Скачать 91.64 Kb.
|
Урок риторики в 1 «А» классе 11.02.12 Тема: Волшебные слова. Слова благодарности Цель: Познакомить учащихся со словами вежливости, слова приветствия, прощания, благодарности. Научить уместно употреблять вежливые слова, вежливо благодарить. Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование:
Учитель: Стёба Алла Павловна Ход урока I. Орг. момент. Вступительное слово учителя. -Сегодня мы продолжим путешествие по нашему дворцу Красноречия, но сначала речевая разминка. II. Речевая разминка. 1.Дыхательная гимнастика - свеча (глубокий вдох - медленно дуем на воображаемое пламя свечи), - погаси свечу (короткими толчками выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу!) - надоедливый комар (продолжительный выдох с произнесением звука З-З-З, руки в стороны, медленно соединяйте руки, не спугните комара, хлопок.) - весело, грустно (тянем звук, сменяя положение губ) 2. Артикуляционные упражнения Работа со скороговорками: Рома Маше нарвал ромашек. Смешные шутки у Саши и Мишутки. У красавицы Карины красота, а не картины. Ученики речистые, речь у них чистая. III. Постановка проблемы. Инсценировка по мотивам сказки «Муха – Цокотуха» ВЕДУЩИЙ: А сейчас… Приготовьте, дети, ушки! Приготовьтесь, гости, слушать! Входит сказка в светлый дом И расскажет обо всем. ВЕДУЩИЙ: Она по полю пошла, Она денежку нашла. Полетела на базар И купила... ДЕТИ: Самовар! ВЕДУЩИЙ: Кто это? ДЕТИ: Это Муха-Цокотуха! ВЕДУЩИЙ: Давайте посмотрим, а что же было дальше. Как Муха встречала гостей, какие волшебные слова они произносили… Звучит музыка В. Гаврилина "Каприччио" (фонограмма), Муха-Цокотуха летает, находит "денежку". МУХА-ЦОКОТУХА: Что же мне купить такое? Пойду быстро на базар И куплю там самовар. Потому что день рожденья Буду нынче я справлять. Всех букашек, таракашек Сладким чаем угощать. Под музыку В. Гаврилина Муха выбирает на одном из "прилавков" самовар. МУХА-ЦОКОТУХА: Угощу друзей чайком, Пусть приходят вечерком. У меня для гостей Много вкусных сластей! Звучит фонограмма - входят Пчела и Блошки. ПЧЕЛА: Здравствуй, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Я со всех родных лугов Принесла тебе цветов, Еще меду принесла! Ах, какой он чистый, Сладкий и душистый! (передает Мухе букет цветов и банку с медом) 1-Я БЛОШКА: Ты прими от Блошки вот эти сапожки! 2-Я БЛОШКА: Сапожки не простые, В них застежки золотые! (передают Мухе по сапожку) МУХА-ЦОКОТУХА: Спасибо, мои дорогие! Садитесь за стол, самовар готов! Садитесь вот тут, скоро гости ещё придут. Звучит фонограмма музыки Грибоедова "Вальс", исполняется танец "Прилёт бабочек". 1-Я БАБОЧКА: Мы Бабочки-шалуньи, Веселые летуньи. Летаем по полям, По рощам и лугам. 2-Я БАБОЧКА: И не устаем, весело порхаем, Кружимся, летаем. Мы порхаем по цветам, Прилетели в гости к вам. БАБОЧКИ (хором): Поздравляем! Поздравляем! Счастья, радости желаем! Вареньем цветочным тебя угощаем! (передают Мухе варенье) МУХА-ЦОКОТУХА: Благодарю вас, милые подружки, Прошу за стол! Чай разливаю в кружки. Бабочки садятся за стол. Под музыку "Норвежской польки" Грига выходит Таракан с барабаном ТАРАКАН: Ш-ш-у... Вот вам цветочки! Ш-ш-у.. Собирал их на лужочке. МУХА-ЦОКОТУХА: Огромное спасибо, какой букет красивый! Прошу за стол садиться, Прошу чайку напиться. Кушайте, не стесняйтесь, Все угощайтесь. Посмотрите, каких пряников я напекла! МУХА-ЦОКОТУХА: Бабочки-красавицы, кушайте варенье! Или вам не нравится мое угощенье? 1-Я БАБОЧКА: Ваше угощенье - просто загляденье! ТАРАКАН: Просто объеденье ваше угощенье! 2-я БАБОЧКА: А сейчас пора и в пляс! Звучит веселая музыка, "Полька" Штрауса. Гости выходят из-за стола, становятся вокруг Мухи-Цокотухи. Исполняется хоровод "Каравай". -Как на Мухи именины испекли мы каравай… Звучит музыка Грига "В пещере горного короля", появляется Паук, все гости разбегаются и прячутся. ПАУК: Я - злой Паучище, длинные ручищи! Я за Мухой пришел, Цокотухой пришел! МУХА-ЦОКОТУХА: Дорогие гости, помогите! Паука-злодея прогоните! ПАУК: Я не только Мух ем, Я и Пчел, и Комаров - Всех попробовать готов! Звучит фонограмма музыки П. Чайковского "Марш", появляется Комар. КОМАР: Я - Комар-храбрец, Удалой молодец! Где Паук, где злодей? Не боюсь его сетей! Паука я не боюсь, С Пауком я сражусь! Звучит фонограмма музыки Бизе "Куплеты Тореодора", исполняются музыкально-ритмические движения "Сражения Комара с Пауком". Паук побежден. КОМАР (Мухе): Я тебя освободил, А теперь, душа-девица, Будем вместе веселиться! Я тебя от смерти спас... ТАРАКАНЫ: Прилетел ты в добрый час! КОМАР: Ты, усатый Таракан, Бей скорее в барабан! БАБОЧКА: Бом! Бом! Бом! Бом! Спляшет Муха с Комаром! Исполняется общий танец "Полька", болгарская плясовая мелодия "Кремена", музыка А. Арскос ВСЕ: Нынче Муха-Цокотуха именинница! МУХА: Вам спасибо говорю, От души благодарю за подарки, за веселье И за то, что в страшный час Комар меня от смерти спас! До свидания, дорогие гости! Учитель: Спасибо актёрам! Аплодисменты. - Какие волшебные слова были произнесены в сказке « Муха – Цокотуха? (прикрепить карточки со словами) Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, большое спасибо, огромное спасибо, благодарю. Учитель: На какие группы их можно разделить? Дети: Слова приветствия, слова прощания, слова благодарности. Учитель: Можно ли добавить в каждую группу другие слова? Какие, назовите их. Дети: Добрый день, доброе утро, привет, прощай, до встречи, пока Учитель: В какую группу не получилось добавить слова? Дети: В группу « слова благодарности» Учитель: Что значит «благодарить»?( дарить благо, добро) Учитель: За что благодарила Муха своих гостей? За что ещё можно благодарить? Ответы детей Вывод учителя (стих) За что мы говорим “спасибо”? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы – Кому сказали? Сколько раз? Учитель: Послушайте историческую справку о слове спасибо. “Слово “спасибо” известно в русском языке с ХVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. В конце второго слова исчезла буква “Г”, и из двух слов образовалось слово “СПАСИБО”, которое обозначает следующий смысл: “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”. IV.Работа в тетради по риторике (Стр.54,55, 58,59) V.Практические задания в группах ( разыгрывание ситуаций из жизни) У Пети сломался карандаш. Как поступить? Оля забыла учебник математики? Как она поступит? Ваня не может застегнуть манжет рукава. Как быть? Юля просит в столовой передать стакан чая. Саша потерял в классе ручку. Как он поступит? У Иры закончилась тетрадь. Как ей быть? VI.Итог урока Учитель: Какие слова благодарности мы должны запомнить и употреблять в своей речи? Дети: спасибо, большое спасибо, огромное спасибо, благодарю. Учитель: У нас сегодня гости. Поблагодарите гостей, что они к нам пришли. Дети выражают слова благодарности. Учитель: И я тоже благодарю, вас, уважаемые гости, за внимание. И вас, ребята, я благодарю за хорошую работу на уроке, за участие в сценке и на память вручаю маленькую открытку со словом, которое должны помнить и произносить все: СПАСИБО! Я предлагаю вам тоже нарисовать свою открытку и подарить её тому, кому вы хотите выразить слова благодарности. Спасибо маме за заботу И папе за его работу, Сестре и брату за компанию И бабушке за понимание. Спасибо, что гордятся нами И добрым учат нас делам. Подумаем, порисуем, поиграем: За что вы говорите “Спасибо” своим родным? Какое слово дружит со словом “Спасибо”? Попросите детей встать в круг и дайте одному из детей красивый шарик. Ребенок, получивший шарик, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что-либо доброе, а затем передать ему шарик. Игра заканчивается, когда все в круге поблагодарят друг друга.
|