Правописание сочетаний ЧК, ЧН. Цели урока: - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.
- закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн. 1. Орг.момент.
Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2. Актуализация знаний
Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).
Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
Что мы знаем о звуке [ч]? (Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий)
Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)
Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)
Запишем эти два сочетания на следующей строке.
Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)
3. Мотивация учебной деятельности.
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока)
- Сформулируйте тему урока.
- Слова с сочетаниями чк чн – тема нашего урока.
4. Работа по теме. Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
Правильно, это береза. Как вы догадались?
Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)
Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)
Какую букву мы должны запомнить? (е)
Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю карточку с закрытой буквой о)
Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
Проверьте то, что вы написали.
Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.
Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните. чк
точка
ночка
печка
| чн
точно
срочно
срочно
| Проверим по эталону.
“Бывает – не бывает”
Веточка съела девочку (садимся)
Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)
Сказочный домик из шоколада.
Упражнения по развитию устной и письменной речи.
Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
Давайте вернем слова на свои места. (на доске: Ряба снесла яичко курочка.)
Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)
Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).
Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).
Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)
Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
А чем закончилась эта сказка?
Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).
Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.
Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)
Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.
Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).
5. Рефлексия
Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?
У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках, исправьте и вложите в тетрадь. (домик с тремя окошками: чк чн ь )
Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!
|