Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 114.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.03.2014
Размер114.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Астрономия > Рабочая программа




Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад

143400, г.Красногорск, Московской области, ул. 50-лет Октября, Тел 562-76-12, 562-77-23


Согласовано

на метод. объединении

______________2012г.

Предс. метод. объединения

________________________



«Утверждаю»

Директор МСКОУ

____________ Матвеева О.О

Приказ №_____ от ________


Рабочая программа
по окружающему миру в 4 классе

Разработала

Игнатьева Ирина Ивановна

учитель начальных классов
2012г.
Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;


  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;


  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;


  • экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;


  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.



В учебно-методический комплект входят: учебник «Мир вокруг нас», Просвещение, 2005 год, Плешаков А. А.- 2 части; «Рабочая тетрадь», Просвещение, 2013 год, Плешаков А. А.- 2 части.
На изучение окружающего мира в IV классе отводится 2 часа в неделю. ^ Общее число часов – 68.

Содержание программы учебного предмета

IV КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (10 ч)

      Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
      Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
      Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
      Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
      ^ Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

^ Природа России (10 ч)

      Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
      Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
      Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
      ^ Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

^ Родной край — часть большой страны (14 ч)

      Наш край на карте Родины. Карта родного края.
      Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
      Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
      Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
      Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
      Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
      Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
      ^ Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

^ Страницы всемирной истории (5 ч)

      Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

^ Страницы истории Отечества (20 ч)

      Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
      Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
      Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
      Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
      Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
      Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
      Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
      Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
      Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
      Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
      Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
      Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
      ^ Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

      Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
      Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
      Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
      Многонациональный состав населения России.
      Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.


      К концу 4 класса учащиеся должны знать:
      
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
      способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
      что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
      некоторые современные экологические проблемы;
      природные зоны России;
      особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
      исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
      важнейшие события и великих людей отечественной истории;
      государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
      Учащиеся должны уметь:
      
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
      проводить наблюдения природных тел и явлений;
      в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
      приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
      соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
      приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
      приводить примеры народов России;
      самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
      применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
      владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.







п/п



Наименование тем и разделов






1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32-33.

34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.


59.


60.


61.


62.


63.


64.


65.


66.


67.


68.





Раздел 1. Земля и человечество (10ч.)


Осенняя экскурсия. Почвы, растительный и животный мир лесов родного края.


Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.


Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.


Звёздное небо – великая книга природы. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного неба».


Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте».


Пояса Земли.


Мир глазами историка. Что такое история?


Когда и где? История – путешествие вглубь времён. Карта – помощница.


Прошлое и настоящее глазами эколога.


Сокровища Земли под охраной человечества.


^ Раздел 2. Природа России(10ч.)


Равнины и горы России.


Моря, озёра и реки России.


Зона арктических пустынь.


Тундра.


Леса России.


Лес и человек.


Зона степей.


Пустыни. Практическая работа «Как работать с картой природных зон».


У Чёрного моря.


Экологическое равновесие. Игра «Путешествие по природным зонам России».


^ Раздел 3. Родной край – часть большой страны(14ч.)


Наш край.


Поверхность нашего края.


Водоёмы нашего края.


Наши подземные богатства. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств».


Земля – кормилица.


Жизнь леса. Лес – природное сообщество.


Урок-экскурсия «Знакомство с растениями и животными леса».


Жизнь луга. Луг – природное сообщество.


Жизнь пресного водоёма.


Растениеводство в нашем крае. Практическая работа с гербарием.


Незаметные защитники урожая.


Животноводство в нашем крае.


Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край».


^ Раздел 4. Страницы всемирной истории. (5ч.)


Начало истории человечества.


Мир древности: далёкий и близкий.


Средние века: время рыцарей и замков.


Новое время: встреча Европы и Америки.


Новейшее время: история продолжается сегодня.


^ Раздел 5. Страницы истории Отечества (20ч.)


Жизнь древних славян.


Во времена Древней Руси.


Страна городов.


Из книжкиной сокровищницы Древней Руси.


Трудные времена на Русской земле.


Русь расправляет крылья.


Куликовская битва.


Иван III


Мастера печатных дел.


Патриоты России.


Пётр Великий.


Михаил Васильевич Ломоносов.


Екатерина Великая.


Отечественная война 1812 года.


Страницы истории 19 века.


Россия вступает в 20 век.


Страницы истории 20 – 30 –х годов.


Великая война и великая Победа.


Страна, открывшая путь в космос.


Экскурсия «Исторические достопримечательности родного села».


^ Раздел 6. Современная Россия. (9ч.)


Основной закон России и права человека.


Дети имеют право на особую защиту и помощь.


Мы – граждане России.


Славные символы России.


Такие разные праздники.


Путешествие по России.


Экскурсия «Растительный и животный мир водоёма».


Обобщение по теме «Современная Россия».


Итоговый урок.







Перечень учебно-методических средств обучения


Литература для учащихся:


  1. Учебник А.А.Плешаков, «Мир вокруг нас», часть I, II. Просвещение. 2010 г.; «Рабочая тетрадь», Просвещение, 2010 год, Плешаков А. А.- 2 части.


2. Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир», 4 класс», Москва. «ЭКЗАМЕН», 2009 г.

Пособия для учителя:


  1. Концепция программы для начальных классов «Школа России»/часть 1. 3-е издание/Москва «Просвещение» 2008.


  2. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011.


  3. Методические разработки: О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс», Москва. ВАКО. 2008 г.


  4. А.Плешаков. 100 и еще 14 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь к учебникам «Природоведение» и «Мир вокруг нас» для 4 класса начальной школы. Москва ВИТА Пресс, 2009 г.


  5. Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2011 гг.;


  6. Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.


  7. Наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи, коллекция полезных ископаемых, гербарий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск