Скачать 56.37 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» Литературное чтение Тема: Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И. Тютчева о весне. Урок подготовила: Сапрыкина Лариса Ивановна, учитель начальных классов Старый Оскол 2011 г. Литературное чтение 2 класс УМК «Школа России» Тема: Вн. чт. Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне. Цели урока: 1. Познакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; 2. Развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства; 3. Воспитывать любовь к природе . Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, жёлтые кружочки (солнышки). Ход урока. 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу. Звучит музыка из цикла « Времена года» и идут слайды. а) беседа эмоционально- оценочного характера: - Что вы представили когда смотрели слайды и слушали музыку? -Что почувствовали? -Ребята, попробуйте отгадать какое же это время года? б) Выделение темы. - Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь? - Эта тема нашего сегодняшнего урока. А эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце? – Какое солнышко весной? – Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.) Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами жёлтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку. 2. Сообщение темы урока. А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию. И.А.Крылов « Живая шляпа» Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей» Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри» С.Я.Маршак - Молодцы! Это Фёдор Иванович Тютчев. Мы будем сегодня читать стихотворения Тютчева о весне. - Ребята, а как вы узнаете весну? ( Солнце греет, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы.) - А вам нравится весна? Прочитайте авторский текст на странице 108 учебника. - Что вы узнали из этого текста? - Ребята , а только ли видно весну? Ее ещё и слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут. Давайте послушаем голоса весеннего леса. ( прослушивание записи) -Откройте учебники на стр. 109 . Давайте прочитаем и попробуем разгадать весенние загадки.( отгадывание загадок.) - Эпиграфом к уроку мы взяли слова Льва Николаевича Толстого « Без Тютчева нельзя жить.» На доске: Без Тютчева нельзя жить! Он блистал, как сын природы, Играя взглядом и умом, Блистал, как летом блещут воды, Как месяц блещет над холмом. Так о Тютчеве писал Рубцов. А что вы знаете о Тютчеве? Давайте вспомним его биографию. Фёдор Иванович Тютчев родился 1803 году в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством учёного, переводчика и поэта Семёна Раича. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски. В 1819 году на словесное отделение московского университета. Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству. Стихи Тютчев начал писать в 1818 году ёще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале « Современник». Однако настоящая известность пришла к нему в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения . -А теперь мы посмотрим видеофрагмент « Дома музея Тютчева» который находится в селе Овстуг где он родился. ( просмотр видеофрагмента) - Много своих произведений Тютчев посвятил природе и временам года. Вот его стих « Зима недаром злится». ( Аудиозапись. Дети следят по тексту). 3. Первичная проверка понимания, работа с текстом. Беседа. - Понравилось ли вам это стихотворение? - Вы заметили что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки. ( ответы детей). - Как названа зима? ( Ведьма злая) - А весна? ( Прекрасное дитя) -Что делает зима? - Что делает весна? - С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте. ( Выразительное чтение. 1-2 ученика.) - Замечательно справились, думаю автору бы понравилось. 4. Физкультминутка. 1. Для глаз (следим за солнцем) 2. Зарядка под музыку. 5. Продолжение работы над новым материалом. Первичное чтение стихотворения « Весенние воды». ( Аудиозапись. Дети следят по тексту.) - Ребята, а теперь внимательно прослушайте, как сама вдохновенная музыка заговорила в этих строчках. Композитор Сергей Рахманинов воплотил ее в хрустальную мелодию.( Звучит романс.) - Какое настроение передает нам поэт? ( Здесь настроение сменяется тихой , светлой радостью.) - Прочитайте первые 2 строчки стихотворения» Весенние воды».О каком периоде весны в них говорится? - Какие звуки мы слышим? - Что значит гласят? (Выразительное чтение стихотворения. 1-2 ученика). -А следующее его стихотворение с детства знают все. Тютчев написал его когда был молодой. Оно называется» Весенняя гроза». С этим стихотворением нас познакомит (…) ( Читает наизусть стихотворение « Весенняя гроза». Тихо звучит мелодия из цикла «Времена года» и идут слайды.) Фёдор Иванович Тютчев. Весенняя гроза. Люблю грозу в начале мая, Когда Весенний , первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный- Всё вторит весело громам.. - Какая картина грозы описана? (радостная) - Молодцы! Действительно, природа наслаждается и играет, ликует. 6. Закрепление изученного материала. 1.- Ребята теперь я вам всем раздам стихотворение Тютчева и мы попробуем прочитать его под музыку про себя. Получилось у вас? Фёдор Иванович Тютчев. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась… - Кто теперь попробует прочитать его под музыку в слух. ( слушаем 1-2 уч.) - Спасибо вам большое. Но я вам хочу открыть секрет. Чтение под музыку называется – художественным. 2. Литературный диктант. - Я назову вам несколько утверждений. Если они верные то ставите +, если нет то -.Будьте внимательны предложения читаю только 1 рез. 1.Тютчева зовут Федор Николаевич?. ( -) 2. Он родился в селе Овстуг?( +) 3. Его музей находится в селе где он родился?( +) 4. Он пишет о детях . ( -) 5.Его первого учителя звали Сергей Раич. ( -) 6. С детства он хорошо знал французски язык. ( +) 7. мы сегодня читали его стихотворения о зиме? ( -) А теперь проверяем. + + + - - + - - Рисуем лучики солнцу за каждый правильный ответ. 7. Итог. - А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока « Без Тютчева нельзя жить». Почему? ( Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово). - Какие стихотворения мы сегодня прочитали? - А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? ( Ставим оценки.) Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение. |