Урок – эксперимент по физике 8 класс
Тема: Плоское зеркало.
Цель: формирование понятия мнимого изображения источника света.
Задачи:
Выявить особенности изображения предмета в плоском зеркале познакомить с применением зеркального и диффузного отражений в природе и технике.
Формировать навыки анализа источников информации, проведения эксперимента.
Развивать навыки практической работы и работы в группе.
Оборудование: схемы, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, зеркала, монетки, наборы по оптике, БСЭ.
Оформление: эпиграф к уроку: «Смотри вдаль – увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя». К. Прутков.
Ход урока
Орг. Момент. Стадия вызова.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-эксперимент. Послушайте внимательно одну историю, и скажи о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Слайд 2
Юный Пол Маккартни, решивший научиться играть на гитаре по самоучителю, столкнулся с тем, что он был левшой. Он долго не мог придумать, как разрешить свою проблему, пока не догадался использовать некий предмет, который есть дома и у каждого из вас. Назовите этот предмет. (Ответ. Зеркало.)
Слайд 3
Тема нашего урока: Плоское зеркало. Сегодня мы познакомимся с различными видами зеркал, изучим некоторые свойства плоского зеркала и научимся строить изображение предмета в плоском зеркале.
Слайд 4
Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Смотри вдаль – увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя». К. Прутков.
-Как вы понимаете эти слова?
Слайд 5
В течение урока будем заполнять таблицу:
Что вы уже знаете из своего жизненного опыта о плоском зеркале? Подумайте и запишите в первую колонку таблицы. Обсудите в парах, затем в группе. «Знаю»
| «Хочу узнать»
| «Узнал»
|
| Что? Как? Каким? Где? Почему?
|
|
После обсуждения учитель на доске заполняет первую колонку.
-Все ли мы знаем о плоских зеркалах? Что бы еще хотели узнать? Работая в парах, заполните вторую колонку таблицы.
После обсуждения учитель на доске заполняет вторую колонку.
Активизация мыслительной деятельности.
-Ребята, скажите, что такое зеркало? Обратимся к энциклопедии. ЗЕРКАЛО, стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью, которая отполирована. В современном зеркале на полированную поверхность наносят тонкий слой металла (Ag, Al и др.) или многослойные диэлектрические покрытия, достигая высокого коэффициента отражения волн.
В легендах и мифах многих народов зеркалам придается мистическая сила: считается, что за зеркальной поверхностью живут невидимые духи. Верить или не верить в фольклорные истины – каждый решает для себя сам.
Чтобы зеркалу было «уютно» в вашем доме и оно отражало жизнь в самом благоприятном свете, его нужно правильно повесить. Чаще всего считается, что зеркало должно висеть там, где посветлее. На самом деле хорошее освещение требуется не самому зеркалу, а тому, кто внимательно вглядывается в свое отражение. Зеркалам же совершенно противопоказан яркий солнечный свет и близость отопительных приборов – они быстро мутнеют.
Ни в коем случае не рекомендуется держать зеркало с отколотым краем или трещиной, считается, что оно может повредить хозяевам дома. Конечно, это предрассудки, но ведь треснутое зеркало может просто упасть и кого-нибудь травмировать.
Слайд 6
Зеркала используются в астрономических и физических приборах, в ультразвуковой аппаратуре, в быту (обычные стеклянные зеркала). В медицине зеркало — инструмент, облегчающий осмотр определенных органов, тканей.
Виды зеркал
Плоское Сферическое Плоским зеркалом называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет.
Возьмите ложку и расположите ее горизонтально, рассмотрите свое отражение. Далее расположите ложку вертикально. Каким стало ваше отражение?
Какой можно сделать вывод?
В сферических зеркалах изображения получаются уменьшенными или увеличенными.
Изучение нового материала.
Слайд 7,8
Построение изображения в плоском зеркале.
Изображение S1 точечного источника S – мнимое изображение. Термин «Мнимое» выражает тот факт, что там, где мы видим это изображение, пучки света на самом деле не сходятся, и лишь свойство нашего глаза собирать на сетчатке расходящиеся пучки света дает ощущение видимости «мнимой» светящейся точки. Световая энергия в эту точку не поступает.
Используя знания по геометрии ответьте, как располагаются относительно зеркала точки S и S1 ? (Симметрично относительно друг друга).
Слайд 8
Постройте изображение стрелки в плоском зеркале.
Сформулируйте вывод. Продолжите фразу: «В плоском зеркале изображение предмета – мнимое, прямое, равное по размеру предмета, находится на том же расстоянии от зеркала за ним, как и сам предмет перед зеркалом».
Физминутка. (Упражнение для глаз)
Слайд 9,10
Работа в парах.
Изучение свойств плоского зеркала.
1.Напишите на листе бумаги какое-нибудь слово. Лист с написанным словом расположите перед зеркалом. Прочитайте изображение слова в зеркале.
2. Напишите на этом же листе бумаги зеркальное изображение слова и снова поднесите его к зеркалу. Прочитайте изображение написанного.
-Какое изображение дает плоское зеркало?
3.Задание остальным ученикам в группах: (Опыт)
1) на линейку поставьте зеркало;
2) перед зеркалом поставьте карандаш;
3) передвигайте карандаш;
4) ответьте на вопросы: что происходит с изображением карандаша? На каком расстоянии находится карандаш и его изображение относительно зеркала? Изменились ли размеры карандаша? С какой скоростью он сближается со своим изображением?
4. Поставьте два плоских зеркала параллельно друг другу. Между ними поставьте миниатюрную игрушку. Посчитайте, сколько изображений вы видите в одном из зеркал.
5. Сейчас мы с вами проделаем несколько опытов, и результат данных опытов занесем в таблицу.
№
опыта
| Угол между
зеркалами
| Кол-во отражений в первом зеркале
| Кол-во отражений во втором зеркале
| 1
| 300
|
|
| 2
| 450
|
|
| 3
| 600
|
|
| 4
| 900
|
|
| 5
| 1200
|
|
| 1)Закрепите с помощью скотча оба зеркала на столе так, чтобы они располагались отражающей стороной друг к другу и находились под углом 300.
2)Поместите игрушку между зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений. Сколько отражений в другом зеркале?
3) Запишите данные в таблицу.
4) Измените угол между зеркалами до 450, до 600, до 900, до 1200. Посчитайте количество отражений в зеркалах. Запишите данные в таблицу.
Какой вывод можем сделать? С увеличением угла между плоскими зеркалами число изображений в них уменьшается.
Закрепление.
Слайд 11
Мини-тест.
В плоском зеркале вы видите мнимое изображение глаз своего товарища, смотрящего на вас. Видит ли он в зеркале изображение ваших глаз? (Да).
Девочка стоит от плоского зеркала на расстоянии 1,5 м. На каком расстоянии от себя она видит в нем свое изображение? (3 м).
Мальчик приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25 м/с. С какой скоростью он сближается со своим изображением? (0,5 м/с).
Проверка.
Слайд 12
«Здравствуй, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:» (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Всегда ли зеркало «говорит» правду? (Нет, в сферических зеркалах изображения получаются уменьшенными или увеличенными). (Показ фрагмента из мультфильма «Ну, погоди»)
Рефлексия.
Посмотрите внимательно таблицу: «Знаю, хочу узнать, узнал» и заполните ее до конца.
Закончите фразу: «Оказывается, что…»
Итог урока.
С чем мы познакомились сегодня на уроке?
Домашнее задание.
Параграф 64, ответить на вопросы
1) Ответьте на вопрос: для чего бойцы ждали момента, когда «солнце начала к немцу воротить»?
Вражеский дот не давал возможности нашим бойцам взять высоту. Тогда один солдат предложил использовать плоское зеркало. «Изготовились мы к новой атаке, ждем. Только солнце начало к немцу воротить, парень и достал из мешка свою хитрость. А стекло во какое, с газету! Давай, наводи, говорит ему командир. Ну и у целил он что ни есть в самую амбразуру. Немцу, конечно, это не понравилось, а что он может сделать? Кинулись мы все как есть, немец давай пулять, да стрельба уже не та, а куда попало…Так потом и возили с собой зеркало, пуще глаза берегли. Как секретное оружие».
2) постройте изображение предмета в плоском зеркале.
|
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 9
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12
Слайд 13.
|
Список литературы
А.В. Перышкин – Физика 8,- М: Дрофа, 2006 г.
http://www Optika8.narod.ru
http://www maximum.polubomu.ru/
http://www class-fizika.narod.ru
http://www resource.ippk.ru
http://www.grafamania.net
http://www neobyasnimoe.ru
http://www.medusl.ruwww.rosmed.ru
http://www.daewoo-avto.ru
http://www.grafamania.
|