Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 86.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер86.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
МКСКОУ СКОШ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12»

Практикум

по формированию организационных умений у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда.

Составитель: Е.Г.Лебедева

Г. Биробиджан

2013-2014 уч.год.

Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы школы.

Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально - трудовому обучению. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно - полезным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы.
Каждый этап обучения имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на других этапах.

Организация трудового обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу – ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских

В этот период дети должны приобрести ряд организационных умений (организация рабочего места, умение концентрироваться на выполняемой работе), получить первоначальные навыки ориентировки в задании, планирования и контроля за его выполнением, усвоить предусмотренные программой сведения о свойствах материалов, правилах работы с ними, об устройстве инструментов, научиться соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техник безопасности, овладеть приемами работы с различными материалами. Уроки ручного труда в начальной школе VIII вида используются в целях профознакомительной работы.

Первый этап трудового обучения осуществляется в I — III классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.

Занятия по труду в 1 классе более сложные. Это объяснимо тем, что дети приходят в школу с разной дошкольной подготовкой (из дома, детского сада, массовых школ) и разным уровнем умственного развития. Поэтому одной из важнейших задач обучения в первом классе является: формировать у учащихся организационные умения, так как они очень невнимательны и несобранны
Формирование организационных умений:

- вовремя приходить на занятия по ручному труду, организованно входить в класс,

- работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы,

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения.

В 1-м классе закладываются первоначальные представления о содержании организационных требований:

«Как подготовить и содержать свое рабочее место?»

- Каждый работает на своем рабочем месте.

- Приготовь весь нужный инструмент и материалы.

- Убери со своего рабочего места всё лишнее.

- Следи за порядком на своем рабочем месте.

- Закончил работу- прибери свое рабочее место.

«Как пользоваться инструментами и материалами?»

- Инструменты располагай в строгом порядке.

- Не бери инструменты во время объяснения учителя.

- При работе правильно держи инструменты.

- Экономно расходуй материал.

«Как слушать объяснение учителя?»

- Внимательно слушай объяснение учителя.

- Приступай к выполнению задания после объяснения учителя.

«Как сидеть во время работы?»

- Сиди спокойно на своем рабочем месте.

- При работе сядь так, чтобы было удобно.

- Сиди прямо не сутулься.

«Как вести себя во время работы?»

- Сначала продумай всю работу.

- Приступай к работе медленно.

- Не спеши при выполнении задания.

- Не надо отрываться от работы для другого дела.

- Не мешай работать сидящему рядом с тобой.

– Работай ровно. Если работа ен получается – не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоится и снова приняться за работу или обратиться за помошью к учителю.

- При удачном выполнении работы не хвались, потерпи, пока тебя похвалят другие.

-В случае полной неудачи попробуй себя сдержать и снова сдержать работу

В процессе трудового обучения умственно отсталых школьников предусматривается не только вооружение учащихся практическими умениями, но и формировать умение планировать и организовывать трудовую деятельность, анализировать ее результаты.

Планирование выполнения изделия.
Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Обучение детей планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана.
В начале обучения целесообразно пользоваться методическим приемом, при котором учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ приемов со словесной инструкцией.

В первом классе учащиеся выполняют изделие по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. Неоднократный фронтальный показ и индивидуальная помощь детям на этом этапе необходимы.,

Рекомендуется изготовить предметные карты для уроков ручного труда, которые полезны и на этом этапе. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы.

Требования, выдвигаемые к организации трудового процесса, носят общий рекомендательный характер для всех видов работы. Решая организационные вопросы в каждом отдельном виде работ, следует исходить из конкретных специфических условий, характерных только для конкретного вида.

Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.

МКСКОУ СКОШ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12»

Урок трудового обучения

1 класс

Составитель: Е.Г.Лебедева

Г. Биробиджан

2013-2014 уч.год.

Тема: Изготовление по образцу ежа из пластилина и природного материала (семена подсолнечника)

Цели: Познакомить учащихся с приемами изготовления ежа из пластилина.

Задачи: 1. Уметь выполнять изделие по показу учителя, чередующемуся с инструкцией.

Закреплять правила организации рабочего места.

2.Развивать пространственную ориентировку, память, слуховое внимание, мелкую моторику.

3. Воспитывать организованность, аккуратность.

Оборудование: пластилин, подложки, семена подсолнечника, стеки, тряпочки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • Прежде, чем мы приступим к работе, проверим готовность к уроку и вспомним правила поведения на уроке.

1. Проверка готовности к уроку

-Проверьте, все ли у вас лежит на парте, что я назову: пластилин, подложки, семена подсолнечника, стеки, тряпочки.

2.Правила работы на уроке

-А теперь вспомним правила работы на уроке - я начну, а вы заканчивайте.

Каждый работает на своем …… рабочем месте.

Внимательно слушаем объяснение …. Учителя.

На уроке соблюдаем ……тишину.

Во время работы содержи ……свое рабочее место в порядке.

Научился сам ….помоги товарищу.

Закончил работу…убери свое рабочее место.

Не бери пластилин …в рот.

Не бросайся …пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

  1. Постановка темы и цели урока

- Как вы поняли, мы будем работать с пластилином. А что именно будем лепить, вы узнаете, отгадав загадку:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж)

А что вы знаете о еже? (ответы уч-ся)

Сюрпризный момент. Встреча с ежом (ученик класса в шапочке ежа)

- Что ж ты ёж такой колючий?

- Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

- Что вы узнали?

- Чем покрыто тело ежа?

III. Работа по теме урока.

  1. Пальчиковая разминка

Предлагаю детям сделать из пальчиков ёжика.

(сложить ладони, пальцы выпрямлены)

Ёжик маленький замерз

(прижать пальцы- ёжик спрятал иголки)

И в клубок свернулся

Солнце ёжика согрело

(выпрямить пальцы- ёжик показал иголочки)

Ёжик развернулся.

  1. Анализ образца изделия.

-Посмотрите внимательно, из чего сделан ёж?

-Из каких деталей состоит пластилиновый ежик?

-Назовите самую большую деталь? ( туловище)

-Какую форму имеет туловище?

Выберите из геометрических фигур, какая подходит

-Перечислите детали туловища ежика, которые имеют форму шара?

-Из чего они сделаны?

-Чем покрыто тело ёжика?

-Из чего сделаны иглы?

-Сколько их?

Итог: Итак, мы с вами проанализировали нашу поделку и выяснили, что тело ежа сделано из пластилина, а иголочки- из семян подсолнечника (семечек).

  1. Работа учащихся

Работаем по операционной карте

Из пластилина вылепливаем туловище ежа с остренькой мордочкой.

Кусок пластилина коричневого цвета, размять- разогреть в руках. Скатать овал, вытянуть мордочку.

Нарядим ёжика в иголочки. Начинаем от мордочки, втыкаем семечки ряд за рядом.

Чтобы ёжик получился красивым, семечки не располагайте слишком близко друг к другу.

Сделайте ёжику глазки из пластилина. На самый кончик острой мордочки прикрепите носик.

Сделайте лапки.

  1. Анализ выполненных работ.

Собрать все работы

–Посмотрите, у нас получилась целая ежиная семья.

–Как называют папу ежа? (ёж)

-А маму? (ежиха)

-Сына? (ежонок)

-Детей? (ежата)

-Чья работа вам понравилась лучше всех и почему?


  1. Итог урока

-Кто был гостем на нашем уроке?

- Давайте скажем ему: «До свидания!»

-А теперь убираем свои рабочие места.

1. Положи готовое изделие на выставку.

2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробочку

3. Стеком очисти рабочую доску.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск