Скачать 78.06 Kb.
|
Пояснительная записка Направленность программы вокальной группы «Музыкальное воспитание и основы вокала» художественно-эстетическая. Программа рассчитана на три года обучения по 68 часов каждый год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, где основное внимание уделяется развитию вокальных данных учащихся и отработке теоретического материала. В группу принимаются дети с различными музыкальными данными, в возрасте от 11 до 13 лет. Цель данной программы: формирование навыков выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитание эмоциональной отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни; воспитание потребностей к творческому самовыражению. Задачи: 1. Формирование целостного представления об искусстве; 2. Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству; 3. Развитие способности активного восприятия искусства; 4. Формирование способности самостоятельного освоения художественных ценностей; 5. Создание условий реализации творческих способностей; 6. Формирование навыков творческой деятельности; 7. Формирование вокальных навыков; 8. Развитие памяти, произвольного внимания, творческого мышления, воображения; 9. Развитие навыков сольного пения, пения в ансамбле; 10. Развитие умения перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокальное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребёнок, и пение для него естественный и доступный способ, действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания, как слово и музыка. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения способствует формированию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет предмет вокала. Занятия дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, помогают более полно раскрыть образ музыкального произведения. Ребёнок с помощью средств музыкальной выразительности (звуковедения, артикуляции, штрихов, нюансов) доносит до зрителя характер героя произведения, его эмоции. Однако прежде, чем всё это увидит зритель, предстоит огромная совместная работа педагога и обучающихся. Педагог на занятиях решает 5 групп задач: 1. Координационные 2. Мышечно-тренировочные 3. Эстетические 4. Музыкально-исполнительские 5. Свободное ориентирование в работе с техникой (микрофонами, фонограммами). Вокальная педагогика пытается решить эти задачи комплексно. Прежде всего, поющему ребёнку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос – огромное богатство, которым надо разумно пользоваться , охранять и беречь его. Педагогу необходимо обеспечить естественное, постепенное, спокойное формирование певческих навыков, не нанося ни физического, ни морального ущерба ребёнку. В связи с этим очень помогает в работе фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Например, с помощью артикуляционной гимнастики почти у всех детей снимает челюстно-лицевой зажим. Также необходимо работать с детьми в соответствии с индивидуальными особенностями их диапазона. Основными общедидактическими методами обучения являются: 1. Голосовой (демонстрация педагогом изучаемого материала) 2. Словесные (устное объяснение) Важен и принцип однородных действий, которые заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующая система автоматически находит оптиум, одновременно тренируя соответствующие мышечные системы. Очень важно закреплять из урока в урок приобретённые знания, умения, навыки. Хорошее осмысленное исполнение возможно лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками: 1. Пением на дыхании 2. Активной артикуляцией 3. Звуковедением 4. Дикцией 5. Интонированием Основными формами работы на занятии являются: распевание, солфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, не даётся. Формы подведения итогов:
Ожидаемые результаты: В течение первого года обучения ребёнок должен приобрести следующие знания и умения:
В течение второго года обучения ребёнок закрепляет и приобретает следующие знания и умения:
В течение третьего года обучения ребёнком закрепляются все приобретённые знания, умения и навыки и приобретаются новые:
Учебно-тематический план 1-ый год обучения
2-ой год обучения
3-ий год обучения
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Список используемой литературы
|