Скачать 108.43 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 г. Копейск, 2010 Методическая разработка урока-презентации на тему «Мы все разные» Составила: Поварницина А.Н., Классный руководитель Методическая разработка урока-презентации на тему «Мы все разные» Цели и задачи:
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Мы очень разные, но мы вместе». Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО, первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе. Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? Ученики: (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос). Библиотекарь: Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет? Ученики: (Ученики называют признаки похожести между людьми). Библиотекарь: Нас объединяет то, что: - все мы люди; - живем на одной планете; - живем в одном городе, республике; - учимся в одной школе, в одном классе; - живем на одних улицах; - носим одну одежду; - занимаемся одним делом; - похожи глаза, волосы. Слайд № 2 Библиотекарь: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает? Ученики: (Ученики называют признаки различия между людьми). Библиотекарь: Нас различает: - рост; - цвет волос и глаз; - одежда; - знания; - национальность; - фигура; - возраст (старые и молодые); - характер; - культура. Слайд № 3 Библиотекарь: Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.). Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? Хорошо или плохо, что мы все разные? Как жить в мире, где столько разных людей? Ученики: Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире. Библиотекарь: Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Библиотекарь: Ребята, посмотрите на этот рисунок. Напоминает он эпизод из нашей школьной жизни? Ученики: Да, очень часто. Библиотекарь: Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная принадлежность ученика, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Мы очень разные, но должны жить в мире. Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом. Слайд № 4 Вывод: различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Слайд № 5 Библиотекарь: Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, мы увидели, что учительница несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, если она даже и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин? Ученики: Некоторые ребята сразу помогают маме, но есть ребята, которые находят всякие причины, чтобы не выносить ведро – просто лентяи. Библиотекарь: Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных? Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость… Терпимость – это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства. Слайд № 6 Библиотекарь: В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона – зло. Слайды № 7-9 «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого. Слайды № 10-13 Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты. Слайд № 14 Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром. Слайд № 15 Библиотекарь: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то… А вы сами достойный человек? Слайд № 16 Внимательно посмотрите на плакат, на котором изображены люди в виде разных геометрических фигур. Они живут на одной планете Земля. Это мы с вами. Мы с вами очень разные, но мы всегда вместе. Давайте не оценивать людей, а ценить их. Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека. Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение. Слайд № 17 Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии. Библиотекарь: Ребята, кто скажет, что обозначает слово «сострадание»? Ученики: Жалость, сочувствие к кому-нибудь, когда у него горе или несчастье, особенно к инвалидам. Библиотекарь: Правильно. А как вы понимаете слово «сочувствие». Ученики: Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье. Библиотекарь: Ответ правильный. Пусть тебе всегда сопутствуют: - со – страдание; - со – чувствие; - со – действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его); - со – знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах); - со – единение (соединиться). Слайд № 18 Библиотекарь: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Что здесь изображено? Слайд № 19 Ученики: Мозаика. Библиотекарь: Да, это мозаика. Этот плакат из мозаики я взяла из Интернета. Что мы здесь видим? Ученики: Рисунок, на котором мы видим класс, группу ребят… Библиотекарь: Вы знаете, ребята, что в мозаике из разных звеньев можно составить картинку. Так из вас, таких разных, можно сплотить коллектив, который будут объединять общие интересы и цели. А какие у вас общие интересы? Ученики: Учёба, дружный и сплоченный класс. Библиотекарь: А, что нужно сделать, чтобы класс стал дружным и сплоченным коллективом? Все очень просто. Нужно, чтобы в классе, между учениками, были уважение, взаимопонимание, терпимое отношение друг к другу. Все мы разные. У нас разный характер, интеллект, культура и воспитание, потребности. Но можно жить в согласии, если ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть… быть толерантными. Библиотекарь: Ребята, посмотрите снова на мозаику. Не хватает одного звена в мозаике, почему? Ученики: (Высказывают свое мнение). Библиотекарь: Как собрать мозаику (или класс, коллектив) полностью, всю до единого звена? Ученики: Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно. Библиотекарь: С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? Ученики: Присоединяйся! Ты нам нужен. Библиотекарь: Что же такое толерантность? Ученики: Терпимость, уважение, взаимопонимание… Библиотекарь: В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». Слайд № 21 Библиотекарь: Давайте посмотрим на следующий слайд. Слайд № 22 Библиотекарь: Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком? Ученики: Да! Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их на плакат. Ученики: Ученики предлагают свои правила. Правила толерантного общения:
Слайд № 23 Библиотекарь: Вывод: наша школа, ваш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Слайд № 24> Заключительное действие – «Техасские объятия» Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Всем очень весело. Библиотекарь: Вот и подошла к концу наша встреча. В компьютерной презентации использованы рисунки ребят из клуба «Почемучка» и рисунки из Интернета. Спасибо, ребята, за урок. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Только уважение друг к другу, взаимопонимание. |