Скачать 67.49 Kb.
|
Движение и фазы Луны. Учитель: Макаренко Н.Н. 2007 год Я считаю предмет астрономии очень важным для изучения в средней школе. Древнейшая наука непостижимым образом связывает воедино все естественнонаучные дисциплины, формирует именно воззрения на мир, на его образование и развитие, дает глобальные знания. Ребята с интересом изучают астрономию, им нравится работать с подвижной картой звездного неба, нравится находить на небе известные созвездия, у них появляется желание наблюдать небо. Остается только сожалеть, что этому мировоззренческому предмету в настоящее время уделяется так мало внимания. В своей педагогической работе я стараюсь формировать интерес к предмету через мотивацию и деятельностный подход к преподаванию, использую на уроках мультимедийный проектор. Предлагаю Вашему вниманию разработанный мною урок по астрономии "Движение и фазы Луны". Цели урока: Образовательные: • повторить основные элементы небесной сферы; • повторить какие координаты светила называются экваториальными; • объяснить причины и периодичность смены лунных фаз, а так же основные закономерности наступления затмений; • продолжить формирование умений пользоваться звездной картой. Развивающие: • развивать интерес к астрономии; • формировать неформальные знания; • формировать научное мировоззрение. Воспитательные: • формировать навыки работы в малых группах; • способствовать формированию умения самостоятельно приобретать и осмысливать знания. Средства обучения: компьютерная презентация урока; звездная карта. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Фронтальный опрос проводиться с использованием модели небесной сферы. Модель демонстрирует основные линии и точки небесной сферы. В правой части окна модели находится список объектов. Если объект не выбран, на схеме он отображается серым цветом. Если напротив названия объекта поставить галочку, на схеме появится название объекта, а сам он будет изображаться ярким цветом. Отвесная линия пересекает поверхность небесной сферы в двух точках: в верхней Z -мните - и в нижней Z - надире. Математический горизонт - большой круг на небесной сфере, плоскость которого перпендикулярна отвесной линии. Точка N математического горизонта называется точкой севера, точка S- точкой юга. Линия NS- называется полуденной линией. Небесным экватором называется большой круг, перпендикулярный оси мира. Небесный экватор пересекается с математическим горизонтом в точках востока Е и западаW. Небесным меридианом называется большой круг небесной сферы, проходящий через зенит Z., полюс мира Р, южный полюс мира Р', надир Z'. Эклиптики - видимый годовой путь центра солнечного диска по небесной сфере. Перемещение Солнца по эклиптике вызвано годовым движением Земли вокруг Солнца. Центр солнечного диска пересекает небесный экватор два раза в году - в марте и в сентябре. Точки пересечения эклиптики с небесным экватором называются точками весеннего и осеннего равноденствия. Они обозначаются значками Т и О. Через точку весеннего равноденствия Солнце переходит из южного полушария небесной сферы в северное (21 марта). Через точку осеннего равноденствия Солнце переходит из северного полушария небесной сферы в южное (21 сентября). Точка летнего солнцестоянии - находится на границе созвездий Тельца и Близнецов (обозначается зодиакальным знаком Рака. В ней Солнце имеет максимальное склонение = +23°26' (22 июня). Точка зимнего солнцестояния - находится в созвездии Стрельца и обозначается знаком Козерога . В ней Солнце имеет минимальное склонение = -23°26' (22 декабря). Дни солнцестояния, как и дни равноденствия, могут меняться. Связано это с тем, что в году не 365 суток, а немного больше. Точки солнцестояния отстоят от точек равноденствия на 90°. II. Работа в парах по звездной карте.
Взглянув на пояс Зодиака, Мы в январе увидим Рака, А в феврале заметим Льва. Хранителем его была В холодном марте злая Дева, Весьма похожая на Еву, Весы купив себе в апреле, Они спокойно жить хотели, Но в мае страшный Скорпион У них отнял покой и сон. Его убил Стрелец прекрасный, Отца июня сын несчастный, В июле ж братец Козерог Сон Льва и девы уберёг, А в августе на много дней Приехал дядя Водолей. Из Рыб уху он в сентябре Варил и кушал на дворе, Зажарил Овна в октябре, Тельца зарезал в ноябре, А в декабре, в конце концов, Родилась пара Близнецов. Волошин Ю,И, За 1 минуту вы должны выписать названия всех созвездий, упоминавшихся в этом стихотворении. 2) А теперь, найдите на звездной карте созвездие Персей. Об этом созвездии нам расскажет 1группа исследователей: Мамонтова Е. и Ткачева А. План презентаций
Задание: найти на звездной карте Мирфак ( Персея ), Алголь (Персея ). Определите их координаты, 3) В средних широтах наблюдению доступно около 80% небесной сферы. На летнем небе в северной части видны Большая Медведица и Кассиопея, На юге сияет летне-осенний треугольник - Вега, Денеб и Альтаир. Огромный крест Лебедя легко найти на фоне Млечного Пути. 2 группа исследователей: Ярковая И. и Белкина М.расскажут о созвездии Большой Медведицы. План презентаций
Задание: найти на звездной карте Дубхе ( Б. Медведицы ), Мицар ( Б. Медведицы ). Определите их координаты. 4) А теперь, найдите на звездной карте созвездие Андромеда. Об этом созвездии нам расскажет 3 группа исследователей: Иващенко А.,Книгина А., Баскакова У. План презентаций
IV.. Рассказ учителя Я рассказываю о видимом движении Луны на фоне звезд отражающее действительное движение Луны вокруг Земли, которое сопровождается изменением внешнего вида Нашего спутника А еще поясняю, что больше узнать о заинтересовавшей их Луне, а также о любой звезде можно из таблиц и плакатов, и некоторые ученики проявляют серьезный интерес. VI. В заключение предлагаю самим ребятам подвести итог урока: сформулировать, какими, по их мнению, были цели урока и были ли они достигнуты. Обычно ученики активно и эмоционально высказываются. Описанный метод работы для способных и стремящихся к знаниям детей оказывается точкой опоры перед шагом на следующий, более высокий уровень. VII. Домашнее задание Изучить § 7, ответить на вопросы № 2-6, упр.6(1-3) |