к тому, что хвост сильно вытянулся и стал совсем непохожим на коротенькие хвосты земных медведей. Юный Аркас также не остался на Земле. При содействии Зевса он переселился на небо и в качестве Волопаса навеки был обречен сторожить свою мать. Слайд 8. Созвездие Цефея находится правее и выше Кассиопеи, почти в зените, так что в осенние вечера его приходится наблюдать, запрокинув голову. Это созвездие связано с Кассиопеей, Персеем, Андромедой и Пегасом красивой древней легендой. Когда-то Эфиопией правил царь Цефей. Однажды его супруга, царица Кассиопея, имела неосторожность похвастать своей красотой перед обитательницами моря – нереидами. Последние, обидевшись, пожаловались богу моря Посейдону, и разгневанный дерзостью Кассиопеи властитель морей напустил на берега Эфиопии морское чудовище – Кита. Чтобы избавить свое царство от разрушений, Цефей, по совету оракула (предсказатель судьбы), решил принести жертву чудовищу и отдать ему на съедение свою любимую дочь Андромеду. Он приковал Андромеду к прибрежной скале и оставил ее в ожидании решения своей участи. А в это время на другом краю света мифический герой Персей совершил смелый подвиг. Он проник на уединенный остров, где жили горгоны – удивительные чудовища в образе женщин, у которых на головах вместо волос кишели змеи. Взгляд горгон был так ужасен, что каждый, на кого они смотрели, мгновенно превращался в камень. Воспользовавшись сном этих чудовищ, Персей отсек голову одной из них – горгоне Медузе. В этот момент из отрубленного тела Медузы выпорхнул крылатый конь Пегас. Персей схватил голову Медузы, вскочил на Пегаса и по воздуху помчался к себе на родину. Когда он пролетал над Эфиопией, то увидел прикованную к скале Андромеду. В этот момент Кит уже вынырнул из морских пучин, готовясь проглотить свою жертву. Но Персей, ринувшись в смертельный бой с Китом, победил голову Медузы, и чудовище окаменело, превратившись в остров. Что же касается Персея, то, расковав Андромеду, он вернул ее отцу, а растроганный от счастья Цефей отдал Андромеду в жены Персею. Так благополучно закончилась эта история, главные герои которой были помещены древними греками на небо. На звездной карте можно найти не только Андромеду с ее отцом, матерью и мужем, но и волшебного коня Пегаса и виновника всех бед – чудовищного Кита. Созвездие Кита расположено ниже Пегаса и Андромеды. К сожалению, оно не отмечено какими-нибудь характерными яркими звездами и поэтому принадлежит к числу второстепенных созвездий. III.Актуализация знаний учащихся. Слайд 9. C помощью системы координат, астрономы определяют расстояние до звёзд, их месторасположение на карте звёздного неба. Размеры галактики, скорость её вращения, траекторию движения планет и их размер. Сегодня на уроке мы попробуем построить некоторые созвездия с помощью системы координат, но прежде повторим выполним устный тест по теме: «Координатная плоскость». Слайд 10-23. Устный тест с выбором ответа. IV. Практическая работа (выполняется в парах).
Слайд24. Созвездие «Большая Медведица» (-15;-7), (-10;-5); (-3;-6); (6;-6); (-3;-6); (-1;-10); (5;-10); (6;-6) Слайд 25. Созвездие «Цефея» (0;5); (-1;4); (-2;1); (1;-1); (6;-1); (-1;4); (3;2); (6;-1); (1;-1); (3;2) Слайд 26. Созвездие «Кассиопеи» (-5;0); (-3;2); (-1;0); (1;0); (3;-2) Слайд 27. Созвездие «Андромеды» (-2;9); (0;7); (1;4); (2;-2) (2;-2); (-2;-1); (-4;4); (-2;5); (1;4) Слайд 28. Созвездие «Персея» (-5;-3); (-2;-2); (0;-1); (1;1); (1;3); (0;-1); (2;-2); (4;-1); (5;0); (6;2)
В старинных звездных атласах всегда изображались нередко весьма искусно выполненные медведицы, львы, орлы и другие обитатели звездного неба. На современных звездных картах таких картинок вы уже не увидите – их не рисуют, так они мешают рассматривать звезды. V. Рефлексия. Сегодня на уроке мы выполнили задания на изображение лишь нескольких созвездий и узнали много интересных фактов из области астрономии и истории мифов. Слайд 29. На уроке:
VI. Домашнее задание. -Практическая работа:
(-3;4); (-2;2); (0;0); (2;-2); (5;-3); (3;1); (0;0); (-3;-1); (-7;-2)
(1;5); (-2;4); (-5;5); (1;5); (-5;-1); (1;5); (-1;-2); (1;5); (-1;-2); (1;5); (3;1)
(2;5); (1;4); (0;4); (-1;3); (-1;2) (-5;1) (-5;1); (-7;-2); (-5;-1); (0;0); (-1;2) Литература: 1. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Швацбурд. – М.: Мнемозина, 2007. – 288 с. 2. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. -544 с. 3. Акулич И. Система координат. – С. – П.: Наука, 1995., 175с. 4. Дубкова С.И. «Прогулки по звездному небу». – М.: Белый город, 2002. 5. Селезнева Т.М. Интегрированный урок по математике и астрономии «Созвездие в координатах» // интернет-ресурс (дата обращения: 14.10.2007). |