Скачать 69.99 Kb.
|
Урок литературы в 10 «В» классе. В. Г. Распутин «Женский разговор». Учитель Акоева Изета Александровна. Тема «Диалог как средство раскрытия характера». Задачи: постичь через диалог героев, идейный пафос всего произведения в целом: его тему, проблемы, характер героев, позицию автора. Этапы урока.
Ребята, совсем скоро вы вступите во взрослую жизнь. И очень важно, кем вы в этой жизни станете. Но, наверное, гораздо важнее, какими людьми будете, какой след оставит каждый из вас на этой земле. « След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, или незримый прочный след в чужой душе на много лет». Стать чище, лучше, обрести духовный стержень нам помогают хорошие книги, с героями которых мы порой спорим, соглашаемся, порой смеемся над ними, ненавидим. И сегодня мы вновь встретимся с одним из замечательных писателей наших дней В. Распутиным, его рассказом «Женский разговор». Разговор хоть и женский, но я приглашаю к нему и юношей. Итак, слово о писателе. Каковы истоки творческой биографии В. Распутина? Показ презентации.
Распутин родился в поселке Усть – Уда, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в деревне Аталанка, которая вошла в книги писателя вместе со своими жителями. В. Распутин говорил, что его детство и творчество немыслимы без внимания Ангары, тайги, Сибири: «… когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины». Поэтому писатель так внимателен к судьбам людей, земли, к нравственным проблемам. Рассказ «Женский разговор» - одно из его последних произведений.
Тема урока заявлена уже в самом названии – «Женский разговор». Диалог, стремление быть услышанным, понятым, поиск той истины в себе, того «устоя», той опоры, которая не дает растерять лучшее на жизненной дороге. Отсюда и задачи: через диалог постичь характер героя, идейный пафос произведения в целом, позицию автора, проблемы, поднятые им. Герои разговаривают, просто разговаривают. Мы ничего не услышим, если подойдем к нему формально. Нам надо обратить внимание на:
- Подберите синонимы к слову «разговор» Разговор – беседа, общение, контакт, диалог. - С какой целью люди вступают в диалог? - Что нужно, чтобы разговор получился? (Доверие, откровенность и открытость, желание быть понятым). - Откроем внутренний ритм первой фразы: «В деревне… не по своей доброй воле». - Бешеный ритм городской жизни сменяется на спокойный деревенский. Значит и разговор будет без суеты и спешки, ведь он в деревне, посреди зимы: «День отстоял… росистый сухой свет». IV. Словарная работа. Маяться – мучиться, страдать, тосковать, терзаться. Расхлябанный – распущенный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственный ориентиров. Целомудрие – невинность, непорочность, телесное и духовное здоровье, чистота, воздержание, девственность. Устои – сложившийся порядок, образ жизни. Потрата – потеря, убийство, горе, смерть, безобразие, боль, слезы, страдание, увечье. Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту. Исконная этимология слова « невеста» - девушка, не ведающая порока, греха блуда. - Почему разговор происходит ночью? - В жизни каких литературных героев были такие ночи? - Что означает эпитет «женский»? Это разговор женщины или это разговор о чем? (О женской судьбе, о счастье, о любви). - Почему Наталья затеяла этот разговор? Какой вопрос не дает ей спать спокойно? - Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? (Их диалог – это разговор города и деревни, бабушки и внучки, прошлого и настоящего, разговор поколений, автора и читателя, разговор наш с самим собой о достоинстве, о моде, о старине, женской чести, о любви). - Чтобы пройти путь поиска правды, мы поговорим о героинях рассказа. Вика.
10. «А почему говорят: целомудрие? Какое там мудрие?» Наталья.
Позиция автора.
О любви.
(Текст: Устою возьми!») (Весь ход размышлений Н. подводит к пониманию нравственных устоев жизни, основанных на традициях сохранения народной культуры, трудолюбия, сохранении материнского предназначения на земле). Заключительное слово учителя. - К чему стремится Наталья в разговоре с внучкой? - Да, она хочет помочь Вике разобраться в вопросах, на которые ей никто не может ответить. Она ни в чем не укоряет девушку, не терзает наставлениями, а просто любит ее. И мы верим, что доверительный, откровенный разговор, умное слово способны излечить душу. Разве не об этом рассказ и не об этом вот эти замечательные стихи Николая Гумилева: Слово. В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова. Наталья стремится повернуть девушку к свету, к истинной радости. А истинная радость – в чистоте телесной и духовной. Сегодня мы чувствуем, что ослабла связь поколений. Она ослабла, но не исчезла, к счастью, совсем, если есть разговор поколений. Старшее поколение более опытно и более нравственно. Важно передать эту нравственность молодым. И очень важно, чтобы молодой человек не оставался наедине со своими проблемами, искаженными представления о самых главных вопросах. Время действия рассказа – весна. Это возрождение жизни, природы. Это надежда на возрождение человека. Вернемся к эпиграфу. Иосиф Бродский говорил: «Мир вероятно спасти не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно…». И может быть, тепло души Натальи сможет не только согреть душу Вики, но и спасти ее. Картина Владимира Ткачева «Извечное» 2001 символизирует связь поколений. Домашнее задание: от лица Вики, уехавшей в город, написать письмо Наталье ; напишите сами письмо Вике. |