Скачать 114.33 Kb.
|
Способы использования ЦОР в учебном процессе А. Демонстрационные материалы Демонстрационные материалы представлены во всех без исключения наборах ЦОР; эти материалы проще всего встраиваются в традиционную структуру урока; преимущества от их использования очевидны. Основные типы таких ресурсов. - ПЛАКАТ . СЛАЙД Плакат, или слайд — это аналог обычного плаката. Такой плакат может содержать определение, правило, формулировку теоремы или формулы с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты. Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать. - ПЛАКАТ . ИЛЛЮСТРАЦИЯ Плакаты-иллюстрации в основном созданы на основе красочных энциклопедий, которые желательно иметь и в школьной библиотеке, и дома. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения и учителю (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке), и ученику (можно не просто выучить материал параграфа, но подготовить собственную презентацию с использованием дополнительных материалов набора). Рис. 1. Плакат-иллюстрация для урока природоведения в 5 классе. - ПЛАКАТ.ЗАДАНИЕ Изучение самой сложной темы станет проще и вызовет у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на подборку вопросов и заданий, сопровождаемых красочными рисунками. - ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ Кроме статичных плакатов, в наборах ЦОР присутствуют и так называемые интерактивные плакаты (к ним можно отнести и интерактивные таблицы, интерактивные рисунки, интерактивные правила и т.п.). В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. - ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРАВИЛО Здесь пояснение открывается щелчком мыши и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности интерактивных плакатов учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке. - ИНТЕРАКТИВНАЯ СХЕМА Интерактивная схема в общем-то похожа на интерактивное правило тем, что позволяет открывать щелчком мыши блоки схемы в некоторой последовательности, сопровождая объяснение нового материала. Отдельные «веточки» разворачиваемой схемы могут быть так же, как разворачивались, свернуты обратно медленно и по одному блоку или быстро — щелчком мыши в «корень» веточки.
Такая схема может содержать схематичные изображения объектов, например, представителей царств живой природы, а порой и краткие определения понятий, открываемые в отдельном всплывающем окошечке. В некоторых случаях схема может быть и многостраничной (смотри пример на диске «Свойства жизни»). Интерактивная схема может служить и в качестве опорного конспекта при первичном обобщении и закреплении нового материала, и при ответе «у доски». Самые удобные варианты интерактивных схем имеют дополнительную кнопку — «развернуть список». Иногда эти действия линейны, и выбрать следующий объект исследования не представляется возможным, а иногда действия носят самый настоящий исследовательский характер, так как пользователю разрешено рассматривать объект и узнавать названия его частей, свойства и качества постепенно, наводя курсор мышки на ту или иную часть рисунка. Рис. 4_4. Интерактивная схема к учебнику биологии для основной школы — промежуточный вид развертки. Рис. 4_5. Интерактивная схема к учебнику биологии для основной школы — полностью раскрытый вид. - ИНТЕРАКТИВНЫЙ РИСУНОК Интерактивный рисунок — ЦОР, в котором информация так же, как в интерактивных правилах и схемах, предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Рис. 5_1. Интерактивный рисунок линейного типа с описанием к уроку из курса биологии. Рис. 5_2. Интерактивный рисунок исследовательского типа к уроку из курса биологии (курсор наведен на объект под номером 7). - КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАБЛИЦА Встречаются очень интересные «многослойные» ресурсы, позволяющие работать в разных режимах и представляющие собой одновременно таблицу (схему) с готовыми надписями, таблицу с возможностью самостоятельного исследования нового — режим «подсказки», таблицу для устного опроса у доски — режим «спрятать все», а также таблицу, позволяющую проверить знания и получить их оценку — тестовый режим. Очевидно, что такие комплексные интерактивные таблицы-схемы обеспечивают новые возможности, не свойственные бескомпьютерным технологиям. Таблица (схема) с готовыми надписями
Рис.7. Интерактивная таблица, предполагающая несколько режимов работы.
Б.Презентация Презентация — последовательность нескольких слайдов или серия чертежей с подписями, поддерживающая объяснение материала. Презентации, как правило, реализованы в нескольких форматах: слайд-шоу (формат PowerPoint); динамические чертежи (просмотр через браузер), раскрывающиеся по шагам с помощью системы кнопок; «опорные конспекты» (формат flash) и др. Общим для всех этих форматов является наличие простой системы навигации в виде виртуальных кнопок, позволяющих переходить от кадра к кадру; в некоторых ресурсах реализован переход к кадрам в произвольном порядке. Наличие навигации позволяет учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом, например, причину, по которой возможно появившееся на экране утверждение, а затем продемонстрировать «каноническое» его обоснование. Такие ресурсы, бесспорно, наносят серьезный удар по традиционным «меловым» технологиям, при этом относительно легко вписываясь в традиционные уроки. - ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ФОРМАТЕ POWERPOINT Рис. 8. Слайд презентации к уроку из курса геометрии (формат PowerPoint).
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДИКТОРСКИМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Рис. 10. Слайды презентации к уроку из курса русского языка. В. Видеоролики (анимации) Видеоролики (анимации), как правило, представляют собой небольшие (не более 5—7 минут) анимации, нарисованные в формате flash или составленные из последовательности синтезированных трехмерных изображений. Хотя в некоторых случаях видеофрагменты — это результат реальной видеосъемки. Типичными примерами могут служить ЦОРы, включенные в набор к учебнику биологии. Это такие видеофрагменты как: — «развитие лягушки», — «передвижение тритона», — «передвижение черепах, ящерицы и змеи», — «работа челюстей и зубов гадюки», — «гнезда различных типов» и др. К этой же категории ресурсов можно отнести и так называемые «видеоэкскурсии», особенно характерные для наборов по истории. Демонстрация таких ресурсов с экрана компьютера или с большого экрана — не просто полный аналог использования телевизора и видеомагнитофона. Возможности средств ИКТ в этой ситуации делают использование видеоматериалов на уроке более точными методически и более комфортными практически: учитель получает возможность с помощью одного-двух щелчков мыши остановить показ в нужном месте, возобновить его с требуемого места или запустить видеоролик заново. Многие видеоролики имеют звуковое сопровождение. Чаще всего это дикторский голос, но бывает и музыкальное сопровождение. Роль дикторского сопровождения чрезвычайно велика при изучении материала учеником самостоятельно, дистанционно и при повторении материала. Также дикторский текст будет полезен учителю при первоначальном ознакомлении с ЦОР для более адекватного понимания замысла его разработчиков. Результаты апробации показали, что многие опытные учителя отключают такое звуковое сопровождение и предпочитают давать необходимые комментарии самостоятельно. - ВИДЕОРОЛИКИ.ЛЕКЦИИ Более широкие возможности реализованы в видеороликах-лекциях, которые полностью заменяют соответствующий фрагмент учебника и даже до какой-то степени заменяют учителя, излагающего этот фрагмент. В основном в такой форме подается теория. Обучающая эффективность этой формы достигается за счет синхронизации информационных потоков — статичной и движущейся графики, звука, текстов. По сравнению со слайдами и презентациями видеоролики-лекции более насыщены информационно и требуют высокой концентрации внимания. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы поддерживать ее, управляя темпом «проигрывания». Для этого многие демонстрации снабжены «линейкой времени», позволяющей, в дополнение к заложенным в них паузам, делать дополнительные остановки, повторы и т.п. - ВИДЕОРОЛИК ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЯ Видеоролики применяются и для иллюстрации действия, например, различных физических законов, химических реакций, биологических процессов или практических действий и их результатов. В таких видеороликах, как правило, используется синтезированное трехмерное изображение. Это, с одной стороны, позволяет показать действие близко к тому, что можно увидеть в реальном мире, а с другой — объяснить действие более схематично. При реальной видеосъемке реального агрегата многие действия показать затруднительно — не все ракурсы возможны, не всегда можно действие показать достаточно ярко и наглядно. Также подобный ролик, как в принципе и любой ЦОР, позволяет разнообразить объяснение нового материала и повторять изученный.
4. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ Содержит текстовую и графическую части, неразрывно связанные друг с другом. Графическая часть может обладать различной степенью интерактивности. Рис. 15. Экран иллюстрированного учебного модуля к уроку из курса биологии. - ГИПЕРТЕКСТОВЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ Это одна из нескольких страниц текста с внутренними ссылками, посвященных одной теме в рамках учебного курса. По большей части так представлены тематические словари и словарные статьи. Они помогут учащимся не только узнать значение интересующего их слова, услышать его правильное произношение, но и дадут навыки использования гипертекста и поиска информации. Г. Учебные модули - ГИПЕРТЕКСТОВЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ Это одна из нескольких страниц текста с внутренними ссылками, посвященных одной теме в рамках учебного курса. Содержит текстовую и графическую части, логически связанные друг с другом. Графическая часть практически не обладает какой-либо степенью интерактивности, но зато позволяет сохранять и использовать отдельные иллюстрации. Можно сказать, что это своего рода ЦОР сложной структуры. Подобный модуль самоценен и многофункционален. Рис. 17. Экран гипертекстового иллюстрированного учебного модуля к уроку из курса биологии. - ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ СХЕМА Учебный модуль с небольшим количеством текста, но с достаточным количеством и качеством иллюстративного материала, посвященный какому-либо понятию или группе терминов в рамках одной темы курса. Позволяет организовать как демонстрацию, так и самостоятельную, практическую, а при желании — и проверочную работу на основе использования данного типа ресурса. В этом случае уместны задания типа — «подбери свои варианты иллюстраций (названий)», «дополни схему», «подбери примеры на заданную тему». Иллюстрированная схема по клику мышью на объекте (слове или самой иллюстрации) раскрывает полноэкранное или «полуэкранное» изображение. Рис. 18_1. Экран иллюстрированной схемы к уроку из курса биологии. Материалы для практических занятий Обеспечение разнообразных форм практических работ учащихся — цель широкого круга разного рода цифровых ресурсов. Среди них присутствуют и уже знакомые нам простые слайды (плакаты) с условиями задач, и интерактивные плакаты, и презентации, и даже гипертекстовые учебные модули, но к данной категории они относятся, если содержат задания, предполагающие индивидуальную работу учащихся со средствами ИКТ. Так же появляются и новые виды ЦОР — игры, конструкторы и тренажеры. Д. Задания Задания (часто их еще называют «интерактивные задания») предполагают какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране — перетаскивание, кликание, расстановка и т.д., по заданным параметрам задания. Времени на выполнение или поиск решения в рамках одного задания не должно уходить много — место этого ЦОР обусловлено прежде всего первичным закреплением только что изученного, повторением, иногда — актуализацией знаний перед объяснением нового. Рис. 21. Пример интерактивного задания по курсу начальной школы. Таких заданий ученик, чтобы хорошо закрепить тот или иной навык, должен выполнить достаточно много, поэтому формы подачи материала и одного и того же правила или закона должны быть разными, что и пытались реализовать разработчики. Рис. 22. Пример интерактивного задания по курсу начальной школы. Многие задания, имей учитель возможность отслеживать выполнение каждого, вполне могли бы составлять отдельную контрольную работу. Большинство заданий имеет активную обратную связь — ученик получает сведения о правильности или неправильности его ответа, иногда имеет возможность посмотреть правильное решение, иногда просто результат работы сбрасывается и предлагается пройти задание заново. Задания по степени их увлекательности, красочности и жесткости постановки задачи можно представить в виде линейки, где «передвижение» от заданий и интерактивных заданий к заданию-конструктору, а затем к тренажеру и интерактивной дидактической игре приводит к возрастанию увлекательности и привлекательности и смягчению постановки задачи. Рис. 23. Пример интерактивного задания по курсу экологии (слева — перетаскивание объекта в процессе решения, справа — оцененный результат выполнения). - ЗАДАН И Е.КОНСТРУ КТО Р
Рис. 24. Задание-конструктор для уроков технологии. ТРЕНАЖЕР - ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Тестовые задания содержат практически все наборы ЦОР, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку. Как правило, тесты, предназначенные для контроля знаний, включают в себя три и более тестовых заданий одного или нескольких типов. Рис. 30. Вариант тестового задания. |
Программа дисциплины использование современных информационных и коммуникационных... Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий... | Тема Методические аспекты использования компьютерных технологий в учебном процессе обж | ||
План график использования учебно-лабораторного оборудования кабинета... Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. (12ч.) | Ббк я Я дидактические и методические аспекты использования мультимедийных средств в учебном процессе: метод пособие / А. Б. Яковлев. Омск:... | ||
Положение о конкурсе Panaboard мастеров 2010 Общие положения Цель конкурса – популяризация использования интерактивных досок Panaboard в учебном процессе | Положение о конкурсе Panaboard мастеров 2011 Общие положения Цель конкурса – популяризация использования интерактивных досок Panaboard в учебном процессе | ||
Мониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных... Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений | Работа над ошибками Модуль Обзор интеллектуальных ресурсов иос начального образования: государственные коллекции цор, открытые цор в Интернете, цор к... | ||
Использование икт в учебном процессе Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование... | Методические рекомендации по организации самостоятельной Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | ||
Об учебно-методическом комплексе и Ооп бакалавриата, магистратуры и специалитета в соответствии с фгос впо, определяет дидактические, методические и технические требования... | Электронная библиотека тиуиЭ Библиотека полнотекстовых изданий, рекомендованных для использования в учебном процессе по гуманитарному и общенаучному блокам: юриспруденция,... | ||
Методические рекомендации к самостоятельным работам студентов мдк.... Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по... Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | ||
Ноу впо «Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.» Данное... О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — | Методические рекомендации по решению ситуационных задач по предмету... Сборник задач рассмотрен на методическом совете и рекомендован для использования в учебном процессе |