Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер97.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок


Художественное мышление в авангарде науки.

Цель урока: формирование у учащихся представление о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование умений грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.

Техническое оснащение урока: компьютерная презентация, ноутбук.

Материалы: «Вокализ» С.В.Рахманинова

Ход урока

1= Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа:

2= «Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни…»

Ж.Рентье.

Постановка проблемы.

Какие знания даёт искусство?

Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство даёт людям знания порой незаметно, ненавязчиво.

3= В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, швейцарский художник XVIII века Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница», разложил свет по законам в то время ещё не известным физике. Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

В жизни художника Лиотара всё складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался. Путешествия давали Ж.-Э. Лиотару разнообразный материал для наблюдений и приучили его почти к документальной точности зарисовок. Для его портретов характерна исключительная точность в воспроизведении модели.

Всем нравилось в портретах Ж.-Э. Лиотара сходство лиц, законченность в изображении материалов одежды и украшений и красочность его полотен.

Портрет красавицы Анны Бальдауф , всемирно известный под названием «Шоколадница» и несчетное число раз копированный и гравированный (находится в Дрезденской галерее) был написан в Вене.

Скорее всего, Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, служила горничной при дворе.

На картине изображена всего одна женская фигура. Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос. сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки. Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Художник работал исключительно в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.-Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком. Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Самая задача показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены - это сложная живописная задача, но у Ж.-Э. Лиотара в сочетании серо-сизого и белого фартука с бледно-сизыми тенями и стальным оттенком воды есть настоящая поэзия красок. Кроме того, применяя в "Шоколаднице" тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.

4= Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.
5=6=Конечно,  для  искусства  предсказание  будущего  или  открытие  новых научных  фактов  не является  главной целью,  это  всего  лишь  одна  из  его многочисленных  функций.  Можно сказать,  побочный  результат.  Но  он очень  показателен  для  понимания значимости  художественно-образного  мышления  в  культурном  развитии человечества.  Как  известно,  культурное  развитие  включает  в  себя  и  дос-тижения  технического  прогресса. В истории культуры много  различных фактов,  подтверждающих  это. 

7= Витрувианский человек — рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

8= Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека.
Гений  эпохи  Возрождения  Леонардо  да  Винчи  уже  в  XV  в.  разработал модель  летательного  аппарата!  Его, правда,  тогда  так  и  не  построили,  но чертежи  сохранились. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу.

9= Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, - крыло птицы. Леонардо да Винчи был убежден, что «человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух». Убежденный в своей правоте, он начал разрабатывать аппарат, приводимый в движение только силой мышц человека, и позволяющий ему парить в воздухе как птица. Существует множество рисунков такого летательного аппарата придуманных Леонардо. Одни из них изображают лежащего человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям; другие - движение вперед при помощи более совершенной системы винтов и шкива. Есть и рисунки человека, расположенного вертикально в летательном корабле, на педали которого он нажимал руками и ногами.

10= Леонардо исследовал и описал с удивительной точностью полет птиц. Он знал, что давление воздуха на нижнюю поверхность крыльев создает силу, которую теперь называют подъемной; он исследовал анатомию летательных органов, сопротивление воздуха и динамическую роль центра тяжести для движения.

В 1490 г он построил первую модель летательного аппарата. Эта модель имела крылья, как у летучей мыши, и с ее помощью, используя мускульные усилия рук и ног, человек должен был полететь. Теперь мы знаем, что в такой постановке задача неразрешима, потому что мускульной энергии человека для полета недостаточно.

11= Французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) в своей эпопее «Человеческая комедия» («картина нравов» его времени), включающей множество романов и рассказов (Цикл состоит из трёх частей: 12= «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды»), раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности. В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество. «Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

13= Французский писатель Жюль Верн (1828—1905), один из основателей жанра научной фантастики,

14= предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Научные предсказания французского фантаста продолжают сбываться и сегодня: он первым придумал телевизоры, электрические автомобили, автоматические ружья, телефоны и множество других вещей.

15= Жюль Верн был одним из первых смельчаков, которые заговорили о космических полетах. До него уже были авторы, отправлявшие своих персонажей в космос – но они использовали различные чудеса и никак не обосновывали такие путешествия научно. А Жюль Верн стал первым, кто решил положиться на силу науки и начать космические путешествия на бумаге. В шестидесятые годы девятнадцатого века наука еще не рассматривала этот вопрос, поэтому писателю пришлось полагаться на свою фантазию и интуицию. Поэтому он отправил своего персонажа на луну с помощью огромной пушки.

16= Когда писатель начал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой», во Франции была спущена первая механическая подводная лодка. Верн собрал о ней информацию, чтобы использовать ее в романе, но значительно улучшил свой «Наутилус». По сравнению с маленькой французской лодкой, не способной погружаться глубже десяти метров, это был настоящий подводный лайнер. Характеристики «Наутилуса» кажутся фантастическими до сих пор, хотя некоторые технологии уже были изучены – Верн отлично предугадал общие тенденции развития подводных лодок.

17= Предсказание Ж.Верна, сделанное в его романе «Плавучий остров», еще не сбылось, но оно вполне вероятно и скоро может осуществиться. В книге действие происходит на искусственно созданном острове, где проживали богатые люди, стремившиеся создать идеальный мир.

18= Жюль Верн жил в мирное время, до начала мировых войн, но видимо он чувствовал накаляющуюся обстановку и предсказал появление новых видов оружия. В романе «Пятьсот миллионов бегумы» описывается злодей профессор Шульце, который был одержим идеей господства над всем миром. Он придумал огромную пушку с ядовитыми снарядами – так Верн предсказал появление химического оружия. В другой книге он изобрел прототип ядерной бомбы – огромный снаряд, который мог поразить цель в пределах нескольких тысяч квадратных метров.

19= Одно из самых знаменитых предсказаний французского писателя – это книга «Париж в двадцатом веке», которая была найдена и опубликована только в 1994 году. Она моментально стала бестселлером, а современные ученые осознали, что Верн был талантливым провидцем. Когда писатель отнес рукопись этой книги издателю, тот счел прогнозы слишком пессимистичными и неправдоподобными. В нем описывались небоскребы, электропоезда с огромными скоростями, банки с вычислительными машинами и даже глобальная информационная сеть, правда, на основе телеграфа.

20= Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882—1945), автор известных исторических романов, написал несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. (Научная фантастика — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность.) В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.

21= В своем фантастическом романе «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926)

22= и в рассказе «Союз пяти» (1925) Алексей Толстой описывает путь людей, пытающихся с помощью новых технических средств обогатиться и покорить весь мир. Это романы социальной направленности, но автор предсказал в них такие далекие от жизни тех времен вещи как космические полеты, боевой лазер и деление атомного ядра.

23= Русский инженер-изобретатель Лев Сергеевич Термен (1896—1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс — электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта.

24= Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С. Рахманинова.

Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.

Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.

Обсуждение. Вопросы:

1.В чём заключается одна из многочисленных функций искусства, дающая понимание значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества?

2. Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.

3.Приведите  другие  примеры  научного  значения  художественного  знания

Домашнее задание: Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем мира.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск