Скачать 68.31 Kb.
|
Часовоярская общеобразовательная школа I-III ступеней № 15 Я и Украина. Природоведение. Учитель: Жеваго Оксана Кимовна Тема. Материки Земли. Цель: продолжать формировать представление о глобусе, карте полушарий, умение читать карту и работать с ней; сформировать представление о материках; продолжать развивать познавательный интерес, умение работать с дополнительной литературой; развивать самообразовательную, социальную, коммуникативную компетентности; воспитывать наблюдательность, любовь к природе. Оборудование: глобус, карта полушарий, мультимедийный проектор, презентация «Материки Земли», изображения материков, разрезанные на пазлы (6 групп), определения материков, частей света на отдельных листах; названия материков, эмблемы с изображением обитателей материков, чистые стандартные листы, клей, сообщения. Модули: 1м/м – Содержательно-поисковый 2м/м – Адаптационно-преобразующий Ход урока 1м/м – Содержательно-поисковый I. Организационный момент. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок Покажите карандаш, Он дружок сегодня наш Карта тоже нам нужна Книга, атлас нам – друзья! II. Мотивация учебной деятельности. Перу писателя Жюль Верна принадлежит много замечательных произведений. Но одним из самых знаменитых его романов является роман «Дети капитана Гранта». Сколько приключений пережили его герои, где только не побывали! Каких только растений и животных не видели! А где? Конечно на материках. III. Сообщение цели и задач урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с материками Земли. Изучим их растительный и животный мир. IV. Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение учителя. -Мы живем на самой удивительной планете – планете Земля. Её часто называют голубой или зеленой планетой, планетой – садом. Действительно, наша планета голубая, до 70% ее поверхности занимает вода. А на ней будто плавают большие и маленькие «кусочки» суши. Что же это за «кусочки»? V. Первичное восприятие и осознание нового материала. 1. Ознакомление с понятиями. Работа с физической картой полушарий. Большие участки суши, со всех сторон омываемые водой, называются материками. -На Земле их шесть. - Учитель показывает их на карте (Австралия, Антарктида, Африка, Южная и Северная Америки, Евразия). Небольшие, по сравнения с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой называются островами. - Учитель показывает их на карте (Мадагаскар, Гренландия, Куба, Шри-Ланка). Участки суши окруженные с трех сторон водой называются полуостровами. - Учитель показывает их на карте (Крымский п-ов, Аравийский, ). Дети записывают понятия и одновременно с учителем работают с картой. - А теперь давайте, как в свои времена Жюль Верн, узнаем о животном и растительном мире каждого материка. 1) Ознакомление с самым маленьким материком Австралией. - Показать на карте. -Пользуясь условными обозначениями, рассказать о формах земной поверхности. - Просмотр слайдов 4-11 Здесь как-то все наоборот, Зимою жаркий небосвод. А летом вдруг стоит зима, Погода там сошла с ума! Вон эвкалипты – здесь и там, Бутылка-дерево, как храм. Желтеют ярко апельсины, За ними в ряд – казуарины, Совсем без листьев, второпях Развесив нити на ветвях. Полны достоинства и грации Здесь пальмы, фикусы, акации. Любимцев публики не видно. Но… где-то здесь живет ехидна. А вон мелькнул широкий нос, Конечно, это утконос. А на ветвях, как на вокзале Передвигаются коалы. Играют, право, как котята У мамы в сумке кенгурята. А мамы длинные, поверьте В длину сигают все, как черти. А на пригорке, как солдаты Стоят толстущие вомбаты. Стоят достойно, как гуру, Чтоб посмотреть на кенгуру. 2) Ознакомление с самым холодным материком Антарктидой . - Показать на карте. -Пользуясь условными обозначениями, рассказать о формах земной поверхности. - Просмотр слайдов 12-15. 3) Ознакомление с самым жарким и влажным материком Африкой. - Показать на карте. -Пользуясь условными обозначениями, рассказать о формах земной поверхности. - Просмотр слайдов 16-34. Вот львенок хвост жует у папы, Геперд облизывает лапы. Наставил буйвол острый рог, Бежит навстречу носорог. Ну, где найдешь такой окрас. У зебры шкура, как матрас. Шакал роняет с морды пену, Добычу – падаль рвут гиены. В манишке с пятнами, как граф Среди акаций сам жираф. Вдали виднеются слоны. На водопой пошли они. За ними вслед, для этой цели Пошли дик-дик, куду, газели. Вон по саванне побежали И антилопы и импалы. Рванувшись к ним, потом присев В кустах застыли львица, лев. А у воды фламинго, цапли, С себя отряхивают капли. Глотает рыбу пеликан, В грязи валяется кабан. Змею ногой долбит, как встарь Знакомка, птица-секретарь. Спокойно бродит, не боится Но только в стае, страус-птица. Сказать хотелось мне в конце В саванне муха есть цеце! Слайд 29. Раскинув ветви, словно крабы, Растут в саванне баобабы. К началу влажного сезона, Для этой, видимо поры. Поняв, что ждать им нет резона, Цветут как снежные шары. Потом без всякой проволочки, Взамен увянувших цветов, Покрытых тонкой оболочкой, Мы видим россыпи плодов. Они приятно освежают, С кислинкой мякоть их всегда. Их как лекарство применяют А листья – в разные блюда. А из коры наредкость ловко- И ткани ткут, и вьют веревки. Он долгожитель, спору нет, Живет по многу тысяч лет! 4) Ознакомление с Южной Америкой. - Показать на карте. -Пользуясь условными обозначениями, рассказать о формах земной поверхности. - Просмотр слайдов 35-46. 5) Ознакомление с Северной Америкой. - Показать на карте. -Пользуясь условными обозначениями, рассказать о формах земной поверхности. - Просмотр слайдов 47-54. 6) Ознакомление с Евразией. - Показать на карте. -Пользуясь условными обозначениями, рассказать о формах земной поверхности. - Просмотр слайдов 55-76. 2м/м – Адаптационно-преобразующий VI. Закрепление и осмысление знаний.
- Что составляет на Земле 30% поверхности? - Что образует суша? - Сколько материков на нашей планете? - Назовите и покажите их на карте полушарий.
– А сейчас мы поиграем. – Мы будем создавать карту. – У каждой группы на столе лежит папка с деталями материка. Задание: собрать материк. – Кто соберет быстрее и верно? – Из полученных материков мы создадим свою карту. Дети работают в группах – собирают материки, затем на тканной, синей доске закрепляем собранный материал. 3. Работа с учебником (с. 96-99). Прочитать статью «Природа материков» Найти ответ на вопрос, чем обусловлено большое разнообразие природы Евразии. 4.Творческое задание – работа в группах. -У каждой группы лежит конверт с набором животных всех континентов и листы с названиями и картами материков. Задание составить карты растительного и животного мира каждого материка. Представление выполненных заданий. VII. Обобщение и систематизация знаний.
Дети. Мы путешествовали по карте, узнали о материках, растениях и животных материков, составили свои карты. – Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки? Вывод: Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующих тебя событий.
1. Большие участки суши, окруженные со всех сторон водой, называются: а) полуострова б) острова в) материки 2. Сколько материков на планете Земля? а) пять б) четыре в) шесть 3. Какой материк состоит из двух частей? а) Африка б) Австралия в) Евразия г) Антарктида 4. Кенгуру, коала, ехидна, утконос распространены на материке… а) Африка б) Северная Америка в) Южная Америка г) Австралия 5. В Северной Америке растет… а) баобаб б) эвкалипт в) бамбук г) секвойя 6. Какой материк самый маленький? а) Антарктида б) Австралия в) Африка г) Евразия
1.Небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой, это: а) материки б) острова в) полуострова 2. Самый большой материк – это… а) Австралия б) Евразия в) Африка г) Северная Америка 3. На каком материке нет речек? а) в Африке б) в Австралии в) в Антарктиде 4. Самая маленькая на Земле птичка – колибри встречается на материке… а) Австралия б) Африка в) Евразия г)Северная Америка 5. Только в Южной Америке водятся: а) скунсы, еноты, бизоны; б) кенгуру, утконосы, ехидны; в) муравьеды, пираньи, броненосцы; г) слоны, зебры, жирафы; 6. В Австралии растет: а) бамбук б) баобаб в) эвкалипт г) секвойя VIII. Итоги урока
- Над какой темой работали? - Как вы думаете, пригодятся вам полученные знания или нет? - Что больше всего запомнилось и понравилось? IX. Домашнее задание - Проработать статью «Материки Земли» с.96-99 - Заполнить таблицу «Природа материков» в тетради. |