Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации22.04.2014
Размер0.64 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Астрономия > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Е.В.Чудинова

Е.Н.Букварева

Методическое пособие для учителя


к курсу «Окружающий мир»

для 3 класса

(система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)


Москва

2013 год



Методическое пособие для учителя 1

1. ВВЕДЕНИЕ 3

1.1. Задачи и предмет курса, особенности третьего года обучения 3

1.2. Описание учебно-методического комплекта для 3 класса 5

1.2.1. Учебник 5

1.2.2. Рабочие тетради на печатной основе (в двух частях) 6

1.2.3. Тетрадь для проверочных работ 7

1.2.4. Тетрадь заготовок 7

1.2.5. Цифровые ресурсы 8

1.2.6. Необходимые учебные пособия 8

1.3. Результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе 9

1.3.1. Личностные результаты 9

1.3.2. Метапредметные результаты 10

1.3.3. Предметные результаты 10

1.4. Примерное тематическое планирование 11

1.5. Новые формы учебного сотрудничества 16

1.6. Содержание третьего года обучения 18

1.7. Логика учебного движения класса в открытии и освоении способов действий 19

2. Вариант реализации программы. Поурочные комментарии 25

Урок 1. Стартовая проверочная работа 25

Урок 2. Маршрут – линейная запись пути 25

Урок 3. Ориентиры и знаки на маршрутах 27

Урок 4. Дорога в школу и домой 28

Урок 5. Безопасность в пути 28

Урок 6. Направления движения (Постановка учебной задачи) 29

Урок 7. Стороны горизонта 31

Урок 8. Движение Солнца по небу. Ориентирование по Солнцу (урок-тренинг) 32

Урок 9. Ночное небо. Определение сторон горизонта по Полярной звезде 35

Урок 10. Определение сторон горизонта по местным признакам 35

Урок 11. Компас, его устройство и работа с ним 36

Урок 12. Определение сторон горизонта и направления движения по компасу 38

Урок 13. Проверочная работа. Подведение итогов 38





1. ВВЕДЕНИЕ




1.1. Задачи и предмет курса, особенности третьего года обучения


Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи:

- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

- ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);

- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

- воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения знаний, умений и навыков. В процессе изучения "Окружающего мира" развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации, и прочие, - а также специальные умения - устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т.д.

В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Основным методом обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка и решение учениками системы учебных задач. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений (содержание 2 года обучения). В курсе 3 класса предполагается решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы представления результатов исследования.

Постановка этих учебных задач возможна на практически любом материале. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы а) материал соответствовал требованиям ФГОС НОО 2009 года, б) ученики имели бы дело с чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений, в) у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается).

В разделах, включающих знания социальной направленности, сильно выражен региональный компонент. В связи с этим можно рекомендовать учителям, работающим по данному курсу "Окружающий мир" вне России (Казахстан, Белоруссия, Латвия, Украина), дополнять его курсами истории или обществознания своей страны.

Материал и форма заданий определяются возрастными особенностями младших школьников. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Особенно много таких заданий в первом классе, так как в возрасте 6-7 лет происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с информационными текстами, с другой.

Курс предполагает широкое использование дискуссий, работы детей в группах, парной работы.

Особенностью третьего года обучения является направленность на открытие и освоение детьми способов представления данных, полученных в опыте или наблюдении. О содержании курса третьего класса можно прочитать подробнее в специальном разделе.

В полный учебно-методический комплект для 3 класса входят:

  1. Методическое пособие для учителя. В нем излагаются основные принципы построения курса, описываются последовательности разобранных заданий с вариантами возможных ответов, приемы проектирования уроков, список учебных пособий и т.д..

  2. Учебник, в котором содержатся задания к курсу и тексты для чтения.

  3. Примерная программа курса «Окружающий мир» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, 1-4).

Дополнительно:

  1. Рабочая тетрадь (в двух частях).

  2. Тетрадь для проверочных работ.

  3. Тетрадь заготовок.

  4. Рекомендуемые цифровые ресурсы.

Подробное описание УМК читайте в отдельном разделе.

Обращаем особое внимание учителя на специфику учебников, связанную с основным принципом системы Эльконина-Давыдова: невозможность сообщения ученикам в готовом виде того, что должно стать предметом их собственных открытий. Поэтому в каждой главе учебника есть вводная часть, предназначенная для постановки задачи, материал, необходимый для ее решения, и основные выводы. Само открытие, которое происходит в классе, словами учебника не транслируется. Описание этого процесса и необходимых результатов работы класса приводится в методическом пособии для учителя.

Какое содержание должен освоить ребенок за все годы обучения в соответствии с программой предлагаемого курса?

Основной способ действий, усваиваемый ребенком в ходе обучения, - экспериментирование. В начале второго года обучения дети открывают этот способ в наиболее общем простом виде. Работая всем классом или в группе, к концу второго класса ученики становятся способными формулировать предположения об условиях того или иного процесса и воссоздавать эти условия для проверки на опыте (на материале несложных задач учебника).

В ходе последующего обучения детьми вместе с учителем ставятся и последовательно решаются следующие (более частные) задачи:

  • на открытие общих способов измерения (конец второго года обучения),

  • на открытие общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента (третий год обучения).

В ходе усвоения этого содержания способности детей к анализу и научному решению вопросов об окружающем мире развиваются.

Особенное содержание третьего года обучения состоит в открытии и овладении детьми общими способами представления результатов наблюдения и эксперимента. Это способы табличного, графического, картографического и т.п. описания. Такое описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Но особенно важно то, что в любых справочниках и учебниках для средней школы информация представлена не только в виде сплошного текста, но и в виде таблиц, планов, схем, графиков и пр. Овладевая умениями самостоятельно строить и читать эти виды изображений, дети будут готовы к освоению содержания естественнонаучных и гуманитарных предметов средней школы.

Также важно, что систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа – по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлен опыт, мысли и чувства других людей, - развивает способности воображения, понимания, вводит детей в пространство высокого общественного сознания.

Содержание третьего класса логически вытекает из материала второго года обучения. Научившись проводить измерения и, следовательно, накапливая в своих опытах и наблюдениях числовые, а не только качественные данные, дети должны научиться представлять эти данные в виде, удобном для чтения, последующего анализа, и передачи информации другим людям.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск