Имя существительное.
Постоянные и непостоянные признаки.
урок русского языка, 4 класс, УМК «Школа 2100»
Автор: Гаврюшина Раиса Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ «Салтыковская СОШ»
2012 - 2013
Урок – исследование
Тема: « Имя существительное»
Задачи:
Образовательные:
Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о падежах»
Устранить пробелы в знаниях.
Развивающие:
1.Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммутативных способностей учащихся.
2.Формировать умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать знания.
3.Содействовать выработке навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся.
4.Содействовать развитию памяти, речи, навыков учебного труда.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию познавательных способностей, мотивации учения и положительного отношения к знаниям у учащихся.
2.Содействовать формированию умений и навыков работы в паре; общения друг с другом.
3.Способствовать формированию мыслительной культуры, рефлексии, т.е.
соблюдать логику рассуждений; структурировать, сопоставлять имеющуюся
информацию.
4.Способствовать формирование эстетических взглядов у учащихся.
Оборудование: презентация, инд. задания, бланк заданий.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| 1
| Организационный этап
|
| Включение учащихся в предстоящую деятельность
Компания “СТАРТ” (содружество творческих, активных, работоспособных, трудолюбивых) открывает новый “Банк Знаний”. Вы - вкладчики. Все положенные вами на счета средства пойдут на создание и открытие «Наукограда», научного центра в нашем классе.
|
| 2
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
| Языковая разминка
Перед началом работы мне бы хотелось вместе с вами пояснить некоторые слова, которые встретились и ещё встретятся вам на уроке
Где искали толкование слов?
Учитель диктует слова
Банк, президент, валюта, Банкнота, конвертировать, монета.
Проблемный вопрос
- Какой темой можно объединить слова? Найди лишнее слово.
- Что мы знаем об имени существительном? Вы – вкладчики и можете сегодня сделать несколько вкладов на свой счёт, которые в конце урока конвертируются в оценку. Перед вами карты вкладчиков и карточки для самостоятельной работы.
|
Интернет – словари, словари в классе, дома
Дети записывают слова и поясняют значение слов
Отвечают на вопросы
Выдвигают гипотезы.
Формулируют тему урока и задачи, которые надо решить на уроке.
Определение
Род
Число
Одуш\неодуш
Собств\нариц
| 3
| Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
мин
|
.
| Послушайте отрывок из комедии Д.Фонвизина «Недоросль», который и послужил толчком для создания банка знаний.
Правдин. …Это грамматика. Что вы в ней знаете?
Митрофанушка. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофанушка. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофанушка. Потому что приложена к своему месту. Вот у нашего чулана неделю дверь стоит еще не повешена: так она покамест существительна…
- Докажите, что слово ДВЕРЬ имя существительное.
- Составление кластера
- Всегда ли существительное обозначает предмет?
- Составление кластера
Составление кластера
Сущ
Предмет
Явление природы
Чувства
Что? Кто? Признаки Постоянные Непостоянные
Одуш/ неодуш
Род
Число
Собств / нариц Вклад № 1 - 3 балла - Прочитайте слова и разделите их на 3 группы: конкретные предметы, чувства, явления природы.
Дверь, дождь, любовь, злость, град, диван - Допишите еще слово в каждую группу
|
Читают диалог Фиксируют затруднения
Доказывают:
предмет, вопрос - что? Работа в парах
Приводят примеры: явление природы, чувства,
– 3 ученика у доски договариваются и пишут слова
| 4
| Обобщение и систематизация знаний
5 мин
|
ЭОР № 1
ЭОР № 2
| Исследовательская работа в группах
1 группа Вклад № 2 - 5 баллов
- К одушевлённым или неодушевлённым предметам относится слово ДВЕРЬ?
- Какие имена существительные относятся к одушевлённым?
- Этот признак постоянный или не постоянный ?
- Запиши примеры слов в 2 столбика.
2 группа
- Слово ДВЕРЬ – собственное или нарицательное существительное?
- А какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?
- Этот признак постоянный или не постоянный ?
- Запиши примеры слов в 2 столбика. 3 группа
Слово ДВЕРЬ – какого рода ?
Род - это признак постоянный или не постоянный ? Докажи.
Выпиши существительные в 3 столбика по родам.
Допиши по одному слову в каждый столбик.
Найдите имена существительные, которые можно отнести как к лицам мужского, так и женского рода. «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
4 группа
- В каком числе употреблено слово дверь?
- Число – постоянный или не постоянный признак?
Запиши слова в 2 столбика ед.ч и мн.ч
- Какое слово нельзя употребить в ед.ч.
5 группа
ЭОР Несклоняемые имена существительные слайд 6
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52265538-64ba-4397-addf-a46c6f20ee0f/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_084%5D.html В русском языке есть существительные которые не изменяются
Выводы и доказательства.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА.
- Какие же признаки постоянные, а какие непостоянные?
V. Диктант. Вклад № 3 - 10 баллов
- Какими членами предложения бывают существительные.
Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь.
- Что это за предложение?
- Над существительными поставьте букву «С»
- Какими членами предложения бывают существительные?
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА
VI . Работа с ЭОР самостоятельно
Вклад № 3 - 5 баллов , 5 баллов
ЭОР № 1 выделите существительные
Вклад № 4 - 5 баллов
1 уровень Выпиши существительные в 3 столбика.
- По какому признаку можно распределить данные существительные?
Рыженький лисёнок с белым брюшком вышел на поляну.
2 уровень Выпиши имена существительные, определи род, число.
Небо, идёт, кот, игрушки.
3 уровень Определи род, число
Волк, коза, окно
|
Работа в группах/ парах
Отвечают на вопросы.
Приводят примеры
Доказывают
Самостоятельная работа
Самопроверка по эталону
Пишут диктант
Разбирают предложения
Делают вывод
Самостоятельная работа
Самопроверка по эталону
Самооценка
| 7
| Рефлексия
|
| Уважаемые вкладчики “Банка Знаний”! Компания “СТАРТ” благодарит вас за участие в благотворительной акцииОцените свой вклад в банк Знаний.
- Все ли поставленные задачи решены? Первый вклад в банк сделан. Он пригодится нам на следующих занятиях по теме «Существительное» - Подведите итог соей работы. Конвертируйте баллы в отметку. - Каким получился урок?
- Свое отношение к уроку покажите листочком. ВЕТОЧКА
| Дети сопоставляют задачи поставленные вначале урока
С результатом полученным на уроке
С помощью веточки и листочков выражают свое отношение к уроку
Самооценка
|
№ вклада
| Задание
| Ваш вклад в баллах
| 1 вклад
| Разделите слова на 3 группы
3 балла
|
| 2 вклад
| Работа по карточке
до 5 баллов
|
| 3 вклад
| Диктант с заданием
до 5 баллов
|
| 4 вклад
| Работа с тестом ЭОР
1) 5баллов
2) 5баллов
|
| 5 вклад
| Самостоятельная работа
5баллов
|
| Итого
|
|
|
Баллы
| Оценка
| 26-28
| 5
| 24-26
| 4
| 20-23
| 3
|
|