Скачать 45.63 Kb.
|
АТМОСФЕРА Тема урока: «Атмосфера и ее строение, изучение, значение». Цель урока: 1.Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях. 2.Развить умение высчитывать t воздуха на разных высотах. Оборудование: Демонстрационная таблица «Строение атмосферы», раздаточный материал с задачами, карточки «Атмосфера», тропосфера, стратосфера, рисунок с типами облаков. Ход урока I. Организационный момент П. Изучение нового материала
Сообщение учащегося Воздух - механическая смесь многих газов. Среднее содержание газов: азот - 78%, кислород - 21%, на оставшиеся 1% приходятся в основном инертные газы. Невелико содержание углекислого газа, всего 0,03%, но он важен для жизни на Земле: его используют зеленые растения для фотосинтеза, кроме того, он создает так называемый парниковый эффект, т. е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство. В воздухе всегда содержится водяной пар, количество его сильно меняется со временем и от места к месту - от 0,2 до 2,5%, иногда 4%. Роль водяного пара во всех процессах, проходящих в нижних слоях атмосферы, исключительно велика; он участвует и в создании парникового эффекта. Нижняя граница атмосферы четка - это земная или водная поверхность; впрочем, не следует забывать, что воздух проникает в поры и щели горных пород и растворен в воде - но в таких случаях мы говорим уже не об атмосфере, а о воздухе в пределах литосферы и гидросферы. Верхняя граница атмосферы крайне неопределенна; сейчас ее проводят обычно на высоте 2-3 тыс. км над земной поверхностью, где происходит рассеивание в космическое пространство наиболее легких газов - водорода и гелия. Воздух удерживается силой притяжения Земли. Плотность его уменьшается с высотой. На уровне моря она составляет около 1,175 кг/м3, т. е. примерно в 800 раз меньше плотности воды; на высоте 10 км плотность воздуха уже в 3 раза меньше, чем над уровнем моря, на верхней границе атмосферы приближается к средней плотности вещества в космосе. Уже на высоте 200-300 км плотность воздуха настолько мала, что искусственные спутники Земли и космические корабли могут годами летать, не испытывая серьезных деформаций орбиты, вызванных сопротивлением атмосферы. - Вы внимательно слушали, поэтому сможете с честью ответить на вопросы своих одноклассников. Ученик, задающий вопрос, сам выбирает отвечающего и сам проверяет ответ. - Итак, мы познакомились с составом воздуха, а сейчас познакомимся с составом атмосферы. Проанализируете демонстрационную картину «Строение атмосферы» (или рисунок в учебнике). Составьте рассказ, обратите внимание на толщину, основные характерные свойства. Ученики выполняют задание несколько минут. Затем слушают рассказы 2-3 учеников. - Проверим, как вы усвоили, ответьте на вопросы: а) В какой части атмосферы температура понижается на 6°С при подъеме на 1 км? (Тропосфера.) б) Где встречаются серебристые облака? (Стратосфера.) в) Где содержится 80% всей массы воздуха? (Тропосфере.) г) Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо черным? (Верхние слои атмосферы.) д) Где идет дождь? (Тропосфера.) - Вспомните, и запишите в тетрадях как изменятся температура с подъемом в тропосфере? (На 1 км на 6°С.) - Эта закономерность вам пригодится при решении задач. Учитель раздает материал с задачами.
- А теперь посмотрите на фотографию лунной поверхности - вот, что нас ожидало, если не было бы атмосферы. Запишите в тетради подзаголовок «Значение атмосферы». Выпишите из учебника два на ваш взгляд самых главных значения атмосферы. (изучения на данном этапе - работа с учебником). III. Итоги урока
Домашнее задание Г.: Пр. 34, вопросы к пр. рис. В тетрадях «Строение атмосферы» |