Автор: Михалёнок Жанна Викторовна, учитель начальных классов
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №212 г. Минска»
Урок предназначен для учащихся 3 класса.
Тема: Сравнение трёхзначных чисел.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока: обучить алгоритму сравнения трёхзначных чисел и проецирование полученных знаний на оценку собственной позиции по отношению к окружающему миру.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с приёмами сравнения трёхзначных чисел;
- закрепить знания устной и письменной нумерации;
- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
2. Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать познавательную активность, умение рассуждать;
- формировать способность проводить аналогии между предметами и
явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия;
- развивать логическое мышление, экономическую грамотность,
словарный запас;
3. Воспитательные:
-развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения;
- обучать работе в парах, в группах и самостоятельно;
- воспитывать чувства взаимопомощи, аккуратность ведения тетради;
формировать у учащихся такой подход к изучению предмета, который предусматривает изучение его с разных точек зрения;
- создавать дружескую атмосферу на уроке, вовлекать учащихся в работу по охране природы;
Формы проведения: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедиа проектор, ПК, учебник математика 3 класс
Дидактический материал: презентация, карточки для самопроверки, дополнительные карточки, геометрические фигуры. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организационный момент.
Слайд 1
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Пожелаю всем удачи – за работу, в добрый час!
Посмотрите друг на друга. Подарите соседу улыбку. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Садитесь.
-Скажите, пожалуйста, любите ли вы наводить порядок? (да, нет)
-Где вы его наводили? (на парте, в классе, в портфеле, дома)
-Тогда объясните, что такое порядок? (всё лежит на своем месте, выполнение действий в определённой последовательности)
-А когда порядка нет, кругом неразбериха и беспорядок. Как это называется? (Древние греки беспорядок называли словом ХАОС)
Выглядеть это может так….
Слайд 2
Проверка домашнего задания.
№ 1 стр.15
Найдите на стенах класса числа, которые соответствуют записям: четыреста один, сорок один, четыреста десять, четыреста четыре.
№4 стр.18 (Задача проверяется по вопросам)
Слайд 2
Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопрос, ВАЖЕН ли порядок в жизни человека. И НУЖЕН ЛИ он в такой науке как МАТЕМАТИКА?
А для этого мы отправимся в банк и станем независимыми экспертами Слайд 3
Сейчас мы поработаем в группах и найдем в словарях значения слов:
Банк –
Кредит –
Эксперт –
-Что такое банк?
(Банк – это финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами и платежами.)
- Что такое кредит?
(Кредит – это предоставление денег в долг.)
- Кто такие эксперты?
-(Эксперты – это специалисты, дающие заключение при рассмотрении
каких-нибудь вопросов.)
Устный счёт.
На уроке я предлагаю вам выступить в роли независимых экспертов (специалистов, которые дают оценку)
Свою оценку и взаимооценку в роли экспертов вы будете отмечать в банковской книге.
(у каждого учащегося есть листок самооценки и взаимооценки)
К нам обратились две фирмы с просьбой о предоставлении им кредита. Нам надо собрать информацию, проверить, проанализировать их деятельность и вынести решение о выдаче кредита только одной из фирм.
Графический диктант (да - отрезок 2 клетки, нет – дуга)
В числе 350, 3сотни и 5 десятков? (да)
280 можно записать суммой разрядных слагаемых 200+80? (да)
За числом 109 идёт число 110? (да)
Соседи числа 900, это 800 и 901? (нет)
600 - это 6 сотен? (нет)
90 больше 89? (да)
1м равен 100дм? (нет)
1м равен 100см? (да)
1см больше 1 мм на 9 мм? (да)
1ч – это 50 мин? (нет)
2. Работа в парах.
Обе фирмы заготовили стройматериалы. Перед вами лежат конверты с фигурами, достаньте их. С 3 лайд 4
1
2
-Посмотрите, какой хаос, беспорядок среди фигур.
-Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы навести порядок?
Разделите фигуры на 2группы.
-по цвету
-по размеру
-по форме
-по объёму
-Как навела порядок ----парта?
- По какому признаку делили? (по цвету)
Вывод: Посмотрите, сколько разных вариантов порядка мы с вами нашли. Каждый из вас увидеть свой порядок, постарался разделить фигуры по-своему.
Слайд 5
3. Работа с геометрическим материалом.
Вернёмся к делению фигур по цвету.
(Первая парта получает карточку с индивидуальным заданием. Если вы запишите ряд чисел в порядке возрастания, правильно используете ключ, то прочитаете слово, связанное с темой нашего урока.)
Каждая фирма имеет свой номер, свой лицевой счёт. Вы узнаете его, если запишите номера красных фигур в каждой клетке в порядке возрастания.
-Какое число получилось? (136)
- Назовите разрядный состав этого числа? (1с.3дес.6ед.)
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых? (100+30+6)
-Давайте, узнаем номер счёта второй фирмы. Для этого, с новой строки запишите номера синих фигур в порядке убывания. Прочитайте число. (542).
-Какая цифра стоит в разряде десятков? (4) В разряде сотен? (5) В разряде единиц? (2)
-Поменяйте местами десятки и единицы. Какое число получилось? (524)
-Изменилось ли число? Как? (стало меньше)
-Поменяйте местами десятки и сотни. Какое число получилось? (254)
-Изменилось ли число? Как?
Вывод: Важен ли порядок цифр внутри каждого числа? (да, при изменении порядка будем получать каждый раз новое число)
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 6
(Проверка работы по карточкам)
Цифры
| в
| н
| с
| н
| р
| и
| е
| е
| а
| Буквы
| 4
| 7
| 1
| 5
| 2
| 8
| 6
| 9
| 3
|
Цифры
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Буквы
| с
| р
| а
| в
| н
| е
| н
| и
| е
|
-Какое слово у вас получилось? (сравнение)
Слайд 7
Тема нашего урока: «Сравнение трёхзначных чисел».
Слайд 8
Сегодня мы с вами:
Научимся сравнивать трёхзначные числа.
Постараемся ответить на вопрос: «Важен ли порядок в математике?»
Изучение нового материала.
Нам, как независимым экспертам, нужно собрать сведения о прибыли фирм за три года.
Сначала мы разработаем алгоритм сравнения трёхзначных чисел.
У каждого сравнения есть свой секрет. Есть секрет сравнения трёхзначных чисел. Нам предстоит его открыть.
Слайд 9
500 489
500 489 Сравниваем по числу сотен
Можете сами сравнить? На какой разряд будем смотреть в первую очередь? Сколько сотен в числе 500? 489? Что мы можем сказать?
(5 сотен 4 сотен) Какой знак поставим?
Сравним числа
431 413
431 413 Сравниваем по числу десятков Что скажете о числе сотен? Ваши действия? На какой разряд обратим внимание? (на десятки) 3 дес. 1 дес.
654 655
654 655 Сравниваем по числу единиц Что одинаковое в этих числах? (количество сотен и десятков)
Значит, как будем сравнивать? 4 ед. 5 ед. Значит 654 655
Сделайте вывод о сравнении трёхзначных чисел ещё раз.
Закрепление.
Слайд 10
(Проверка)
Слайд11
Для удобства, 1ряд (первая группа экспертов) займется первой фирмой и будет решать выражения первого столбика.
Вторая группа экспертов займется второй фирмой и будет решать выражения второго столбика.
Замените сумму разрядных слагаемых числом.
350+50=400
200+30=230
200+50 =250
| 100+0=100
300+40=340
500+20=520
|
Результаты решения занесем в таблицу.
Слайд 12
-Сколько получилось в первом выражении? Это прибыль первой фирмы за 2009год? А сколько заработала вторая фирма?
| 2009г.
| 2010г
| 2011г
| Итого:
| Iфирма
| 400 руб.
| 230 руб.
| 250 руб.
|
| IIфирма
| 100 руб.
| 340 руб.
| 520 руб.
|
|
-Какой ответ во втором выражении у 1ряда? У 2ряда? Это прибыль второй фирмы за 2010год?
-Сколько получилось в третьем выражении? Это прибыль фирмы за 2011год?
-Подсчитайте суммарную прибыль за три года первой и второй фирмы и проанализируйте ее. (сложите ответы)
| 2009г.
| 2010г
| 2011г
| Итого:
| Iфирма
| 400 руб.
| 230 руб.
| 250 руб.
| 880 руб.
| IIфирма
| 100 руб.
| 340 руб.
| 520 руб.
| 960 руб.
|
-У какой фирмы прибыль больше? (у второй)
-У какой фирмы прибыль стабильно росла? Подведите итог.
Вывод: Прибыль второй фирмы больше и она стабильно увеличивалась из года в год.
-Важен ли порядок при сложении чисел? (да, он облегчает сложение)
Давайте, наши наблюдения отразим в таблице.
Слайд 13
| Прибыль за 3года
|
|
| Iфирма
| -
|
|
| IIфирма
| +
|
|
|
Физкультминутка Слайд 14
Без порядка нам друзья
В математике нельзя.
Очень точная наука,
Очень важная наука,
Очень мудрая наука -
Это математика!
Решение задач
Задача 1 стр.19 №4
Прочитать задачу самостоятельно.
Прочитать задачу вслух.
Анализ задачи:
-О чём эта задача? (об огурцах, которые раскладывали в банки большего размера и меньшего)
-Сколько огурцов вмещалось в банку большего размера? (12 огурцов)
-Сколько было таких банок? (7банок)
-Сколько огурцов ещё осталось? (6 огурцов)
-А сколько огурцов вмещалось в банку меньшего размера? (6 огурцов)
-Какой вопрос задачи? (Сколько банок меньшего размера понадобилось, чтобы разложить все огурцы?)
-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (сколько всего было огурцов и сколько огурцов вмещалось в банку меньшего размера)
-Знаем ли мы , сколько огурцов было всего? (нет)
-А как узнать? (надо сначала узнать, сколько огурцов во всех банках большего размера , а затем прибавить 6 огурцов)
-Зная, сколько всего огурцов и сколько огурцов в одной банке, можем ли узнать, сколько понадобится банок? (да, для этого надо разделить)
Составим план решения задачи.
Сколько огурцов в 7 банках большего размера?
Сколько всего огурцов?
Сколько банок понадобится меньшего размера?
(Один ученик решает задачу у доски, остальные самостоятельно).
Проверка задачи.
Задача 2 Слайд 15
Вот здания будущих фирм. Перед вами лежат карточки с проектами офисов. Огородите участки земли, купленные под постройку забором. Вычислите периметр прямоугольников.
-Кто напомнит, что такое периметр? (Это сумма длин всех сторон)
(Задачи учащиеся решают самостоятельно)
-Какова длина забора I фирмы? (200+120)∙2=640м
-У II фирмы? (220+100)∙2=640м
-Сравните периметры фигур. Что вы о них можете сказать? (они одинаковые)
Вывод: Ребята, как вы думаете, важен ли порядок действий при вычислении периметра прямоугольника? (да, иначе мы получим неверный результат)
Периметры одинаковые. Ставим знак? (+)
Слайд 16
Занесем наши наблюдения в таблицу.
| Прибыль за 3года
| Периметр участка
|
| Iфирма
| -
| +
|
| IIфирма
| +
| +
|
|
Слайд 17
Перед вами банкоматы. Уважаемые эксперты, давайте проследим за выдачей зарплаты сотрудникам фирм. Составьте выражения, объединив числа так, чтобы сумма равнялась 850, 680.
(500, 350,) (750, 100,) (200, 200, 450.)
(620+60) (110+70+500) (650+30) 500+350 620+60
750+100 110+70+500
200+200+450 650+30
Отразим это в нашей таблице.
Слайд 18
| Прибыль за 3года
| Периметр
участка
| Планы
| Iфирма
| -
| +
| -
| IIфирма
| +
| +
| +
| Самостоятельная работа
Слайд 19
Подведем итог:
Уважаемые эксперты, глядя на таблицу, сделайте вывод, какой фирме мы предоставим кредит? (У второй фирмы прибыль больше, она рационально расходует средства, у нее оптимальные планы).
-Какие знания, умения и навыки помогли вам принять это решение? (сравнение трёхзначных чисел, запись чисел в виде разрядных слагаемых и суммы разрядных слагаемых, распределение фигур на группы, вычисление периметра, определение порядка действий)
-А теперь ребята, вы, наверное, уже сможете ответить на главный вопрос нашего урока: «Важно ли соблюдать порядок в математике?»
Недаром в народе говорят: «Математика - ум в порядок приводит». А нам с вами, при изучении математики, порядок просто необходим. Потому что порядок – это соблюдение определённых правил, норм, законов.
А хаос – нарушение этих правил, норм и законов.
Но тут важно помнить, что при появлении новых правил и законов хаос может стать порядком.
-А только ли в математике нужен порядок? Важен ли он в жизни?
Рефлексия
Слайд 20
Дополните предложения:
Я научился…
Я бы хотел…
Я буду всегда…
Слайд 21
Уважаемые эксперты, хочется сказать вам большое спасибо за хорошую работу на уроке.
|