УРОК ОРКСЭ в 4 классе
Добрый человек не сваливается с неба. Его нужно воспитывать. В.А. Сухомлинский
Тема: Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Цели: воспитывать у детей доброту, сочувствие, внимание к близким людям, развивать у детей чувства товарищества, уважения к людям; развивать самооценку, развивать умения анализировать конкретные жизненные ситуации.
Задачи: 1.В чём заключается смысл понятия доброта.
2. Самооценка детей по этой черте характера.
3. Развитие кругозора, речи, памяти, мышления. 1. -Что такое доброта?
-Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям. – Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей все больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты. -Каким же делает человека доброта?
- Помогайте своим товарищам, друзьям, своим родителям. Будьте добрыми, умейте дружить и уважать друг друга.
– Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. “От добра добра не ищут”, – гласит русская пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек. -Очень много пословиц написано о дружбе. А вот что говорит о добре народная мудрость:
● Не ищи красоты – ищи доброты.
● За добро добром платят.
● Добро век не забудется.
- Вспомните всех людей, которые отнеслись к вам по-доброму, и мысленно поблагодарите их.
- Человек должен помнить всё доброе, так как светлые мысли делают душу светлой и радостной и она излучает свет.
● Доброе сердце лучше богатства.
У доброго человека богатая душа: он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом.
Игра: «Закончи пословицу» -Нет друга-ищи (,а нашёл береги).
-Не имей сто рублей (, а имей сто друзей).
-Один за всех (и все за одного).
-Человек без друзей (, что дерево без корней)
-Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.
– Есть много других высказываний писателей о доброте.
“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
“Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо)
“Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль)
“Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой)
“Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям” (Михаил Пришвин)
Диагностика.
- Какого человека можно назвать добрым?
Сейчас я буду задавать вопросы. Если вы отвечаете на них «да» - встаньте если «нет» - оставайтесь сидеть.
- В каждом ли человеке живёт доброта?
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым?
- Нужно ли быть добрым к любому человеку?
- Можно ли экзамен на доброту сдавать повсюду?
Игра. «Спеши делать добро!»
- Пусть каждый из вас подумает и на карточке напишет поступки, которые он сделал за неделю. И мы соберём все добрые поступки вокруг доброй улыбки. Это нам поможет и дальше жить по-доброму.
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом, Давайте воевать за доброту!
- Смотрите, сколько добрых поступков нас окружает. Это очень радостно. И наша улыбка становится ещё краше, верно? От чего, как вы думаете?
Напишите имя самого доброго ученика нашего класса.
А сейчас посмотрим кто же у нас самый добрый?
А как вы думаете, почему он такой?
– Давайте повторим вежливые добрые слова.
– Слова, которыми можно выразить благодарность. (Спасибо, благодарю)
– Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть)
– Слова, которыми можно попросить прощение. (Прости, пожалуйста, извини)
– Слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой. (Пожалуйста, будьте добры)
– Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.
– Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, строителями, космонавтами, а может капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
– А знаете ли вы историю слова “добро”?
– Что означает слово “добро”?
– Добро – все положительное, хорошее, полезное.
– Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
– Что же гласит народная мудрость о доброте?
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь и сам без беды.
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
Доброта лучше красоты.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добро.
Чтобы стало в этом мире Завтра лучше, чем вчера, Есть на свете командиры И волшебники добра. Мы счастье всем добудем, Волшебники удачи… Дарите радость людям, Дарите радость людям! Чтоб стать самим богаче, Дарите радость людям! (Н.Добронравов)
– Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.
– В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.
Итог занятия.
Добрые люди, ничто нас не остудит, И не захлопнуть распахнутых дверей! Добрыми будем, и мир добрее будет, Добрыми будем, и будет жизнь добрей. (Р.Казакова)
Классный час во 2 классе Д на тему:
Мой путь к доброте.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и
общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной
сферы учащихся.
Задачи:
1. Формировать у учащихся этические представления, знания о
категориях добра и зла;
2 . Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять
главное, обобщать;
3. Формировать умение совместно работать в парах ;
4. Способствовать процессу самопознания через создание
условий для самовыражения.
5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям,
культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование:
1. презентация,
2 . Фрагмент мультфильма про кота Леопольда Если добрый
ты
3. Песня В мире Доброты
Ход занятия
Ребята, сегодня мы поговорим на тему ,очень важную для всех нас . Начнем
наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет
посвящен наш классный час (Дети слушают песню Если добрый ты! и смотрят
мультфильм День рождение кота Леопольда )
- Вы послушали песню. О чём она? ( о добре , о друзьях.....)
Кто назовет тему нашего занятия? (Доброта )
- Итак, тема классного часа Мой путь к доброте (на слайде 1 при щелчке
мыши появляется тема)
- Что значит слово Доброта (Это все хорошее......)
-
В
толковом
словаре
можно
прочесть
следующее
определение
(подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров
.(слайд 3)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше
разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное
путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 4).
На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком....).
Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.
(катер) Слайд 5
- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей,
животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет
природу, добрый человек старается быть вежливым).
- Молодцы. Не случайно говорят: Доброта, что солнце. Как вы понимаете это
выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего
маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 6.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они
отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом
мы поплывем на остров пословиц.
Каждой паре выдаются рассыпанные пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро - будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
-Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем
заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих
пословиц) При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц.)
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим
людям.
- Но не только народ сочиняет пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали
и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте,
какие высказывания они посвящали доброте :
Первый шаг к доброте - это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше
путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 7).
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго -
франц. писатель и поэт
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.-
рус.писатель
Доброта -- это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк
Твен - амер. писатель
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Эмерсон Ральф
Уолдо -амер.поэт и фил-ф
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство --
доброта. Бэкон Френ Сиаз- фил-ф
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп -
англ .поэт
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка -
Она ходит в первый класс .
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово... (здрасьте).
Дед на внучку осерчал -
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы...(спасибо).
Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова...(извините) -
А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:
Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с
удовольствием рассматривал улицу.
На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: Садитесь
...(пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему:
...(спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего
впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то
держаться, но Витя быстро сказал ему ... (извините).
Мужчина улыбнулся и тихо произнес: Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете - от чего зависит их сила?
(ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны,
каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные
грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят "Самолюб
никому не люб".
- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться
всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые,
добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 8). Ведь
именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела,
приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Вам
нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он
ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого
Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Как звали девочку , которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла
своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на
принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле,
Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни
(Татошка).
Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги,
Карабаса-Барабаса?
(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку,
хорошему делу, мешают злому).
Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием
Добрая земля (Слайд 9- 10 ).
Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так,
чтобы там росли деревья, травы. А из чего вырастают деревья, травы? (Из семян)
Давайте посадим семечки в землю в нашей Долине.
Семечко мы посадили, будет ли оно прорастать ?Почему? (Нет ,т.к. нужно
зернышко поливать )
-Значит нам необходимо отыскать родник , из которого мы бы могли брать воду
и поливать наши семечки. Послушайте рассказ В .Осеевой Волшебное слово, с
которым ознакомит нас Рома)
-Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз , ему все отказывали?(Он
был грубый...) -Почему все изменилось после встречи со старичком?
-Сделаем вывод: поступать с людьми нужно так, как вы хотели бы ,чтобы
поступали с вами. Закройте глаза и подумайте , а так ли вы поступаете в жизни? Если
да, то возьмите из своего набора капельку воды и полейте свое семечко.
-Когда есть солнечный свет , тепло и вода , что будет происходить с семечком?
(Оно будет прорастать)
-Вот так и в жизни : если мы совершили что- то хорошее . то это не пройдет
бесследно.
-А кто из вас делал хорошее для других?
Значит каждый из вас достоин выйти к доске и посадить свое дерево .У вас
еще остались цветочки. Напишите в центре свое имя ,а на каждом лепестке черту
характера, которую вы хотели бы в себе видеть. Прикрепите цветочки в нашу долину.
Посмотрите как ожила наша Добрая земля.
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека,
большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте - нелегкий, долгий
путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы,
чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек
должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные
мысли.. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте
(Слайд 11)
Добрые слова - корни,
Добрые мысли - цветы,
Добрые дела - плоды,
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте
его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
А закончить наш классный час я предлагаю
песней, которая будет и моим
пожеланием всем вам,-В мире доброты , споем ее вместе.
|