КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
В 5 КЛАССЕ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Количество часов - 68 (2 часа в неделю)
№урока
| Тема урока
| Дата
| ПримечаниеСтр.
|
| Введение. Изучение природы (3 ч).
|
|
| 1
| Введение. Науки о природе.
|
| 3-14
| 2
| Методы изучения природы.
|
| 15-20
| 3
| Великие естествоиспытатели.
|
| 21-22
|
| Вселенная (15 ч)
|
|
| 4
| Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
|
| 24-25
| 5
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
| 26-28
| 6
| Николай Коперник, его модель Вселенной.
|
| 29-30
| 7
| Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника.
|
| 30-33
| 8
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
|
| 34-38
| 9
| Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Планета – карлик Плутон.
|
| 39-40
| 10
| Спутники планет.
|
| 41-42
| 11
| Астероиды. Кометы.
|
| 43-45
| 12
| Метеоры. Метеориты.
|
| 45-47
| 13
| Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
|
| 48-50
| 14
| Многообразие звёзд.
|
| 50-51
| 15
| Созвездия.
ПР №1.Определение по звёздной карте созвездий Северного полушария.
|
| 51
| 16
| Галактики. Световой год.
|
| 49
| 17
| Обобщающий урок.
|
| 3-52
| 18
| Контрольная работа «Вселенная»
|
|
|
| Земля (18 ч)
|
|
| 19
| Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.
|
| 54-59
| 20
| Внутреннее строение Земли.
|
| 60-63
| 21
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
ПР. №2. Описание минералов и горных пород, определение их свойств.
|
| 62
| 22
| Вещества в окружающем мире.
|
| 64-67
| 23
| Явления в окружающем мире.
|
| 67-71
| 24
| Землетрясения.
|
| 72
| 25
| Вулканы.
|
| 73-74
| 26
| В царстве беспокойной Земли.
|
| 74-77
| 27
| Суша планеты.
|
| 78-81
| 28
| Суша планеты.
ПР №3 «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин».
|
| 82-84
| 29
| Атмосфера Земли.
|
| 85-86
| 30
| Погода. Климат.
|
| 86-87
| 31
| Ураганы. Смерчи.
|
| 88-90
| 32
| Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
|
| 91-92
| 33
| Воды суши.
|
| 92-96
| 34
| Гидросфера Земли.
ПР №4. Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных Рек.
|
|
| 35
| Уникальность планеты Земля.
|
| 97-100
| 36
| Контрольная работа «Планета Земля»
|
|
|
| Жизнь на Земле (18 ч)
|
|
| 37
| Развитие жизни на Земле.
|
| 102-103
| 38
| Животные прошлого. Динозавры.
|
| 104-106
| 39
| Живые клетки.
|
| 107
| 40
| Строение клетки.
|
| 107-109
| 41
| Строение клетки.
ПР. №5. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
|
| 110-112
| 42
| Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
|
| 113-114
| 43
| Многоклеточные организмы (грибы, растения)
|
| 114
| 44
| ПР №6. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
|
|
| 45
| Беспозвоночные и позвоночные животные.
|
| 114-117
| 46
| Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.
|
| 118-120
| 47
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
|
| 121
| 48
| Почвенная среда.Приспособленность организмов к жизни в ней.
|
| 121
| 49
| Жизнь на разных материках.
|
| 123-128
| 50-51
| Природные зоны Земли.
|
| 129-134
| 52-53
| Жизнь в морях и океанах.
|
| 135-138
| 54
| Контрольная работа «Жизнь на Земле»
|
| 139
|
| Человек на Земле (13 ч)
|
|
| 55
| Происхождение человека.
|
| 142-144
| 56
| Первые люди.
|
| 144-148
| 57
| История географических открытий. Открытие Америки.
|
| 149-150
| 58
| Открытие Австралии и Антарктиды.
|
| 150-151
| 59
| Великие путешественники - первооткрыватели новых земель.
|
| 152-154
| 61
| Как человек изменил Землю.
|
| 155-157
| 62
| Озоновая дыра, кислотные дожди и парниковый эффект.
|
| 157-159
| 63
| Жизнь под угрозой.
|
| 160-162
| 64
| Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания.
|
| 163-165
| 65
| Здоровье человека и безопасность жизни.
|
| 166-169
| 66
| Ядовитые животные и растения.
|
| 170-172
| 67
| Охрана животных и растений.
|
| Доклады.
| 68
| Обобщающий урок. Человек на Земле.
|
| 142-173
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
5 КЛАСС
(68 ч. 2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень).
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета. Поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». Задачи курса:
формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного курса;
развитие знаний о живой и неживой природе, полученных в начальной школе в курсах природоведения и других;
формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики;
создание у учащихся представления о целостной естественной картине мира.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс.
Программой предусмотрено проведение:
-контрольных работ-3
-практических работ-6.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы изучения природы», «Вселенная», «Земля», «Как развивалась жизнь на Земле», «Человек на Земле».
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| В том числе
| теория
| Прак. Раб.
| Контр.раб
| 1
| Введение. Изучение природы.
| 3
| 3
| -
| -
| 2
| Вселенная.
| 15
| 13
| 1
| 1
| 3
| Земля.
| 18
| 14
| 3
| 1
| 4
| Жизнь на земле.
| 18
| 15
| 2
| 1
| 5
| Человек на Земле
| 13
| 13
| -
| -
|
| итого
|
|
|
|
|
Межпредметные связи.
Учёт межпредметных связей в преподавании необходим, так как предмет Природоведение продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии. Биологии и физической географии в основной школе. Химия:
растворение химических веществ
химические явления (химические превращения, или химические реакции)
молекулы простых и сложных веществ
кислород, азот, углекислый газ (значение)
чистые вещества и смеси
вода-растворитель. Растворы
кислород, его общая характеристика и нахождение в природе
оксиды и кислоты
озон
Физика
единицы измерения
свойство магнита
физические явления (тепловые, световые, звуковые, электрические, магнитные)
Биология:
строение светового микроскопа
строение растительной и животной клеток
царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные
внешнее строение растений
Экология:
биосфера
химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
круговорот кислорода в природе
среда обитания организмов
География:
геохронологическая таблица
история географических открытий
контурные карты
круговорот воды в природе
материки и части света
океаны Земли
физическая карта мира
палеонтология (ископаемые остатки)
природные зоны Земли
История
Древняя Греция
Древний Египет
Астрономия:
Телескоп
Галактика (галактика)
Литература:
Краеведение:
Полезные ископаемые области и региона
Реки, озёра, известные водоёмы и источники области и региона
Животные водоёмов области и региона
Птицы и млекопитающие области и региона
Животные почв области и региона
Источники загрязнения воды, почв и воздуха в области и регионе
Красная книга области и региона
Климат области и региона
Ядовитые животные и растения области и региона
Основные требования
к знаниям учащихся 5 класса Учащиеся должны знать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
как развивалась жизнь на Земле; отличие систем мира по Птолемею и Копернику; роль Дж. Бруно, Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную;
строение и состав Солнечной системы;
общую характеристику планет солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;
характеристику галактик;
основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;
причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
как человек появился на Земле;
как люди открывали новые Земли (приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги;
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений;
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).
Учащиеся должны уметь:
- выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, измерительными приборами;
рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
показать на карте основные природные зоны Земли;
составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника, дополнительную литературу, подобранную самостоятельно либо под руководством учителя, а также использовать интернет - ресурсы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; использовать план или карту (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
для измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, оценки отдельных параметров физического развития (гибкости тела, правильности осанки), для сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
для определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за компонентами и другими культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации их особенностей и потребностей);
для оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;
для определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии.
Средства обучения
Печатные пособия.
Рисунки и фотографии.
Портреты учёных, путешественников.
Карты.
Информационно-коммуникационные средства.
Технические средства.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Приборы, приспособления, реактивы и материалы. Литература:
Методическое пособие «Природоведение 5 класс» рабочая программа по учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. Автор Е.Ю. Щелчкова. Издательство «Учитель» Волгоград.
|