Урок 7. Добродетель и порок
Цель урока: Создание представления у детей о понятиях добродетель и порок.
Задачи:
Дать представление о том, как связано между собой добродетель и добро, порок и зло.
Определить вместе с учащимися, какие поступки людей являются порочными, а какие добродетельными.
Помочь учащимся увидеть друг в друге добродетельные черты.
Тип урока: Изучение нового материала. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
Наши добродетели - это чаще всего переряженные пороки.
Ф. Ларошфуко 2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы к учащимся:
Что такое добро?
Что такое зло?
Какими качествами обладает добрый человек?
Какими качествами обладает злой человек?
О каких пороках и добрых качествах героев сказок говорится в ….?(работа по индивидуальным карточкам в группах).
Физминутка
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока:
Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра?
Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?
Добродетель – это…
Порок – это..
Еще греческий философ Платон определил четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность, справедливость.
Средневековые схоласты добавили к ним еще три: веру, надежду и любовь. Все эти семь основных добродетелей изображались в виде человеческих фигур (в основном молодой женщины) в длинных одеждах, но у каждой были свои атрибуты — одушевленные и неодушевленные.
Так, Мудрость имела два лица: старое и молодое, а у ног ее сидел дракон; Мужество держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое, у ног же его сидел лев.
Умеренность изображалась с двумя небольшими кувшинчиками в руках, из одного очень экономно — капля по капле — капала вода, а другой сохранялся в неприкосновенности. У ног умеренности сидела собака, смотрящая в вылизанную до зеркального блеска тарелку, в которой она даже отражалась. Справедливость держала в одной руке меч, в другой весы, а у ног ее стоял журавль на одной ноге, зажавший камень в поднятой ноге. Он олицетворял бдительность, настороженность.
Вера держала в одной руке прямо на ладони, как жонглер, хрустальный кубок, который мог в любую минуту упасть, а в другой — крест. У ног ее сидела собака в спокойной, "достойной" позе, олицетворявшая верность. Надежда складывала руки в жесте мольбы и устремляла свой взор к солнцу, а у ног ее сидела птица Феникс на начинавшем гореть костре. Любовь одной рукой сыпала семена на землю, а другую прижимала к сердцу. У ног ее пеликан кормил собственной кровью птенцов.
Традиционные символы: Вообще жемчуг, вопреки своей ассоциации со слезами, считается символом добродетели. Наиболее известная аллегория — единорог. Дуб - символ постоянства или истинной добродетели. Лавровый куст ещё одна impresa Лоренцо Медичи (1448-1492), с девизом "Такова добродетель", то есть добродетель неувядаема, как вечнозеленый лавр. Не только царственные существа. Еж, свернувшийся в шар для защиты от опасности. Символ добродетели и честности, которым редко требуется какая-либо внешняя помощь
Имена добродетелей: Смирение, Благоразумие, Умеренность, Стойкость, Благоговение, Справедливость, Милосердие. Наука, Совет, Понимание и Мудрость
Противоположностью семи добродетелей являются семь пороков: гордыня, жадность, вожделение, злоба, ненасытность, зависть и праздность. Их атрибуты четко не определены. В живописи эпохи Возрождения семь добродетелей обычно изображали в сопровождении семи гуманитарных наук, к которым относились грамматика, логика, риторика, арифметика, музыка, геометрия и астрономия.
Игра «Добродетели и пороки»
( Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.)
Чтение статьи из пособия для учащихся
Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия два определения добродетели, выписать их.
Беседа с учащимися по вопросам:
Всё ли тебе понятно в определении добродетели?
Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?
Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.
Пословицы и поговорки о добродетели: Добрый человек в добре проживет век. Добро не лихо: бродит в мире тихо. Добрый привет и кошке, люб. Доброму везде добро. Добрая слава дороже богатства. Доброе дело и в воде не тает (не тонет).
Итог урока: Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше. Гораций
Оценивание учащихся.
Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им.
|