МКСКОУ СКОШ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12»
Практикум
по формированию организационных умений у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда.
Составитель: Е.Г.Лебедева
Г. Биробиджан
2013-2014 уч.год.
Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы школы.
Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально - трудовому обучению. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно - полезным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы. Каждый этап обучения имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на других этапах.
Организация трудового обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу – ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских
В этот период дети должны приобрести ряд организационных умений (организация рабочего места, умение концентрироваться на выполняемой работе), получить первоначальные навыки ориентировки в задании, планирования и контроля за его выполнением, усвоить предусмотренные программой сведения о свойствах материалов, правилах работы с ними, об устройстве инструментов, научиться соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техник безопасности, овладеть приемами работы с различными материалами. Уроки ручного труда в начальной школе VIII вида используются в целях профознакомительной работы.
Первый этап трудового обучения осуществляется в I — III классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.
Занятия по труду в 1 классе более сложные. Это объяснимо тем, что дети приходят в школу с разной дошкольной подготовкой (из дома, детского сада, массовых школ) и разным уровнем умственного развития. Поэтому одной из важнейших задач обучения в первом классе является: формировать у учащихся организационные умения, так как они очень невнимательны и несобранны Формирование организационных умений:
- вовремя приходить на занятия по ручному труду, организованно входить в класс,
- работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы,
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения.
В 1-м классе закладываются первоначальные представления о содержании организационных требований:
«Как подготовить и содержать свое рабочее место?»
- Каждый работает на своем рабочем месте.
- Приготовь весь нужный инструмент и материалы.
- Убери со своего рабочего места всё лишнее.
- Следи за порядком на своем рабочем месте.
- Закончил работу- прибери свое рабочее место.
«Как пользоваться инструментами и материалами?»
- Инструменты располагай в строгом порядке.
- Не бери инструменты во время объяснения учителя.
- При работе правильно держи инструменты.
- Экономно расходуй материал.
«Как слушать объяснение учителя?»
- Внимательно слушай объяснение учителя.
- Приступай к выполнению задания после объяснения учителя.
«Как сидеть во время работы?»
- Сиди спокойно на своем рабочем месте.
- При работе сядь так, чтобы было удобно.
- Сиди прямо не сутулься.
«Как вести себя во время работы?»
- Сначала продумай всю работу.
- Приступай к работе медленно.
- Не спеши при выполнении задания.
- Не надо отрываться от работы для другого дела.
- Не мешай работать сидящему рядом с тобой.
– Работай ровно. Если работа ен получается – не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоится и снова приняться за работу или обратиться за помошью к учителю.
- При удачном выполнении работы не хвались, потерпи, пока тебя похвалят другие.
-В случае полной неудачи попробуй себя сдержать и снова сдержать работу
В процессе трудового обучения умственно отсталых школьников предусматривается не только вооружение учащихся практическими умениями, но и формировать умение планировать и организовывать трудовую деятельность, анализировать ее результаты.
Планирование выполнения изделия. Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Обучение детей планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана. В начале обучения целесообразно пользоваться методическим приемом, при котором учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ приемов со словесной инструкцией.
В первом классе учащиеся выполняют изделие по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. Неоднократный фронтальный показ и индивидуальная помощь детям на этом этапе необходимы.,
Рекомендуется изготовить предметные карты для уроков ручного труда, которые полезны и на этом этапе. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы.
Требования, выдвигаемые к организации трудового процесса, носят общий рекомендательный характер для всех видов работы. Решая организационные вопросы в каждом отдельном виде работ, следует исходить из конкретных специфических условий, характерных только для конкретного вида.
Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.
МКСКОУ СКОШ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12»
Урок трудового обучения
1 класс
Составитель: Е.Г.Лебедева
Г. Биробиджан
2013-2014 уч.год.
Тема: Изготовление по образцу ежа из пластилина и природного материала (семена подсолнечника)
Цели: Познакомить учащихся с приемами изготовления ежа из пластилина.
Задачи: 1. Уметь выполнять изделие по показу учителя, чередующемуся с инструкцией.
Закреплять правила организации рабочего места.
2.Развивать пространственную ориентировку, память, слуховое внимание, мелкую моторику.
3. Воспитывать организованность, аккуратность.
Оборудование: пластилин, подложки, семена подсолнечника, стеки, тряпочки.
Ход урока:
Организационный момент.
Прежде, чем мы приступим к работе, проверим готовность к уроку и вспомним правила поведения на уроке.
1. Проверка готовности к уроку
-Проверьте, все ли у вас лежит на парте, что я назову: пластилин, подложки, семена подсолнечника, стеки, тряпочки.
2.Правила работы на уроке
-А теперь вспомним правила работы на уроке - я начну, а вы заканчивайте.
Каждый работает на своем …… рабочем месте.
Внимательно слушаем объяснение …. Учителя.
На уроке соблюдаем ……тишину.
Во время работы содержи ……свое рабочее место в порядке.
Научился сам ….помоги товарищу.
Закончил работу…убери свое рабочее место.
Не бери пластилин …в рот.
Не бросайся …пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
Постановка темы и цели урока
- Как вы поняли, мы будем работать с пластилином. А что именно будем лепить, вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж)
А что вы знаете о еже? (ответы уч-ся)
Сюрпризный момент. Встреча с ежом (ученик класса в шапочке ежа)
- Что ж ты ёж такой колючий?
- Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
- Что вы узнали?
- Чем покрыто тело ежа?
III. Работа по теме урока.
Пальчиковая разминка
Предлагаю детям сделать из пальчиков ёжика.
(сложить ладони, пальцы выпрямлены)
Ёжик маленький замерз
(прижать пальцы- ёжик спрятал иголки)
И в клубок свернулся
Солнце ёжика согрело
(выпрямить пальцы- ёжик показал иголочки)
Ёжик развернулся.
Анализ образца изделия.
-Посмотрите внимательно, из чего сделан ёж?
-Из каких деталей состоит пластилиновый ежик?
-Назовите самую большую деталь? ( туловище)
-Какую форму имеет туловище?
Выберите из геометрических фигур, какая подходит
-Перечислите детали туловища ежика, которые имеют форму шара?
-Из чего они сделаны?
-Чем покрыто тело ёжика?
-Из чего сделаны иглы?
-Сколько их?
Итог: Итак, мы с вами проанализировали нашу поделку и выяснили, что тело ежа сделано из пластилина, а иголочки- из семян подсолнечника (семечек).
Работа учащихся
Работаем по операционной карте
Из пластилина вылепливаем туловище ежа с остренькой мордочкой.
Кусок пластилина коричневого цвета, размять- разогреть в руках. Скатать овал, вытянуть мордочку.
Нарядим ёжика в иголочки. Начинаем от мордочки, втыкаем семечки ряд за рядом.
Чтобы ёжик получился красивым, семечки не располагайте слишком близко друг к другу.
Сделайте ёжику глазки из пластилина. На самый кончик острой мордочки прикрепите носик.
Сделайте лапки.
Анализ выполненных работ.
Собрать все работы
–Посмотрите, у нас получилась целая ежиная семья.
–Как называют папу ежа? (ёж)
-А маму? (ежиха)
-Сына? (ежонок)
-Детей? (ежата)
-Чья работа вам понравилась лучше всех и почему?
Итог урока
-Кто был гостем на нашем уроке?
- Давайте скажем ему: «До свидания!»
-А теперь убираем свои рабочие места.
1. Положи готовое изделие на выставку.
2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробочку
3. Стеком очисти рабочую доску. |