Скачать 114.14 Kb.
|
ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ – ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ, МНОГОСТРАДАЛЬНОЙ ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТЕ… (ПО РАССКАЗУ С. НИКИТИНА «ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА) (УРОК ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ) УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СР.ШК. № 2 ТОМИЛИНА А.С. о.Муром 2009 г. «Великое счастье – жить на Земле, многострадальной голубой планете» ( по рассказу Сергея Никитина «Голубая планета»). ЦЕЛИ УРОКА. ОБУЧАЮЩИЕ: познакомить с творчеством Сергея Никитина, расширить кругозор учащихся, закрепить навык выразительного чтения, умение работать с изобразительными средствами, выявлять основную идею произведения. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: вызвать патриотические чувства от прочтения и анализа рассказа писателя-земляка, пробудить чувство радости жизни, умение ценить каждый ее миг. РАЗВИВАЮЩИЕ: активизировать учащихся, укрепить навык выразительного чтения, развитие логического мышления, выработка умения работать с выразительными средствами. СТРУКТУРА УРОКА:
« С любовью к земле и людям».
Голубая планета. Знаете ли вы эти дни апреля, когда в скрытых от солнца уголках ещё лежит снег, ещё пахнет им тревожно и шально воздух, а на припеках уже зеленеет трава и, хилый, сморщенный, вдруг сверкнет в глаза, как золотой самородок, первый одуванчик? В такие дни впервые отворяют окна, сметая с подоконников дохлых мух; в такие дни, блаженно улыбаясь, часами сидят у ворот на лавочках; в такие дни кажется, что счастье – это просто солнце, просто воздух, просто жизнь сама по себе. О, как мы ждали этих дней! У каждого городского человека случаются минуты, когда его начинают раздражать автобусы, афиши, прокуренные коридоры учреждений, и ему хоть ненадолго хочется сменить небо над головой. Откроет вечером форточку, хватит полной грудью весеннего воздуха – и кровь загудит в висках, спутаются мысли, захочется чёрт знает чего: дикой скифской скачки на коне, какой – нибудь драки или хотя бы упругого, нагруженного запахами весны, влажного ветра в лицо. Тогда – то и начинает он, ещё задолго до сезона, трепетно перематывать лески, набивать патроны, смолить лодку… И в добрый час! Я твёрдо верю, что путь к природе – это путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе. Кто волновался, вдохнув буйный запах черёмухи, видел, как раскрывается на рассвете точеный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил, провожая взглядом осенний караван журавлей, проходил, как по сказке, по зимнему ельнику – тот и в себе открыл что – то прекрасное. Весна на этот раз выдалась недружная, с тяжёлыми восточными ветрами, с почерневшими заборами, с тревожным криком вымокших грачей. Мы пришли в деревню под мелким дождём, который к вечеру постепенно переходил в снег, развесили вдоль печки мокрые ватники и рано легли в горнице на полу спать. А утром я проснулся, и первое, что услышал: «Погода перевернулась». Не понял даже сначала, приснилось мне это или наяву было – стоит надо мной старичок, лучится из короткой седой бороды улыбкой и говорит:
Светло было в горнице, солнечно и ярко. Старичок оказался нашим хозяином. Он уже сходил куда-то и теперь весь румянился от свежего утренника, который еще сверкал за окном тонким инеем на крышах изб, на скате бревен посреди улицы, на перепончатом льду мелких лужиц. Празднично кричали на деревне петухи. Мы одевались и завтракали быстро, словно боялись опоздать куда-то, но когда вышли на крыльцо, то долго не двигались с места, подставляя солнцу ладони и лицо, соскучившиеся по его теплу. Воздух был сух и колко холоден, но солнце, уже набравшее силу, грело напористо, стойко, и это утреннее борение тепла и мороза обещало ясный, бодрый день.
Мы пошли по обсохшей обочине дороги за изволок, где отчетливо постукивал трактор; там собралось много народу посмотреть, не вязнет ли он в оттаявшей зяби, и все были возбуждены, веселы, потому что трактор легко бегал по полю, а солнце так и валило на землю потоки тепла. Мы поддались общему настроению, хохотали, поталкивали плечами визжавших девчат, солидно судили с колхозниками о севе и без обиды принимали извечные шутки по адресу горемык-охотников. Трактор вдруг умолк. И тогда же стало слышно, как над полем льется первый жаворонок, чистый колокольчик весенних небес.
Мы ушли очень далеко в тот день по лесистым, не захваченным полой водой буграм, приглядывая места для завтрашней тяги.
Товарищ мой быстро поднялся на ноги и, чуть отвернувшись от меня, смотрел на широкий пойменный лес, до густой синевы взъерошенный ветром.
Мы долго еще блуждали в тот день по частым березнякам, по полям, по дубовым и ольховым гривам поймы. К вечеру стало свежеть. И когда мы вышли из лесов к деревне, дыхание клубилось у рта тонким паром. Странен и как-то неземно желт был воздух над деревней и над широким выгоном перед ней в лучах низкого солнца. Лошади, что паслись за деревней на бледной прошлогодней траве, перестали щипать, вытянули шеи и смотрели все в одну сторону – на узкую, как крыло, лиловую тучу. Наши длинные тени пугали их. Это были тяжелые, рабочие кони. Они увесистой рысью побежали прочь, но вдруг разом остановились и стали нервно слушать холодную тишину вечера.
Мы шли медленно, и, когда поднялись на крыльцо, уже стемнело. Но высокое прозрачное и почти беззвездное небо продолжало чуть светиться изнутри, и полая вода далеко внизу, в пойме, поблескивала тем же бледным светом. 1961 Ход урока. (Вступительное слово учителя на материале статьи Вл.Солоухина « С любовью к земле и людям»)
Сергей Никитин пришел в большую литературу через свою «малую родину», через владимирскую землю. Его также можно было бы назвать воспевателем нашей среднерусской природы: прекрасными пейзажными зарисовками, тонким чувством красоты природы, поистине сыновьей любовью к ней он вполне заслуживает это звание. Не напрасно упомянутые нами Михаил Пришвин и Константин Паустовский очень ценили первые тогда еще, но уже яркие «никитинские страницы молодого писателя, студента Литературного института Сергея Никитина. Но уже в те ранние поры Сергей Никитин сразу же начал отличаться от своих учителе. В отличие от Пришвина, страницы его книг заселены десятками людей: кузнецами, строителями, плотниками, фельдшерами, егерями, инженерами, агрономами, бакенщиками, профессорами, художниками и просто – мужчинами, женщинами, детьми. В отличие от Паустовского, у которого герои рассказов и повестей как-то немножко сочинены писателем и даны такими, какими их нужно было видеть художнику, герои и персонажи рассказов и повестей Сергея Никитина взяты прямо из жизни, подлинностью и силой документа веет от каждого написанного Никитиным человека, и здесь он наиболее приближается к другому нашему великому предшественнику – к Антону Павловичу Чехову. Сергей Никитин ушел из жизни до обидного рано, Еще много лет он мог бы радовать нас своими лиричными, душевными, овеянными любовью к земле и людям книгами, но и то, что он успел сказать, сказал по-своему. Страница его творчества легла золотой страницей в родную речь и останется в ней навсегда. Сегодня мы знакомимся с рассказом С.Никитина «Голубая планета». (чтение рассказа). Учащиеся имеют тексты этого рассказа.
(О радости жизни, об умении ценить каждое мгновение, даже грустное.)
(Сюжета, фактически, нет. Рассказ состоит из описания чувственного восприятия героями событий одного дня и их воспоминаний.)
( с описания весны)
(«Знаете ли вы эти дни апреля, когда в скрытых от солнца уголках еще лежит снег, еще пахнет им тревожно и шально воздух, а на припеках уже зеленеет трава и хилый, сморщенный, вдруг сверкнет в глаза, как золотой самородок, первый одуванчик. В такие дни… …тот и в себе открыл что-то прекрасное». )
( Весна на этот раз выдалась недружная, с тяжелыми восточными ветрами, с почерневшими заборами, с тревожным криком вымокших грачей.)
( Повествователь и его товарищ.)
( Они приехали на охоту.)
( Это означает то, что накануне погода была промозглая, пасмурная, а наутро день стал теплым, солнечным.)
(Тому, что трактор может легко ходить по земле, не застревая, не увязывая. Значит, земля просохла, можно заниматься полевыми работами.)
(Нет.)
( В рассказе основное место занимают воспоминания товарища повествователя.)
( « - Никак все-таки не пойму,- задумчиво сказал он,- долга наша жизнь или трагически коротка….Я ничего не забыл… …и завертело меня с той ночи, как щепку в половодье…»)
( « - Невеселые как будто истории я рассказал тебе, - снова заговорил товарищ. – Ящерица умерла, девушка разлюбила, а прекрасное имя Альтаир одним своим звуком нагоняет печаль… Но все равно это счастье! Понимаешь ты меня? Я говорю, великое счастье – жить на Земле, многострадальной голубой планете…»)
(« Голубая планета счастья» или «Голубая планета – планета жизни» и др.) В рассказе встречаются слова, которые мы редко употребляем в своей речи, а у некоторых их и вовсе нет в лексиконе. Попробуйте вспомнить или по контексту понять смысл таких слов, как «утренник», «изволок», «наст», «пойменный лес», «зыбь». 1. «Старичок уже сходил куда-то и теперь весь румянился от свежего утренника, который еще сверкал за окном тонким инеем на крышах изб.» ( из толкового словаря Ожегова: утренник – утренний мороз весной или осенью). 2. «Мы пошли по обсохшей дороге за изволок, где отчетливо постукивал трактор…» ( из толкового словаря Даля: изволок (изворот) – Поворот, извилина, изгиб). 3. «Там собралось много народу посмотреть, не вязнет ли он(трактор) в оттаявшей зыби». ( из толкового словаря Ожегова: зыбь – легкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве. ) В данном случае это толкование не подходит по смыслу, здесь другое объяснение ( от слова зыбкий, неустойчивый). 4. « Я вышел из дому, походил по хрустящему мартовскому насту…» ( из толкового словаря Ожегова: наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели). 5. « Товарищ мой смотрел на пойменный лес, до густой синевы взъерошенный лесом», « … и полая вода далеко внизу, в пойме, поблескивала тем же бледным светом». ( из толкового словаря Ожегова: пойма – низкое место, заливаемое во время половодья.) Следующее задание: найдите в тексте сравнительные обороты.
В рассказе встречается примета. Кто был внимательным и запомнил ее? («Жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже».) Домашнее задание: 1. Выписать из рассказа эпитеты и попробовать объяснить, на что они указывают. ( 1. Хилый, сморщенный одуванчик ( ранний , неокрепший). 2. Скифские скачки (буйство чувств, новизна впечатлений, удаль). 3. Буйный запах черемухи (то же самое). 4. Вымокшие грачи (жалкие, холодные) 5. Перепончатый лед луж ( некрепкий, потрескавшийся).
2. Прочитать рассказ С.Никитина «Чудесный рожок», определить тему, сюжет, структуру рассказа. 3. Подумайте над вопросом: с каким видом народного творчества вы познакомились, каковы его особенности?. |