Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в двух сборниках / под редакцией В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год.
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год;
Письма МО Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
Письма МО РФ от 26.12.2000г. № 3 «О дополнении инструктивного письма МО РФ от 04.09.1997 г. № 48» (об обучении детей с глубокой умственной отсталостью);
Приказом МОиН Челябинской области от 29.08.2013 г. №01-3110 «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов Челябинской области на 2013 – 2014 учебный год.
Основное содержание курса изобразительного искусства в 5 классе направлено на развитие познавательной деятельности учащихся, развитие у школьников аналитико-синтетической деятельности, улучшение зрительно-двигательной координации. Развитие у учащихся эстетических чувств, художественного вкуса. Программа реализует деятельно-системный подход к поэтапному усвоению базовых знаний, изображения предметов, фигуры человека, способствует развитию восприятия цвета, формы. Особое место отводится коррекционным играм и упражнениям для постановки руки в процессе рисования.
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели:
Создание условий для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию через:
Освоение знаний:
содержание уроков рисования с натуры;
содержание уроков декоративного рисования;
содержание уроков рисования на темы;
беседы об изобразительном искусстве.
Овладение умениями:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
рассказывать содержание картины; знать название рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Коррекцию и развитие:
способности элементарно анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости с помощью учителя;
психических процессов путем работы с наглядными пособиями;
лексического запаса воспитанников со сниженным интеллектом, правильное употребление специальной лексики связной речи и систематическую словарную работу;
интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения программного материала.
Воспитание:
эстетических норм восприятия окружающего мира, умение видеть и понимать красивое;
умений высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства;
самостоятельности, настойчивости в работе, художественного вкуса и аккуратности.
Применение в практике:
умение сравнивать свой рисунок с объектом изображенного и части рисунка между собой;
составление узоров из геометрических и растительных элементов;
умение определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
Коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания, совершенствования восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие между предметами;
Развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения, умения ориентироваться в задании, планирования работы, последовательное выполнение рисунка;
Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности;
Развитие у учащихся эстетических чувств, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства;
Ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
Развитие у школьников аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Методы по характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
метод проблемного изложения
частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Формы учебных занятий: предметные уроки, экскурсии, уроки с элементами моделирования ситуаций.
Количество часов:
по программе 35 часов (1 час в неделю)
по учебному плану 35 часов (1 час в неделю)
по рабочей программе 35 часов (1 час в неделю)
Соотношение часов по программе и КТП представлено в таблице:
-
Раздел в программе, КТП
| Количество часов в программе
| Количество часов в КТП
| В том числе НРК
| Рисование с натуры
| 11
| 11
| 1
| Декоративное рисование
| 9
| 9
| 1
| Рисование на тему
| 8
| 8
| 1
| Беседы об изобразительном искусстве
| 7
| 7
| 1
| Всего
| 35
| 35
| 4
|
Планируемые результаты обучения учащихся (по программе):
Обучающиеся должны знать:
элементарные основы реалистического рисунка;
образцы декоративно-прикладного и народного искусства: резьба по дереву, узоры на ткани и др.
о тематическом рисовании, как одном из видов изобразительного искусства.
Обучающие должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции;
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге;
рассказывать содержание картины;
знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства.
Кратко характеризовать:
виды изобразительного искусства;
связь изображаемых предметов, их расположение относительно друг друга в рисунке на тему;
используемые художественные средства; содержание рассматриваемых произведений изобразительной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
элементарного оценивания произведений изобразительного искусства;
воспитания активного эмоционально-эстетического восприятия;
расширения словарного запаса за счет специальной лексики.
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся: тестирование, практическая работа, индивидуальный и фронтальный опрос.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
часов
| Календарные сроки
| Знания, умения, навыки в соответствии с обязательным минимумом содержания образования
| Коррекционная работа
| Практические
| Примечание
|
I четверть – 9 часов
| 1
| Вводное занятие. Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (Федоскино, Жостово, Палех).
| 1
|
| Развивать эстетический вкус к искусству родного края.
| Развитие запоминания путем закрепления полученных знаний.
|
|
| 2
| Декоративное рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (ягоды, ветки, листья…)
| 1
|
| Уметь составлять узоры из растительных элементов
| Коррекция восприятия через нахождение заданного цвета.
|
|
| 3
| Рисование в полосе узора из растительных элементов.
| 1
|
| Знать правила компоновки рисунка в полоске, квадрате, круге
| Коррекция восприятия путем определения формы.
| Самостоятельная работа
|
| 4
| Рисование геометрического орнамента в круге.
| 1
|
| Уметь составлять геометрический орнамент в круге
| Коррекция восприятия путем сравнения величины предмета.
|
|
| 5
| Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан)
| 1
|
| Уметь сравнивать предметы и их рисовать
| Коррекция мышления путем сравнения предметов.
|
|
| 6
| Симметрический узор. Рисование по образцу.
| 1
|
| Уметь рисовать предметы симметричной формы
| Коррекция мелкой моторики :штриховка.
|
|
| 7
| Декоративное рисование узора в круге из стилизованных природных форм.
| 1
|
| Уметь рисовать предметы стилизованной формы в круге
| Коррекция мышления :упражнение «Найди пару».
|
|
| 8
| Объемный предмет симметричной формы. Рисование керамической вазы.
| 1
|
| Уметь рисовать объемный предмет симметричной формы
| Коррекция вербального исключения (исключение лишнего)
|
|
| 9
| Беседа: «Декоративно-прикладное искусство» (керамика, посуда, игрушки и т.д.)
Конкурс рисунков на тему: «День согласия и примирения».
| 1
|
| Развивать эстетический вкус. Умение выразить свое «Я» через рисунок
| Развитие воображения через игру «Дорисуй картинку».
|
|
|
II четверть – 7 часов
| 10
| Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («крутой спуск», «дорожные работы»).
| 1
|
| Умение отражать свои наблюдения в рисунке
| Развитие памяти: узнать предмет по описанию.
|
|
| 11
| Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка)
| 1
|
| Умение в рисунке передавать сравнительные размеры изображаемых предметов
| Коррекция мышления :сравнение предметов по величине.
|
|
| 12
| Беседа на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «клюющие курочки», «Кузнецы» и т.д.).
| 1
|
| Умение чувствовать красоту декоративно-прикладного искусства
| Коррекция внимания :выделять существенные признаки предметов.
|
|
| 13
| Оформление новогоднего пригласительного билета.
| 1
|
| Уметь выразить свои представления, фантазии на бумаге
| Развитие памяти через игру «Запоминайка».
|
|
| 14
| Рисование новогодних карнавальных очков.
| 1
|
| Уметь рисовать симметричные детали
| Коррекция восприятия путем сравнения формы предмета.
|
|
| 15
| Конкурс на лучшие карнавальные очки.
| 1
|
| Уметь пользоваться красками и сочетать их
| Развитие мелкой моторики: Упражнение «Дорожки».
|
|
| 16
| Рисование на тему: «Зимний лес».
| 1
|
| Уметь работать акварельными красками
| Коррекция воображения: игра «Дальше-ближе».
|
|
|
III четверть – 10 часов
| 17
| Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье
(Д. Мочальский «Первое сентября»; Ф. Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).
| 1
|
| Уметь определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц
| Развитие мышления: восстановить последовательность событий «Что после чего».
|
|
| 18
| Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).
| 1
|
| Уметь определять пропорции тела человека
| Развитие восприятия: упражнение
«Проверь глазомер»
|
|
| 19
| «Зимние развлечения» - рисование по памяти.
| 1
|
| Уметь пользоваться приемами работы с красками
| Коррекция творческого воображения через игру «Дорисуй картинку».
|
|
| 20
| Цветочный горшок с растением – рисование с натуры.
| 1
|
| Уметь рисовать предметы симметричной формы, рисовать применяя осевую линию
| Развитие восприятия: «Найди предмет такой же формы».
|
|
| 21
| Рисование в квадрате узора из растительных форм.
| 1
|
|
| Коррекция мелкой моторики: обвести изображение по точкам.
|
|
| 22
| Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
(телевизор, радиоприемник, часы)
| 1
|
| Уметь рисовать с натуры объемный прямоугольный предмет
| Развитие внимания: найти и раскрасить предметы нужной формы.
|
|
| 23
| Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему: «Мы победили»
(П. Кривоногов «Победа»,
Ю. Непринцев «Отдых после боя»)
| 1
|
| Уметь высказываться о содержании рассматриваемых произведений
| Развитие связной речи с опорой на план.
|
|
|
24
| Декоративное рисование плакат
«8 Марта».
| 1
|
| Уметь ослаблять интенсивность цвета, краски
| Коррекция памяти на последовательность действий.
|
|
| 25
| Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета повернутого к учащимся углом
(коробка с тортом, аквариум с рыбками).
| 1
|
| Уметь рисовать с натуры прямоугольный предмет, повернутый углом к рисующему
| Коррекция восприятия : найди предмет такой же формы.
|
|
| 26
| Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
| 1
|
| Уметь рисовать объемный предмет, расположенный выше уровня зрения
| Развитие глазомера : «Выше- ниже».
|
|
|
IV четверть – 9 часов
| 27
| Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
| 1
|
| Уметь самостоятельно анализировать свой рисунок
| Коррекция памяти: графический диктант.
|
|
| 28
| Рисование с натуры игрушки
(грузовик, трактор)
| 1
|
| Уметь рисовать с натуры
| Развитие восприятия: сосчитай сколько кругов.
|
|
| 29
| Декоративное рисование.
Составление узора из растительных элементов в геометрической форме.
| 1
|
| Уметь самостоятельно составлять узоры из растительных элементов
| Коррекция творческого воображения :дорисуй предмет.
| Самостоятельная работа
|
| 30
| Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о ВОВ
(С. Грасимов «Мать партизана», А. Дайнека «Оборона Севастопаля»; Кукрыниксы)
| 1
|
| Уметь определять эмоциональное состояние изображенных на картинках лиц
| Развитие связной речи с опорой на план.
|
|
| 31
| Рисование симметричных форм (бабочка, стрекоза, жук).
| 1
|
| Уметь рисовать по оси симметричные фигуры
| Коррекция восприятия :найди предмет такой же формы.
|
|
| 32
| Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
| 1
|
| Уметь передавать оттенки акварельными красками
| Коррекция восприятия :найди предмет такого цвета.
|
|
| 33
| Составление узора в круге с применением осевых линий
(тюльпан, стрекоза).
| 1
|
| Уметь определять геометрические фигуры
| Развитие памяти: графический диктант.
|
|
| 34-35
| Выставка рисунков
«Я рисую мир».
Подведение итогов года
| 2
|
| Уметь анализировать сой рисунок и рисунок своих товарищей
| Коррекция зрительного анализа: сделай подписи к рисункам.
|
|
| |