Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
Конспект урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Тема: Добро и зло.
Перебейнос Светлана Артуровна
учитель начальных классов
Цель: научить детей делать добро, отвечать на зло – добром.
Задачи: формировать знания о понятиях добро и зло, как об основополагающих в этике; развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, творческие способности, познавательный интерес к предмету; воспитывать любовь и уважение к родителям и взрослым, доброе и вежливое отношение к сверстникам, добропорядочность, адекватной самооценки.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный; работа.
Оборудование: учебник, словарь Ожегова, словарь антонимов, карточки настроения, карточки с пословицами, солнышко, лучики, зеркала.
Основные термины и понятия: добро, зло. Ход урока.
1 этап. Организационный момент.
Цель этапа(планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания учащихся.
Задача учителя: подготовить и организовать учащихся к работе.
- Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас! Какой сегодня прекрасный день! Сегодня с вами отправимся в интересное путешествие. Вы любите путешествовать?
(создание проблемной ситуации)
- Послушайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского про доктора Айболита (читает ученик)
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок и червячок,
И медведица!
- А почему доктор Айболит добрый: потому что он под деревом сидит?
- А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?
- Как вы думаете, о каких качествах, мы сегодня будем говорить на уроке?
- В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло, сегодня на уроке мы и узнаем.
2 этап. Изучение нового материала.
Цель этапа(планируемый результат): правильное и осознанное усвоение содержания изучаемого материала, развитие познавательной активности учащихся.
Задача учителя: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.
- Ребята, давайте вспомним доктора Айболита, какой он был?
- Как вы думаете, по какой дороге мы отправимся путешествовать?
- Правильно, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дороге добра.
(диагностика настроения)
- А с каким настроением мы отправимся путешествовать? Перед вами лежат карточки. Обведите того человечка, у которого такое настроение, как у вас сейчас.
(Приложение 1. Карточки настроения)
- Теперь мы с вами смело можем отправляться в путь.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Пожелаю: “Доброго пути!” -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
- Начинаем наше путешествие. Закройте глаза, и представьте, что мы плывем на большом корабле. Вокруг шумят волны, кричат чайки, плещется рыба…А теперь откройте глаза. Первая остановка нашего путешествия – порт «Добра и зла»
- Как вы понимаете значения слова «добро»?
- Давайте обратимся к словарю Ожегова, и посмотрим значение слова – добро. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.
- А сейчас прочитайте определение в учебнике на с.12
- Всегда ли вокруг нас добро?
- Перед вами лежит словарь антонимов. Найдите слово противоположное слову добро.
- Конечно, это – зло. В словаре Ожегова найдите и прочитайте, что такое – зло.
А зло обычно ассоциируют – с тьмой, темным и черным. Найдите в учебнике определение зла.
- Послушайте две ситуации и определите, где проявляется добро, а где зло.
1.Ребята шли с занятий домой. Лена очень устала. Саша предложил: «Давай я понесу твой портфель».
2. Дети подошли к пешеходному переходу. Там стояла бабушка с тяжёлой сумкой. Посмотрев равнодушно на старушку, дети прошли мимо.
- В какой ситуации проявляется добро? Зло?
- Как нужно поступить, чтобы проявить добро?
- Доброте нужно учиться с детства. Доброта радует людей и делает их веселыми, счастливыми, стойкими к неудачам.
-Как вы считаете, чего больше на Земле: добра или зла? Если считаете, что больше добра – нужно встать. Если больше зла – сидите на месте.
- В вашей жизни были случаи, когда вас обижали?
- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
- Теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
- Ребята, встаньте, пожалуйста, и возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку.
- А теперь сделайте злое выражение лица.
- Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение было хорошим, давайте еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.
- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло. В одной из книг сказано: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы не приходилось краснеть, ни вам, ни родителям, ни учителям.
Следующая остановка – порт «Доскажи словечко»
- Сейчас мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится ……(до вечера)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:……(«Добрый день!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго……..(«Спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим:…….(«Прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы:…….(«Спасибо!»)
- У нас снова остановка - порт «Солнышко» (коллективная работа)
- В народе говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? - Что нам даёт солнце?
- Ребята, давайте создадим своё солнышко с его тёплыми лучиками.
(на доске улыбающееся солнце, на столе у учителя лучики)
- Чего не хватает у нашего солнышка?
- Давайте добавим солнечные лучики, называя как можно больше добрых слов в адрес своей одноклассницы или одноклассника.
- Вот какое чудесное солнышко у нас получилось!
Солнышко освещает нашу дорогу, его лучики помогут нам справиться с любыми трудностями в пути.
- Следующая остановка - порт – « Отдыхай - ка!»
- Вот и пришло время нам немного отдохнуть.
Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Дальше будет вновь урок!
- И мы на следующей остановке - порт «Познавай-ка»
- Ребята, люди издавна стремились к добру и всегда отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение. Давайте проверим, как вы знаете пословицы. Приложение 2. Карточки с пословицами.
(Учащимся предлагаются карточки с пословицами, поделенными на две части).
- Нужно самостоятельно собрать пословицу.
- Всегда ли мы дарим добро самым близким нам людям?
- Кого вы считаете самыми дорогими людьми на свете? (маму и папу)
- Ребята, послушайте одну притчу и подумайте, чему она нас учит?
«Один человек пришел к старцу и сказал:
- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?
- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?»
- Чему она нас учит?
3 этап. Контрольно-коррекционный.
Цель этапа(планируемый результат): выполнение задания, обнаружение своих затруднений и их коррекция.
Задачи учителя: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для само коррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.
- А каково сейчас ваше настроение? Изменилось ли оно? Отметьте того человечка, у которого такое же настроение как у вас в данную минуту.
- Представьте свое сердце. Сколько оно может вместить любви и добра! Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства. «Переложите» эти чувства в свое сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. Спасибо, ребята, за ваш труд!
- И мы с вами прибыли на конечную остановку – порт «Волшебная».
- Ребята, наше путешествие по дороге добра подошло к концу. Но не нужно огорчаться, ведь свое путешествие по жизненной дороге добра вы только начинаете. Вы еще дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй. Возьмите в руки зеркало, переверните его другой стороной, представьте, что это наша планете и скажите, что вы можете сделать, чтобы наша планета была прекрасной? Говорят, если очень захотеть, все, что пожелаешь, сбудется. Если бы у вас была волшебная палочка, какое желание вы бы исполнили?
4 этап. Рефлексия, итог урока.
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.
Задача учителя: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
- Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке. Не забывайте использовать слова:
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Я приобрел…
- У меня получилось…
- Урок дал мне для жизни… - Сегодня на уроке активно работали…
- Интересные были высазывания…
Домашнее задание.
- Дома вы продолжите работу по данной теме. Вместе с родителями составьте рассказ на тему: «Добро всегда побеждает зло».
- Сегодня мы условно прошли дорогой добра и зла, стремитесь всегда к лучшему, к нравственной чистоте, совершенству, познайте радость общения, смотрите друг на друга по доброму, чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость и добро. Желаю вам всегда по жизни идти только дорогою добра.
Приложение 1. Карточка настроения
Приложение 2. Карточки с пословицами
Доброе слово лечит,
| злое калечит
| Делай другим добро -
| будешь сам без беды
| Жалость – со слезами,
| доброта – с мозолями
| Не суди по силе рук,
| суди по силе сердца
| Кто любит добрые дела,
| тому и жизнь мила
| Не ищи красоты,
| ищи доброты
| Красота до вечера,
| доброта на век
| При солнышке тепло,
| при матери добро
| |