Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 97.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер97.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Любовь к человеку и природе

(Урок – презентация по произведениям Михаила Михайловича Пришвина в четвертом классе)

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с произведениями Пришвина.

2. Проанализировать сказку – быль «Кладовая солнца».

3.Работа над идейно-художественным своеобразием произведения.

4.Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества.

5.Формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с историей России, её природой.

Оборудование: книжная выставка; оборудование для показа презентации; корзинка с клюквой; на каждой парте произведение М. Пришвина «Кладовая солнца».

Ход урока.


-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, знакома ли вам ягода, которая находится у меня в корзине? (Клюква)

-А как вы думаете, почему я сегодня пришла на урок с клюквой? (Потому что в произведении Пришвина «Кладовая солнца» дети отправились за клюквой).

-Вам было дано домашнее задание, прочитать сказку – быль «Кладовая солнца». И сегодня мы с вами поговорим об этом произведении.

Эпиграфом нашего урока будут слова Пришвина: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Слайд 1 Михаил Михайлович Пришвин родился в Орловской губернии. Гимназическое образование получил в России, дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. В Россию он вернулся агрономом, и некоторое время работал по специальности, но, по словам его коллег, «почувствовал особое тяготение к русскому языку».
Слайд 3 Горький советовал многим писателям выучиться у Пришвина родному русскому языку. Стиль Пришвина точный, простой и в то же время в своей разговорности чрезвычайно колоритный и живописный.  Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку, прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.
Слайд 4. Он пережил тяжелейшие исторические катастрофы и, тем не менее, его творения предназначались службе вечному. Жизнь Пришвина была жизнью человека любознательного и пытливого, энергичного и нехитрого. Не случайно он говорил, что "величайшее счастье — не считать себя особенным, а быть, как все эти люди".
Слайд 5. Так он говорил о природе: «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты».

«Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя». 

Слайд 7.Какие произведения Пришвина вы прочитали?

Горький писал о нем: " Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами".
Слайд 10. Все у писателя — мир, природа, человек — в совокупности составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме посвящена сказка-быль "Кладовая солнца". В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная со сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом.
И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота.
   Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.

Слайд 11. Много раз издавалась сказка – быль «Кладовая солнца».

Слайд 12. Посмотрите на иллюстрации этого произведения, их создал Евгений Михайлович Рачёв. Иллюстрации с большой точностью передают замысел писателя.

Слайд 13. В сказке-были «Кладовая солнца» все события разворачиваются у Блудова болота, которое в произведении, расположено в близи города Переяславль-Залесского. В этой местности осиротело два ребенка. Именно с этого момента начинается это великолепное произведение.

Далее читатель входит в чудесный сказочный мир, и перед ним появляется два безобидных образа. Этими образами являются маленький Митраша и Настя. Настю писатель представил как маленькую золотую курочку, которая ходила на высоких ножках. Ее волосы казались золотыми, а веснушки делали ее личико безобидным и прекрасным. Митрашку писатель показывает как маленького, плотного мужичка. В школе паренька называли «мужичок в мешочке». После смерти самых близких людей ребят, все хозяйство осталось на них. Таким образом, Насте и Митраше пришлось слишком рано повзрослеть и стать самостоятельными.

Слайд 14. Читая эту сказку-быль, вы встретились с незнакомыми вам словами.

Давайте вспомним их (словарная работа)

Слайд 15. Мы сегодня отправимся вместе с Митрашей и Настей на болото за кисло-сладкой ягодой клюквой.

Какое было время года? (весна)

А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И. Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М. Пришвина.

Слайд 16. (Звучит пьеса «Апрель»)

Слайд 17. А почему именно весной дети пошли за клюквой? («самая сладкая клюква бывает тогда, когда она перезимует под снегом» о её пользе , мы узнаем из главы 2 стр10)

Слайд 18. А кто знает, как растет эта ягода? (мы можем узнать, прочитав начало 9 гл. стр.43) и не только о клюкве, но и о других ягодах.

Слайд 19. А ещё узнаём что кладовая солнца— это и есть торфяные болота, потому что «горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждой болотной ягоды», которые, «умирая и разлагаясь, превращались в горячий торф».
(найти в произведении: гл.8 стр. 36)
Слайд 20. А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними? (У Лежачего камня).
Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня?
(В сказках. На камне написано: направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – смерть найдешь.)

Верно. Возле такого камня у сказочных и былинных героев встает проблема выбора пути. Такая же проблема встала и перед нашими героями.
Слайд 21. - По какой тропе пошла Настя?
(Девочка пошла по широкой, проторенной дорожке, где все люди ходят).
- Как это характеризует девочку?
(Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать).
Слайд 22 - Как ведет себя девочка на палестинке?
(Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе.)

Кто стали свидетелями этого?

Свидетелями этого стали лось и змея.(9 гл. 44, 46, 48,50 стр)

- Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?
(Лось - огромное животное. Он довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности).

- Что еще мы видим на палестинке?
( На палестинке был пень, а на нем лежала змея.)

- Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня.(Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим.) 9 гл. 48стр.
- Как вы думаете, случайно ли на пне оказывается именно змея?
( Нет. Настя сама похожа на змею, на животное. В змее она увидела себя. Ей стало стыдно.)

- Кто же помогает девочке осознать себя человеком?
(Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.)

- В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

Слайд 23 - А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша? По какой тропе он пошел?
(По узкой тропе.)

- Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Каким автор рисует мальчика?
(Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен.)

- Какой эпитет постоянно использует автор, говоря о Митраше в лесу?

М.Пришвин называет его «маленьким человеком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. И в то же время сожалеет о его упрямстве, которое завело Митрашу в Слепую Елань.
Слайд 24 Какая трава старалась помочь Митраше на его пути к Слепой Елани

(трава белоус, указывающая тропу человеческую (описание травы белоус гл.8 стр.39)

Слайд 25- Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань?
Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека (описание Слепой елани гл.8 стр.40)


Слайд 26. Кто спасает мальчика из болота?
(Мальчика спасает Травка.)

Слайд 27. Вспомните все, что мы знаем о Травке.
(Это была собака Антипыча. Травка предана человеку, он для нее хозяин и друг).

Антипыч - это обычный человек, который когда-то жил и умер. Он добрый и мудрый, память о нем живет, и эта память помогает живым! А в мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это?
( Это солнце.)
(Антипыч учил любить, заботиться друг о друге. Солнце тоже заботится обо всех, согревает всех и светит всем) гл.4 стр20http://photoshopsunduchok.ru/images/stories/sozdaem-luchi-solnca/1.jpg

- Ребята, взгляните на иллюстрацию Антипыч и Травка. А теперь посмотрите на портрет М.М. Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях?
(Они очень похожи. Антипыч похож на Пришвина.
Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.)

- Можем ли мы предположить, что, как и Антипыч, Михаил Михайлович Пришвин знает какую-то правду? (Да).
- Что надеялся оставить в наследство нам писатель?
( Веру в победу добра над злом).

- Что помогает доброму началу одерживать победу над злом?
(Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь).

Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?
( Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.)

Вспомните эпиграф нашего урока - « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Исходя из этого, сформулируйте, пожалуйста, текст завещания Пришвина, которое он оставил в произведении нам, его читателям.

Слайд 28. Природа помогает людям, учит их жизни.
Природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.
Чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная.

Природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

-Да, это его завещание и мы о нём должны помнить ВСЕДА



Слайд 29.— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

Слайд 30 " Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину".

Слайд 31. Ребята, вы знаете из каких произведений Пришвина эти иллюстрации?

http://www.epwr.ru/quotauthor/337/6.jpg Михаила Михайловича и его произведения будут помнить всегда. Но не только произведения будут напоминать нам о нем - это музеи и памятники.

Это Пришвин назвал реки и озера «глазами земли». Это он, Пришвин, смог так придумать: «весна света». Только он мог описывать торфяные болота как «кладовые солнца» и тронуть рассказом о «горячей душе дерева» или «бездонной нежности зверей».

На этом путешествие наше закончилось, по вашим ответам было понятно, что прочитали сказку-быль «Кладовая солнца» и на уроке были все очень активны.

Решение проблемных ситуаций:

1.     Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?

2.     Мальчик Саша принёс в школу красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?

3.     Дети принесли домой охапки цветов,  но мама была не довольна. Как вы думаете почему?

Молодцы все ситуации были решены правильно.

А теперь давайте попробуем целебные ягоды клюквы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск