Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 217.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.05.2014
Размер217.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Условия возникновения опыта.

Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

Актуальность и новизна опыта.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985).

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

Теоретическое обоснование опыта.

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К.Крупской- Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;

принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;

хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

  • теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться- по способностям;

  • принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

  • принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

  • принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

  • установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

  • принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

  • мышление должно главенствовать над памятью.

Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации учения школьников выступают:

  • учебное содержание

  • формы

  • методы

  • приемы обучения

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения настандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

  • урок-соревнование;

  • урок-игра;

  • урок-путешествие;

  • урок-практикум;

  • урок-лекция;

  • урок-консультация;

  • интегральные уроки.

Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала (стереометрия) активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;

  2. установить соответствия практического материала изученной теории;

  3. выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);

  4. выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;

  5. отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;

  6. выделить задачи, допускающие несколько способов решения;

  7. спланировать циклы взаимосвязанных задач;

  8. составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Блочное изучение.

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена. На такие уроки я приглашаю родителей, своих коллег, классного руководителя.

Конспект урока.

Тема - «Координатная плоскость».

Тип урока - комбинированный (изучение нового материала, практикум).

Вид урока – урок-путешествие.

Место урока в учебном плане. Тема «Координатная плоскость» рассматриваются в разделе “Координаты» и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и практикой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по математике.

Аннотация - Данный урок ориентирован на учащихся 6-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Математика 6» [92, 15]. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие. Урок по теме "Координатная плоскость" проходит по сценарию мультимедийной презентации, что позволяет сэкономить время, которое тратит учитель на выполнение построений на доске. Главную роль в построении выполняет компьютер, это привлекает внимание учащихся и у них возникает интерес к происходящему. Презентация выполнена с помощью красочных иллюстраций, анимаций и звуковых эффектов. При необходимости этап урока, где возникли трудности, можно повторить.

Цель урока - научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;

  • научить ориентироваться на координатной плоскости, четко и аккуратно выполнять геометрические построения;

  • развивать творческие способности;

  • активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;

  • воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.

Оборудование:

  • мультимедийные средства;

  • раздаточный материал.

Методы:

  • информационно-развивающие,

  • наглядные,

  • проблемно -поисковые.

Предполагаемый результат: осознание учащимися необходимости изучения темы и ее значимости, формирование умений и навыков построения точек и определения их координат, мотивация к изучению математики, мотивация к творчеству.

План урока: урок рассчитан на 40 минут.



Этап урока

Содержание(цель)этапа

Время

(мин.)

1.

Организационный момент

Создание условий для успешной совместной деятельности.

1

2.

Повторение изученного материала. Подготовка к изучению нового материала

Фронтальная и индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений уч-ся. Повторение. Постановка цели урока.

5

3.

Изучение нового материала

Мотивация учения Формирование опорных знаний, решение задач, анализ результатов, ответы на вопросы учащихся

13

4.

Закрепление изученного материала

Заучивание рассмотренного материала путем его применения при выполнении заданий.

22

5.

Домашнее задание

Ознакомление учащихся с содержанием домашнего задания и получение необходимых пояснений.

2

6.

Рефлексия

Анализ урока с помощью метода «Выбор»

2

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель обращается к ученикам:

— Друзья мои, приветствую я вас

Звенит звонок, мы вместе начинаем наш урок

Садитесь, ребята.

  1. Изучение нового материала

Учитель ставит проблему.

Учитель: - [19, 14] Расскажу об одном легендарном случае. Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку атаковали фашистские самолеты и повредили её. Лодка вынужденно опустилась на дно. Гибель казалась неминуемой – из строя вышли рули и система всплытия. А вместе с людьми и боевым кораблем должно было погибнуть ценнейшее оборудование, впервые испытываемое на этой лодке.

На борту корабля жили два голубя. Они стали последней, хотя и слабой надеждой моряков. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат места нахождения лодки, поместили птиц в специальную капсулу и через торпедный аппарат выбросили капсулу наружу.

И помощь пришла.

Люди могли только догадываться, что пережили птицы, когда разыгрался жесточайший шторм. Голубь погиб, но голубка сумела долететь до базы.

За этот подвиг она была удостоена высшей военной награды Великобритании, и ей был поставлен памятник (подчеркнутое не читать)

- Что было написано в записке? [1, 27]

- Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта. Системы координат окружают нас повсюду. Результаты своего небольшого творческого поиска нам хочет представить ученик…

Краткие тезисы выступления:     

  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;

  • система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);

  • те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой, аналогично и в шахматах;

        • с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

        • применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;

        • при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

Исторический материал  

Учитель: — Спасибо. Мы увидели, что системы координат пронизывают практическую жизнь человека. Ребята, как вы думаете, давно ли это происходит? Предлагаю обратиться к нам уже знакомой Линии времени.

Учитель: — Ребята, скажите, с каким новым понятием вы сейчас встретились?..... Верно – координатная плоскость. И сегодня целью нашего урока станет знакомство с координатной плоскостью и умение работать в системе координат. А поможет нам - небольшое путешествие на остров «Координат». Сейчас предлагаю вам открыть рабочие тетради и записать тему урока. А вот какую, выберите сами – «Координатная плоскость» или «Путешествие на остров «Координат».

При изучении темы «Координатная прямая», мы научились находить по координате положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобится координатная плоскость. Рассмотрим ее составляющие:

Презентация. В компьютерной презентации весь процесс происходит на одном слайде с помощью последовательной анимации предлагаемого рисунка [30].

Учитель: —

        • две перпендикулярные прямые - оси координат (часто называют  - прямоугольная система координат)

  • горизонтальная –ось абсцисс (Ох), вертикальная - ось ординат (Оу),

        • стрелки осей указывают положительные направления,

  • начало координат -  точка пересечения прямых,

  • прямые делят плоскость на 4 четверти или их называют квадранты,

  • на прямых вводят координаты, которые согласованы между собой.

Деятельность учащихся: Переносят в рабочую тетрадь рисунок со слайда.

Учитель: — Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса(х) и ордината(у). И наоборот, каждой паре чисел (х;у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у. Посмотрите внимательно на то, что происходит на слайде. Как же определить координаты точки?

На слайде с помощью последовательных действий анимации из точек опускаются перпендикуляры на ось Ох, Оу и появляются координаты точек. Рассматриваются две точки. Определение координат точек С, М, Р, Т, К, Н предлагается учащимся выполнить самостоятельно. Чтобы убедиться в ее достоверности предлагается доказать ее с помощью материала учебника на стр.259

Деятельность учащихся: Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника.

Презентация

Учитель: — Сейчас мы научились определять координаты точки на плоскости. А каким же образом можно ее построить, зная координаты?

Деятельность учащихся: Выполняют задания вместе с учителем

          укажите место точек на координатной плоскости Н(1;4), Т(-2;5), К(-3;-4),Е(5;-2), О(0;0).

Учитель: — Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию на "Остров координат"

Презентация

Учитель: — А вот и наш остров. Отправляемся туда на круизном лайнере. Команда готова?....Отдать швартовые.

Учитель: — Смотрите, ребята. В небе неопознанный летающий объект. Следите внимательно за ним.

Гимнастика для глаз. Объект на слайде передвигается, описывая круговые и другие движения [32]

3.    Закрепление изученного материала

Дифференцированная и индивидуальная работа

Учитель: — На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы. Нарисуйте их по данным координатам (координаты даны на слайде и столах учащихся на карточках), последовательно соединяя соседние точки отрезками.

Деятельность учащихся: Рисуют животных на плоскости по их координатам. Работа по вариантам и индивидуальным заданиям на карточках. После выполнения задания на слайде появляются рисунки. С помощью взаимопроверки учащиеся оценивают работы. За правильное выполнение ставится оценка отлично. Учитывая, что данный урок-изучение нового материала, другие оценки выставляются по желанию.

Учащимся, которые испытывают трудности, предлагается выполнение индивидуального задания с меньшим количеством точек.

Дается установка об ответственности за общий результат. Четверо учащихся получают одну из координатных четвертей. Таким образом, выполняя задание на своей индивидуальной карточке, они получают только четверть рисунка. После выполнения работы на доску с помощью магнитов крепятся части рисунка, чтобы получить единую картинку.

Учитель: — На острове «Координат» еще в XVI веке был зарыт клад. Но найдет его лишь тот, кто сможет разгадать и прочитать таинственную карту. На слайде появляется стихотворение

«Едино воссияет пусть,

Свет аметиста и рубина.

А завершится все едино,

Сияньем изумруда и сапфира»
Учитель: — Нам даны координаты, где находятся эти камни:

Аметист(-7; 6), Рубин(3;-4), Изумруд(-8;-3), Сапфир(0;5)

Учитель: — Почему именно эти камни? Давайте прочитаем информацию о них. На слайде появляется информация о свойствах камней.

Сапфир – способствует долголетию, делает человека красивым и добрым

Рубин – защищает от бед

Изумруд – предохраняет от болезней

Аметист – оберегает от несчастий

Учитель: — Наша задача: построить по координатам точки, соответствующие названию камней. Соединить их попарно, как сказано в стихотворении. Найти точку пересечения – место клада.

Идет фронтальная работа у интерактивной доски. Учащиеся на доске отмечают точки

Учитель: — Клад найден, и можно возвращаться домой, но по радио только что передали шторм в районе BEDA.  Необходимо определить данную зону бедствия, последовательно соединив точки прямыми линиями, и продумать свой маршрут.  В(-2;2), Е(5;5), D(10;-2),А(1;-2). Эту работу предлагаю сделать в парах.

Деятельность учащихся: Выполняют задание в тетрадях.

После выполнения задания несколько пар предлагают свои решения. Один из ребят называет координаты, другой на интерактивной доске чертит маршрут следования. Идет также проверка восприятия координат на слух.

Учитель: — Наше путешествие и урок подходят к концу. Завтра наше знакомство с координатами на плоскости продолжится в компьютерной лаборатории «Координатная плоскость» (выполнение заданий из ЦОРа «Интерактивная математика»)

4.     Домашнее задание.

Учитель: — Запишем в дневники домашнее задание со слайда. Тем, кому понравилось сегодня рисовать по координатам предлагаю творческое задание: нарисуйте с помощью координат обитателей острова и дайте им свои названия. А после урока вы можете подойти к выставке творческих работ ребят, которые выполняли подобные задания в прошлом году.

Объявляются оценки за урок.

5. Рефлексия

Учитель:— Ребята, понравился ли вам наш урок? Выберите или скажите свой вариант оценки урока.

На слайде постепенно появляются разные варианты. Учащиеся дали следующую оценку урока:

Учитель:— Мне тоже было с вами интересно. Я благодарю всю команду путешественников. Урок окончен.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса к предмету я использую быстрые математические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:

  1. Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.

  2. Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.

  3. Одновременно с классом у доски работают 2 ученика. Это дает возможность проверить свои ответы.

В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.

Например, тема: «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.

Информационные технологии.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Тестовые задания.

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учеников на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.

Результативность опыта.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Ежегодно учащиеся выпускных классов успешно сдают математику для итоговой аттестации.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты муниципальных, районных и краевых олимпиад.

Литература:

1. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост. Е. В. Алтухова и др.- Волгоград: Учитель, 2007-299с.: ил

2. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб.пособие/-Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-252с.:-(Здравствуй, школа!).

3. Глейзер Г. Д. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя.- М. Просвещение, 1989.- 240с.

4. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании.\\Избр. пед высказывания.- М. 1936.- 312с.

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений.- М: Издательский центр "Академия", 2001.- 176с.

6. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников \ М.:Сентябрь, 2003.- 176с. 7. Ушинский К.Д. Избр. пед. сочин -. М.Просвещение, 1968.-506с.

7. Математика 7 класс. Методическое пособие. Москва "Дрофа" 2000г.

8. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М. Педагогика, 1988.- 208с.

9. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М. 1997.- 186с.

10. Ушинский К.Д. Избр. пед. сочин -. М.Просвещение, 1968.-506с.

11. Шамова Т.А. Активизация учения школьников. -М.1982.-154с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск