Этапы урока
| Формы, методы, методические приёмы
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся
| Вид и форма контроля
|
Осуществляемые действия
| Формируемые умения
|
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
|
I.Организа
ция нача
ла урока
| Фронталь
ная, индиви
дуальная. Беседа.
| Приветствие. Проверка готовности к уроку (в наличие на столе учебной тетради «Прописи», ручки, карандаша.)
| Приветствуют учителя, друг друга. Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя.
| Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.
| Индиви
дуальный. Наблюде
ние учителя.
|
II.Постановка учеб
ной задачи
| Фронталь
ная. Словес
ная.
Беседа.
| - Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в заочное путешествие.
- Вы любите путешествовать?
- На чём можно путешествовать?
- У нас необычное путешествие и мы полетим на волшебные планеты. На чем мы полетим!? Посмотрите на доску.
(На доске цветик – семицветик).
- Кто догадался?
- Да, мы полетим на лепестках цветика-семицветика. А во время путешествия мы вспомним правописание элементов букв, будем учиться писать слова, предложения, вспомним правописания сочетаний жи-ши, собственных имен.
| Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
| Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
Проявляют эмоциональную отзывчивость.
| Фронтальный.
Наблюде
ние учителя.
|
III.Закрепление зна
ний и спосо
бов деяте
льности.
| Фронтальная, индивидуальная. Практический словес
ный.
| - Подготовьтесь к полёту и чётко проговорите чистоговорку:
Лети, лети, лепесток
Через запад и восток.
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Всех ребят перенеси на планету …
| Проговаривают медленно чистоговорку.
Ученик выходит к доске и срывает один лепесток, на обратной стороне которого записано слово: ЭРУДИТ.
Читает слово и прикрепляет лепесток рядом на доску.
| Проявляют эмоциональную отзывчивость. Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
| Коллективный.
Чёткое проговаривание звуков, слов.
|
2.Актуализация знаний
Работа с «лен
той букв»
| Фронтальная, индивидуальная. Практический словес
ный. Составление характеристики букв.
| - Мы на планете «ЭРУДИТ».
1.Ответьте на вопросы:
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения? 2.Назовите «лишнюю» букву в каждом ряду и докажите почему она «лишняя»:
п т к с л
м н в р о
я е и ю у
н л р м з
| Отвечают на вопросы.
Ответы сравнивают со схемой (составленной на предыдущих занятиях):
РЕЧЬ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ
Рассматривают буквы.
| Слушают вопросы и осознанно строят ответы. Умеют работать коллективно, контролируют работу друг друга.
Сравнивают ответ со схемой.
Анализируют буквы, высказывают своё мнение. Прислушиваются к мнению других.
| Коллективный. Устные ответы.
Правиль
ное произношение букв.
|
3.Работа в «Про
писи4»
Чистописа
ние.
Элементы букв. Узор с.17
| Индивидуальная
фронтальная. Практический словес
ный, нагляд
ный. Беседа, работа с образца
ми элементов букв, письмо.
| - Подготовьтесь к полёту и чётко проговорите чистоговорку:
Лети, лети, лепесток
Через запад и восток.
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Всех ребят перенеси на планету …
- Посмотрите на схему: «Правильно сиди при письме».
- Вспомните правила посадки, правила обращения с ручкой.
- Рассмотрите образцы написания элементов букв.
- Элементы каких букв здесь записаны.
-Что обозначают стрелки?
-Обведите элементы букв.
-Какие буквы нужно вписать в квадрат?
- Впишите буквы в квадрат.
- Обведите узор.
| Проговаривают чуть быстрее чистоговорку.
Ученик выходит к доске и срывает другой лепесток, на обратной стороне которого записано слово: ЧИСТОПИСАНИЕ
Читает слово и прикрепляет лепесток рядом на доску.
Смотрят схему посадки.
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.
Рассматривают элементы букв.
Обводят по стрелкам.
Вписывают буквы в квадрат.
| Проявляют эмоциональную отзывчивость. Готовят артикуляционный аппарат к чтению. Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.
Распознают элементы букв. Выполняют письмо. Обводят по контуру узор.
| Индивидуальный. Фронтальный.
Проверка правиль
ной посадки при письме, верного обраще
ния с ручкой.
Устные ответы, письмо.
|
3. Работа с загад
ками
| Фронтальная, индивидуальная. Словес
ный, практический. Беседа, чтение.
| - Подготовьтесь к полёту и чётко проговорите чистоговорку:
Лети, лети, лепесток
Через запад и восток.
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Всех ребят перенеси на планету…
- Возьмите жёлтые листы, (индивидуально у каждого на парте листы с загадками) прочитайте первую загадку:
1. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие … (Ответ: Коньки)
- Откройте индивидуальные конверты со звуковыми схемами-моделями и составьте схему слова – отгадки.
- Из букв разрезной азбуки составьте внизу под схемой слово – отгадку.
- Что заметили?
- Почему звуков меньше, чем букв?
- Прочитайте вторую загадку.
2. Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» (Ответ: Маяк)
- Составьте схему слова – отгадки, внизу составьте слово.
- Почему звуков больше, чем букв?
- Какие буквы обозначают два звука?
- Когда они обозначают два звука?
| Проговаривают ещё чуть быстрее чистоговорку.
Ученик выходит к доске и срывает другой лепесток, на обратной стороне которого записано слово: ЗАГАДКИ.
Читает слово и прикрепляет лепесток рядом на доску.
Читают загадки. Разгадывают.
Анализируют слово-отгадку.
Составляют звуковую схему-модель слова-отгадки.
Сравнивают схему со схемой на доске. Составляют слово-отгадку из букв разрезной азбуки. Анализируют слова.
Сравнивают ответ с индивидуальной карточкой, сделанной на предыдущих занятиях:
е ё ю я
[йэ ] [йо ] [йу ] [йа]
| Проявляют эмоциональную отзывчивость. Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Понимают смысл загадки.
Оценивают свои ответы.
Составляют схему-модель к словам-отгадкам, осуществляют слого-звуковой анализ слова. Умеют работать с эталоном.
| Фронтальный, индивидуальный.
Чтение, анализ, составление схемы слов.
|
4.Работа со слова
ми.
| Индивидуальная. Словес
ный, практический. Чтение, запись.
| - Подготовьтесь к полёту и чётко проговорите чистоговорку:
Лети, лети, лепесток
Через запад и восток.
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Всех ребят перенеси на планету…
- Возьмите зелёные листы, прочитайте слоги. (Индивидуально у каждого на парте лист зелёного цвета с заданием)
-Возьмите карандаш и проведите линию, соедините слоги и буквы в целое слово.
ру ши ла ды жи
н на п
- Прочитайте составленные слова.
- Почему в словах некоторые слоги записаны жирным шрифтом?
- Запишите слова с комментированием.
- Сравните запись с записью на доске. (На доске записаны слова: ландыши, пружина).
- Вспомните ещё слова с сочетаниям жи-ши.
| Проговаривают быстрее чистоговорку.
Ученик выходит к доске и срывает другой лепесток, на обратной стороне которого записано слово: ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Читает слово и прикрепляет лепесток рядом на доску. Составляют слова.
Пишут комментируя. Анализируют действия
сравнивают с образцом.
Называют слова с сочетаниями жи-ши.
Читают дополнительные слова с сочетаниями жи-ши
| Проявляют эмоциональную отзывчивость. Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Анализируют и составляют слова из букв и слогов, высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.
При письме используют приём комментирования.
Оценивают свои ответы.
Читают, запоминают слова с сочетаниями жи-ши.
| Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы, письмо.
|
5.Физ
культ
минутка.
| Практический
Коллективная.
| - Подготовьтесь к полёту и чётко проговорите чистоговорку:
Лети, лети, лепесток
Через запад и восток.
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Всех ребят перенеси на планету… - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Презентация: музыкальная физкультминутка «Дракоша»
| Проговаривают ещё быстрее чистоговорку.
Ученик выходит к доске и срывает другой лепесток, на обратной стороне которого записано слово: ЗДОРОВЬЕ.
Читает слово и прикрепляет лепесток рядом на доску.
Смотрят презентацию.
Выполняют движения по тексту песни под руководством дежурных класса.
| Проявляют эмоциональную отзывчивость. Готовят артикуляционный аппарат к чтению. Осуществляют профилактику утомления.
Ориентируются на ЗОЖ.
| Коллективный. Правиль
ное выполне
ние движений
|
6.Работа со слово
сочетаниями.
| Индивидуальная. Словес
ный, практический. Чтение, запись.
| - Подготовьтесь к полёту и чётко проговорите чистоговорку:
Лети, лети, лепесток
Через запад и восток.
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Всех ребят перенеси на планету…
- Прочитайте стихотворение:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
Из слов буквы откусили,
К себе в книжку положили.
- Возьмите синие индивидуальные листы. Прочитайте слова.
- Подумайте, какая буква поможет в написании слов.
К(к) онь О(о)рлик, Г(г)ород М(м)осква, Р(р)ека К(к)лязьма
- Вспомните, как пишутся собственные имён существительные.
- Подчеркните нужную букву.
- Проверьте, сравните свою запись с записью на доске.
| Проговаривают быстро чётко чистоговорку.
Ученик выходит к доске и срывает другой лепесток, на обратной стороне которого записано слово: СПАСАТЕЛИ.
Читает слово и прикрепляет лепесток рядом на доску. Читают. Анализируют. Вспоминают правило написания собственных имён существительных.
Читают схему.
Подчёркивают нужную букву в словах. Записывают словосочетания под диктовку. Сравнивают запись с эталоном.
| Проявляют эмоциональную отзывчивость. Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Работают со схемой написания собственных имён существительных.
Читают словосочетания.
Подчёркивают нужные буквы в собственных словах.
Пишут словосочетания.
| Индиви
дуальный. Письмо, устные ответы.
|
7.Работа с предложени
ем.
IV.Рефлек
сивно-оценочный.
| Парная, индивидуальная, коллективная.
Словес
ный, практический. Чтение, письмо.
Фронтальная. Словес
ная. Беседа.
| - Подготовьтесь к полёту и чётко проговорите чистоговорку:
Лети, лети, лепесток
Через запад и восток.
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Всех ребят перенеси на планету…
- Возьмите розовые листы. Прочитайте слова. Составьте из слов предложение. Поработайте в паре. (У каждой пары разные слова, для составления предложений):
ребята, на, горку, идут.
у, Саши, Миши, санки, и.
Даши, у, лыжи, новые.
едут, малыши, горы, с.
ребятам, горке, весело, на.
- Какие предложения составили?
- Прочитайте предложения.
- Скажите, это текст?
-Почему?
-Запишите свои предложения. Подчеркните «опасные места».
- Наше путешествие закончилось.
-Кто сегодня не зря был на уроке?
-Оцените свою работу на уроке с помощью светофорика.
-Кто может сказать из какой сказки цветик-семицветик?
- Кто автор сказки?
-Кто захотел прочитать сказку?
| Проговаривают быстро чётко чистоговорку.
Ученик выходит к доске и срывает ещё лепесток, на обратной стороне которого записано слово: ТВОРЧЕСТВО.
Читает слово и прикрепляет лепесток рядом на доску. Читают.
Составляют предложения.
Анализируют.
Пишут предложение.
Отвечают на вопросы учителя.
Смотрят презентацию с обложкой книги В.Катаева «Цветик-семицветик».
| Проявляют эмоциональную отзывчивость. Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Правильно интонируют при чтении предложение. Составляют предложение и записывают его. Выполняют письмо слов с печатного шрифта.
Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути их устранения.
| Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, чтение, письмо.
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы. Самооценка.
|