МЕТОДИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ЗАНЯТИЯ) ГЕОГРАФИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ЭОР, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
| Параметр
| Описание
|
| Учебный предмет
| o География
|
| Ступень обучения и класс
| o Основная школа, 5 класс
|
| Тема занятия/урока
| Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли
|
| Цель занятия/урока
| – Формирование представлений о Земле как о космическом теле, форме и размерах Земли;
– выявление особенностей планеты Земля по сравнению с другими планетами Солнечной системы;
– формирование представлений о влиянии космоса на Землю.
|
| Ожидаемый учебный результат
| – Умение описывать форму и размеры Земли, называть длину экватора, меридианов, радиусов Земли, приводить доказательства шарообразности Земли;
– аргументированно описывать уникальность Земли по сравнению с другими планетами Солнечной системы;
– приводить и обсуждать примеры влияния космоса на Землю,
– приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки и рефлексии. Ключевые слова: Земля как планета солнечной системы, форма земли, размеры Земли; анимации, иллюстративные материалы, система работы с географическими и историческими картами, поисковые системы, электронные словари
|
| Длительность занятия/урока
| o Урок
|
| Место проведения занятия/урока
| o В классе на уроке
|
| Ход занятия/урока
| 1) Проблематизация. Учитель предлагает обсудить известное утверждение «Солнце – источник жизни на Земле» и исследовать проблему: это утверждение справедливо только применительно к Земле или и к другим планетам тоже? (см. задание 1, п.9).
2) Введение нового материала. Учащиеся, работая в группах или парах с текстом учебника, электронными ресурсами и другими, указанными учителем или найденными ими самостоятельно источниками информации, сравнивают характеристики планет Солнечной системы и выявляют особенности Земли, обусловленные ее положением в солнечной системе, формой и размерами (см. задание 2, п. 10).
После обсуждения результатов выполнения задания учитель предлагает им самостоятельно, на основе работы с электронными ресурсами и/или текстом учебника выяснить, как была установлена форма и размеры Земли. Работа над доказательствами шарообразности Земли осуществляется в группах. Каждая группа изучает и представляет классу одно из доказательств (по выбору группы).
3) Первичное закрепление и обратная связь осуществляются при выполнении заданий практических и контрольных модулей «Земля – планета солнечной системы» и «Глобус – модель Земли» итогов работы (см. задание 3, п. 11). Обсуждение результатов выполнения задания. Обсуждение размеров Земли.
4) Подведение итогов урока и рефлексия. Учитель просит учащихся сформулировать основные определения и выводы, записанные на уроке, перечислить (не раскрывая) доказательства шарообразности Земли, привести значения длины самой большой окружности (экватора) и длину окружности, проходящей через полюса (меридианов), экваториальных и полярных радиусов Земли. Учащиеся устно отвечают на вопросы о том, что нового они сегодня узнали, что им показалось особенно интересным, какое задание было трудным/непонятным.
|
| Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность
| Задание 1 (для работы в парах)
Часто говорят, что Солнце – источник жизни на Земле. Но в солнечную систему помимо Земли входят и другие планеты. Справедливо ли для них подобное утверждение? Поясните свой ответ, сравнив характеристики Земли и других планет Солнечной системы: температуру поверхности, наличие атмосферы, наличие гидросферы. Вы можете выбрать одну любую пару планет: Землю и Меркурий, Землю и Венеру, Землю и Марс …
|
| Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи
| Задание 2 (для работы в малых группах)
Запустите модель "Местоположение Земли в солнечной системе" и выясните, какое значение для жизни на Земле имеет тот факт, что Земля – третья планета солнечной системы и находится на расстоянии примерно 150 млн. км от Солнца.
Примечание. Учтите, что чтобы получить значение температуры по привычной для нас шкале Цельсия надо из приводимого в модели значения вычесть 273.
Дополнительный вопрос. Имеет ли какое либо значение, что ось Земли наклонена по отношению к эклиптике – той плоскости, по которой она движется вокруг Солнца? Если да, то в чем это проявляется? Поясните свой ответ схемой.
|
| Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся,
| Задание 3 (индивидуальное)
Выполните задания практических и контрольных модулей «Земля – планета солнечной системы» и «Глобус – модель Земли», указанные вам учителем.
Сохраните на рабочем столе под своей фамилией файл со скриншотом страницы результатов выполнения задания.
Примечание. Учащимся предлагается только часть заданий (по теме урока – см. п. 20).
|
| Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке (занятии)
| o Использование ИКТ
o Освоение знаний
Сотрудничество
Коммуникация
Самостоятельное приобретение знаний
|
| Модели учебных заданий и учебных ситуаций с использованием ИКТ и ЭОР, направленных на решение обозначенных в п. 5 классов учебных задач
| Модель 2.2. Работа с графическими объектами, динамическими моделями, анимациями и симуляциями
Модель 2.5. Отработка и мониторинг формируемых предметных и ИКТ-навыков
|
| Организационная модель использования ИКТ
| o одно компьютеризованное рабочее место (учителя)
o компьютеризованные рабочие места учащихся в учебном кабинете
|
| Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ
| o интерактивная доска
системы работы с географическими и историческими картами
|
| Потребности в ЭОР
| o ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели, конструкторы, симуляции и пр.)
|
| Потребности в адаптированных для учебных целей инструкциях по использованию ИКТ
| Необходимы инструкции по использованию
смарт-доски
обучающих географических моделей
|
| Возможные варианты организации занятия (этапов занятия) с учетом особенностей оснащенности учебного процесса
| Если имеются в наличии компьютерные рабочие места в учебном кабинете, то задание по решению задания выполняются в парах или группах.
При отсутствии автоматизированного рабочего места учащегося задание выполняются с использованием смарт-доски или бумажных носителей. В этом случае практические и контрольные модули (см. п. 11) выполняются дома.
|
| Методические рекомендации для учителя
| Поскольку учащиеся еще не знают законов гравитации, зависимость между массой (формой) Земли и наличием атмосферы целесообразно пояснить на примере Меркурия, имеющего крайне разреженную атмосферу.
|
| Информационно-технологические материалы
| Единая коллекция образовательных ресурсов 1) Учебный комплекс «География. Планета Земля». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Экраны к урокам №1, 2 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/?&onpage=20&onpage=20&page=3 2) Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Солнце – источник жизни на Земле. Схема солнечной системы. Земля из космоса
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/?&onpage=20&onpage=20&page=3 3) Модель "Местоположение Земли в солнечной системе" С помощью этой модели можно узнать важно ли то, что Земля – третья планета Солнечной системы, а также спрогнозировать последствия увеличения или уменьшения площади суши земли.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/
4) Модель "Земля в солнечной системе" Модель позволяет изучить механизмы взаимодействия Земли и Солнца, определить географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, и установить планетарно-космические факторы, определяющие климатические особенности Земли.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/ 5) Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли. Коллекция изображений на основе спутниковых данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Форма и размер Земли.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6/69738/?interface=catalog&class=48&subject=28&onpage=30 6) Астрономическая труба малая (телескоп переносной Мерца)
Предназначена для практического изучения звездного неба. Изготовлена из дерева с латунными деталями и крепится на латунном штативе. Диаметр ахроматического двухлинзового объектива 60 мм, фокусное расстояние 800 мм. Отрицательный окуляр Гюйгенса имеет широкий угол зрения с большой разрешающей способностью, сравнимой с современной. Принадлежит к типу так называемых телескопов-рефракторов, разработка которых завершилась к концу 19 в.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/?&onpage=20&onpage=20&page=8 7) Астрономический универсал Фрайберга-Кондратьева
Универсальный астрономический инструмент, позволяющий выполнять все виды астрономических определений (определение широты, долготы и азимута). Конструктивные решения, использованные в данном инструменте, легли в основу более поздних образцов астрономических приборов
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/28/?&onpage=20&onpage=20&page=8 Федеральный центр информационных образовательных ресурсов 8) Земля – планета Солнечной системы
Рассматриваемый модуль рассчитан для детей затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. Целью данного модуля является: разобрать состав планет Солнечной системы, рассмотреть форму и размеры Земли как планеты, понять особенности вращения естественного спутника Земли – Луны. Особое внимание уделено рассмотрению Солнечной системы, Земли, как третьей планеты Солнечной системы, формы и размеров Земли, Луны, как спутника Земли.
загрузить (8.0 MБайт) тип: И 9) Форма и размеры Земли (со специальными возможностями для слабовидящих)
Модуль позволяет ознакомиться с формой и размерами Земли, а также определить причины шарообразности Земли.
загрузить (5.42 MБайт) тип: И 10) Земля – планета Солнечной системы. Практические задания
Модуль предназначен для освоения предмета на базовом уровне. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Солнечная система», «Расположение планет в Солнечной системе», «Геоид», «Стареющая и растущая Луна», «Фазы Луны».
загрузить (8.62 MБайт) тип: П 11) Земля – планета Солнечной системы. Контрольные задания
Модуль предназначен для контроля знаний на базовом уровне. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Положение Земли в Солнечной системе», «Планеты Солнечной системы», «Основной фактор приливов и отливов», «Времена года в разных полушариях».
загрузить (8.94 MБайт) тип: К 12) Глобус – модель Земли
Рассматриваемый модуль позволяет понять изменение представлений о Земле, рассмотреть историю создания глобуса и его виды. Особое внимание уделено описанию древним представлениям о Земле, доказательству шарообразности Земли. Также рассматриваются виды глобусов и градусная сеть.
загрузить (7.03 MБайт) тип: И 13) Глобус – модель Земли. Практические задания
В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: "Древние представления о Земле", "Аристотель", "Первое вычисление размеров Земли", "Первый глобус", "Первое кругосветное путешествие".
загрузить (3.29 MБайт) тип: П
| |