Скачать 55.44 Kb.
|
Министерство образования Чувашской Республики МОУ «ШОЛИНСКАЯ ООШ» Развернутый план — конспект урока по технологии в 4 - ом классе Инжебейкиной Елены Ивановны. Тема: возникновение первых игрушек, дымковская и тверская игрушки Цели: познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки; научить отличать дымковские и тверские игрушки от других; развивать кругозор, мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать аккуратность и последовательность. Оборудование: образцы народных игрушек Дымкова и Твери; картинки с их изображением; пластилин; стеки; краски; кисти для рисования; клеенка; банка для воды; салфетка; альбом для рисования; запись русских народных песен и плясовых мелодий. Ход урока I. Вступительная часть.
II. Основная часть. 1. Рассказ «Как появились игрушки в обиходе человека. Орнаменты и их смысл». В каменном веке земледельцы, жившие на территории современной Руси, делали женские глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения этого магического обряда, который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки. Куклы Древнего Египта в 2000 г. до н. э. вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическими узорами. Голову покрывали связкой глиняных или деревянных бус. В V-IV вв. до н. э. славились своими глиняными и деревянными игрушками Греция и Рим. По свидетельству древних писателей, уже тогда были игрушки с заводным механизмом. При раскопках славянских поселений VI-VIII вв. н. э. археологи также находят фигурки из глины. Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, а водоплавающая птица -водную и воздушную стихию. Действительно^ игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три обряда глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил. Согласно другой точки зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта. Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности культовое и игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка оставалась только предметом развлечения. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному, великая богиня плодородия стала в более поздней игрушке барыней-девицей, птица - уточкой, курочкой, гусем, солнечный конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера, медведь, также участник древних обрядов, - забавным, добродушным, косолапым зверем из народной сказки. Игрушки испокон веков украшали орнаментом. В древние времена каждый элемент орнамента также имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить. Так среди элементов узора часто попадаются круги, кольца и круги с крестом внутри - это древние знаки Солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зерна и пашню - знаки плодородия Земли. Солнечные знаки издавна живут в народном творчестве. Так круг символизировал дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на весь вольный свет «На четыре «сторонушки») и все времена года зависят от него. 2. Беседа о дымковской игрушке. Посмотрите на дымковскую игрушку. Она всегда была любима в народе. Промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и песок. Издавна живут в слободе мастера, которые кроме крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом.
Барыня - это одна из наиболее характерных дымковских игрушек. Ее лепят по частям. Составим план работы:
1 |; й™^—1 . Аналогично по рисункам-схемам дети анализируют лепку коня (см. с. 10). 4. Физкультминутка - пляска «Барыня». Дети выполняют характерные плясовые движения под запись русской народной мелодии. Рисунки-схемы лепки коня 5. Лепка игрушки «Барыня». 6. Зарисовка орнамента в альбом. Учитель. Откройте альбом и нарисуйте эскиз орнамента, которым вы раскрасите барыне юбку или коня. (Детирисуют.) 7.Работа по учебнику . Тверская игрушка. Учитель. Откройте учебник на с. 4. Прочитайте рассказ «Тверская игрушка» и рассмотрите картинки. Какая цветовая основа у тверской игрушки? Дети. Красно-коричневая. Учитель. Что особенного в узоре? Дети. Самый разнообразный. Учитель. Какие основные цвета в нем использованы? Дети . Желтый, черный, красный, оранжевый, голубой. Учитель. Перечислите названия игрушек. Дети. Жар-птица, царь-рыба, птица Сирин, медведи. Это игрушки-свистульки. Учитель. Что отличительного в тверских игрушках? Дети. Все фигурки покрыты чешуйками и оборочками, которые ярко расписаны.
III. Итоговая часть. Учитель. Из чего делают игрушки, над которыми мы работали? Дети. Из глины. Учитель. О каких игрушках мы говорили сегодня? Д е т и . О дымковских. Учитель. Какая у них основа? Дети. Белая. Учитель. Каким узором украшают мастера игрушку? Дети. Геометрическим. Дети. Свистунья. Учитель. Приведите в порядок рабочее место. Домашнее задание: раскрасить игрушки. |