Скачать 75.83 Kb.
|
Игра «Пять звёзд» Тема «Экология в филологии» Будь милостив к природе, человек! Берёшь-бери, не более чем нужно. Тогда и звери свой клыкастый век С тобой, разумным, скоротают в дружбе. Л. Лапцуй Цели: -формирование умения работать в коллективе; -посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения; -расширить круг знаний и интересов учащихся; -пополнить словарный запас учащихся. Подготовка к игре
«астероид» «звезда» «планета» «стрелка» «скаутская лилия» «чёрная дыра»
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Ведущий 2. Сегодня у нас с вами необычное занятие – толк урок «Экология в филологии». Ведущий 1. Каждый из вас знает, что экология связана с природой, а филология – с языком, нашей речью. Ведущий 2. Что же между ними общего? Ведущий 1. Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском, постоянно используются в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, которые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Ведущий 2. Они значительно обогащают словарный запас, делают нашу речь более выразительной. Ведущий 1. Большой популярностью пользуются в нашей речи пословицы и поговорки, среди которых есть огромное количество «природных», «экологических». Ведущий 2. Правила игры Ведущий 1. В игре принимают участие три команды. Ведущий 2. Побеждает та, которая первой соберёт пять звёзд, или, если пять звёзд не собрал никто, та, у которой больше звёзд. Ведущий 1. В начале соревнования команда называет любой номер, например В-5, дальше игра складывается сама собой. Ведущий 2. Ассистент ведущих переворачивает квадрат с названным номером: Ведущий 1. - Квадрат «звезда». Ведущий 2. Команда должна ответить на вопрос ведущих, при правильном ответе команда получает жетон-звезду. Ведущий 1. - Квадрат «планета». Ведущий 2. Команда должна ответить на вопрос-тест, при правильном ответе она получает три жетона-старка. Ведущий 1. За 10 старков можно купить одну звезду. Ведущий 2. - Квадрат «скаутская лилия». Ведущий 1. Переход хода. Ведущий 2. - Квадрат «астероид». Ведущий 1. Команда теряет все старки, ход переходит к следующей команде. Ведущий 2. - Квадрат «стрелка». Ведущий 1. Открывается следующий квадрат по ходу стрелки. Ведущий 2. - Квадрат «чёрная дыра». Ведущий 1. Команда выбывает из игры. Ведущий 2. От «чёрной дыры» можно откупиться, пожертвовав звезду. Ведущий 1. Вопросы на получение звезды Ведущий 2. Мы будем зачитывать вам отрывки из литературных произведений, а вы должны будете назвать крылатую фразу, которая пришла к нам из этого произведения, и дать ей объяснение. Ведущий 1. Писатель Н.С. Лесков из одной прибаутки о том, что англичане стальную блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отправили, создал повесть «Левша». Родилось крылатое выражение…(«подковать блоху», то есть искусно выполнить замысловатую работу). Ведущий 2. Г.-Х. Андерсен написал сказку о том, как из птенца, некрасивого и уродливого, выросла прекрасная птица, и появилось выражение…(«гадкий утёнок», то есть человек с неоценёнными возможностями). Ведущий 1. У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня, в которой рассказывается о юноше, промотавшем всё отцовское добро. Увидев прилетевшую ласточку, юноша решил, что наступила весна, и продал свой последний плащ. Но тепло, вопреки его ожиданиям, так и не наступило, и он умер от холода. На этот же сюжет русский баснописец И.А. Крылов написал басню «Мот и Ласточка». Так родились фразы…(«первая ласточка», то есть первый признак чего-либо наступающего, приближающегося, и «одна ласточка весны не делает» - как предостережение от излишней доверчивости). Ведущий 2. У того же Эзопа в басне «Путник и гадюка» рассказывается о путнике, который пожалел погибающую от стужи змею и спрятал её за пазухой. Отогревшаяся змея ужалила путника, и он умер. И появился фразеологический оборот…(«пригреть змею на груди» - о неблагодарности за доброту). Ведущий 1. У французского баснописца Лафонтена есть басня «Обезьяна и кот», в которой рассказывается, как обезьяна хитростью заставила кота вытащить жарящиеся в огне каштаны и сама съела их, ничего не оставив другу. Отсюда и пошла поговорка…(«таскать каштаны из огня», то есть делать за кого-то трудную работу, рисковать для другого). Ведущий 2. У того же Лафонтена в басне «Медведь и два охотника» два друга рассуждают о том, что они сделают с медведем, когда его убьют. Но на охоте один убежал от косолапого, а другой от страха упал в обморок. Теперь мы говорим…(«делить шкуру неубитого медведя», то есть делать ни на чём не основанные расчёты). Ведущий 1. Известный русский баснописец И.А. Крылов в басне «Обезьяна» рассказывает о мартышке, которая, глядя на крестьянина, тоже решила поработать. Мартышка, желая показать усердие, начала катать большой чурбан. Что получилось? («Мартышкин труд», то есть бесполезная, ненужная работа.) Ведущий 2. В другой крыловской басне «Лев на ловле» звери сообща устраивают облаву и добывают оленя. Но лев по праву сильного забрал всю тушу себе. Возникла фраза…(«львиная доля» - в смысле несправедливости дележа или несправедливости людей власти и силы). Ведущий 1. У немецкого поэта Ф. Шиллера есть драма «Вильгельм Телль», рассказывающая о крестьянине, которому в качестве наказания за непочтительность было приказано сбить выстрелом из лука яблоко с головы своего сына, что он и сделал. Так родилось выражение…(«попасть в яблочко», то есть попасть в цель, в самую точку). Ведущий 2. Вопросы-тесты на получение трёх старков Ведущий 1. Перед командами – картинки с пословицами и поговорками о природе. Ведущий 2. Задание – сложить пословицы. Ведущий 1. Муравей невелик, а… - горы копает; - зверь бежит; - листья роняет. Ведущий 2. Какова земля… - таков и плод; - таков и хлеб; - такова и гора. Ведущий 1. На ловца и… - волк не берёт; - муравей копает; - зверь бежит. Ведущий 2. Не от добра дерево… - листья роняет; - с корнем вон; - плод набирает. Ведущий 1. Не хлещи кобылу… - и лягать не станет; - борозды не испортит; - всё стадо испортит. Ведущий 2. Старый конь… - и лягать не станет; - борозды не портит; - весь табун портит. Ведущий 1. Мы предлагаем командам вспомнить пословицы и поговорки, но уже о конкретном животном или растении. Ведущий 2. Командам предлагаются изображения животных и растений. Ведущий 1. Задание – вспомнить три пословицы или поговорки, фразеологизма, в которых они упоминаются. Ведущий 2. Волк. (Волков бояться – в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Волка ноги кормят.) Ведущий 1. Ворона. (Пуганая ворона и куста боится. От ворон отстал, а к павам не пристал. Была бы падаль, а вороньё налетит.) Ведущий 2. Рыба. (Рыба портится с головы. На безрыбье и рак рыба. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.) Ведущий 1. Кошка. (Знает кошка, чьё мясо съела. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Кошке – игрушки, мышке – слёзки.) Ведущий 2. Заяц. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У вора заячье сердце: и спит, и боится. Заяц уж сед: навидался он бед.) Ведущий 1. Воробей. (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведёшь. Из пушки по воробьям не стреляют.) Ведущий 2. Цветок. (Это всё цветочки, ягодки потом будут. Весна красно цветами, а осень – плодами. На хороший цветок и пчёлка летит.) Ведущий 1. Птица. (Цыплят по осени считают. Всяк кулик своё болото хвалит. Гусь свинье не товарищ.) Ведущий 2. Собака. (Собака лает, ветер носит. Собака на сене. Собака лает, а караван идёт.) Ведущий 1. Ребята! Ведущий 2. Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и наградить победителей. Ведущий 1. Надеемся, что ваш лексикон сегодня существенно обогатился интересными словами и выражениями. Ведущий 2. А продолжить своё образование вы сможете с помощью книг. |