Предмет, класс: Литературное чтение, 1 класс Программа: «Начальная школа 21 века», УМК Н.Ф.Виноградовой Учебник, автор: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» Учитель: Е.В.Бизяева Тип урока: Открытие новых знаний Тема: Знакомство со звуками «б, б» и буквой Б,б. Чтение слогов и слов с этой буквой. Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний Задачи: • предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами; • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. Формы организации познавательной деятельности: парная,, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: • по источнику знаний: словесные, практические; • по уровню познавательной активности: проблемный; • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование для учителя: • презентация на компьютере • учебник «Букварь»
*лепта букв
*касса букв
Оборудование для учащихся: • фишки • учебник «Букварь» • тетрадь «Я учусь читать и писать» • карточки для групповой и самостоятельной работы
Ход урока
Эмоциональный настрой
–Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке у нас присутствуют гости .
Девиз нашего урока:
(Слайд№1)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться
II. Активизация познавательной деятельности
– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)
– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении. Представьте, что к нам на ладошку опустилось чудо, а какое вы сами отгадаете:
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Наш цветок кружит и вьётся.
Учитель читает загадку, а дети выполняют движения, соответствующие тексту.
– Что это за чудо? (Ответы детей.)
– Да, действительно, к нам прилетела БАБОЧКА-БЕЛЯНОЧКА
(Слайд №2)
– Она принесла с собой новые звуки. Вы догадались какие? (Ответы детей.)
– Почему вы решили, что именно эти звуки принесла наша гостья? (В слове бабочка первый звук [б], а в слове беляночка – звук [б’]).
– Да, бабочка-беляночка принесла нам звуки [б] и [б’]
III. Целеполагание
– Что будем с этими звуками на уроке делать?
Какую учебную задачу поставим на уроке?
– Да, мы будем исследовать эти звуки, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с этой буквой. Молодцы!
IV. Звуковой анализ слов
1. Характеристика звука
– Бабочка прилетела на наш урок не одна, а со своими подругами.
Открываются прикрепленные к доске бабочки.
– Но эти бабочки не простые, они принесли нам задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними.
– Первая бабочка хочет узнать, в каких ещё словах встречается её любимый звук [б б , отгадайте загадки
а). У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка,
А держит две косички. (Бант)
б). Вдруг поранил пальчик,
Закручивая винт.
И чтоб не плакал мальчик,
Кровь остановит… (Бинт)
(Слайд№3)
– А другая бабочка даёт задание – охарактеризовать новые звуки. Чтобы дать характеристики звукам, надо вспомнить, на какие две группы делятся все звуки речи.
Ответы детей: гласные и согласные
(Слай№4)
(Слайд№3)
– Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это.
Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.
Составим звуковую схему слова( в парах)
– Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.
Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.
– Обобщите всё, что вы узнали о новых звуках. (Звуки [б] и [б’] согласные, звонкие, один твёрдый, другой мягкий
– Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)
– Какие звуки вы не смогли заменить буквой? Почему? (Изученных букв недостаточно.)
– Что делать в такой ситуации? (Открыть на ленте букв новую букву.)
V. Знакомство с новой буквой
1. Знакомство с графическим изображением новых звуков
– Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В верхнем ряду, где расположены буквы, обозначающие звонкие звуки.)
– Попробует найти новую букву Денис. Если он найдёт правильно, то вы хлопните в ладоши.
Дети находят самостоятельно новую букву, открывают её на ленте букв.
Эта буква сегодня тоже наша гостья. А как её зовут? ([бэ])
– На что она похожа? (Варианты ответов учащихся.)
Слайд(№5)
Учитель показывает рисунок, читает стихотворение.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
2. Физминутка для туловища
– Изобразите телом букву
– Место буквы в алфавите.
– Теперь буква Б вам тоже знакома. Замените звуки [б] и [б’] в словах бант и бинт в схемы которых мы составляли, буквами.
Убираем фишки в сторону.
I. Чтение слогов и слов
1. Чтение слогов
– Какие гласные предлагают читать согласные твёрдо? (а, о, у, ы, э)
– Какие гласные предлагают читать согласные мягко? (я, ё, ю, и, е)
– Чтение в “окошечках” слогов.
(Слайд№6)
2. Самостоятельная работа по учебнику
1.Игра в “Школу”
Игра проводится в парах дети делятся на учителя и ученика, прочитывают друг другу слоги в “окошечках”, затем меняются ролями.
2.Игра “Не разорви цепочку”. Дети “цепочкой” друг за другом почитывают слоги-слияния.
4. Чтение слов в учебнике
– Прочитать пары слов и отметить, чем они отличаются друг от друга: зуб – зубы, дуб – дуб
-чтение слов, в котором один слог
- чтение слов, в которых два слога
-чтение слов, в которых буква обозначает твёрдый согласный звук
-чтение слов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук
6. Физминутка «Буратино»
7. Развивающие игры-задания
Слайд(№7)
– “Собери рассыпанные слова”. (Из слогов собрать слова с буквой б.)
Слайд(8)
– “Найди слово в слове”. (В слове ябеда найти другие слова. Дети находят слова беда, еда, я, да.)
Слайд(9)
Составить из одного слова другое (кабан), (банка)
VII. Самостоятельная работа
Работа по учебнику
Чтение рассказа про Борю
- Что вы можете сказать про Борю?
-Чтение на выбор (дифференцированная работа по степени сложности и объёму материала)
VIII. Обобщение
– Какие звуки были у нас в гостях?
-Что вы узнали про эти звуки?
– Какой буквой обозначаются эти звуки?
IX. Рефлексия
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что было особенно интересно?
– А что было трудно?
– Оцените свою работу на уроке фишками. Они у вас на столе. Если вы работали очень хорошо, то поднимите зелёную фишку, если не очень, то – синюю, а если плохо, то красную.
– Я очень рада, что вы все подняли зелёную фишку. Вы – молодцы!
– Всего вам доброго. Урок окончен.
|