Скачать 0.49 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны учителя биологии и химии Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от « » 2012г. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Биология /сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006.-166, ( 10 )с.) и программ: 1.Примерная программа по биологии основного общего образования; 2. Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы ( Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдаева.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-92, (4) с.) Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, в год – 70 часов. Лабораторная работа – 16 В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При составлении рабочей программы внесла некоторые изменения. Добавила 1 час при изучении тем: «Введение», «Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Обмен веществ», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» так как это сложный материал. Убавила 3 часа в теме «Строение организма»,1 час «Нервная система» так как часть этого материала будет повторяться при изучении темы «Высшая нервная деятельность». Для повышения уровня знаний и приобретения практических навыков в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Для самостоятельной работы предлагается работа с тетрадью с печатной основой. В КТП отражена последовательность изучения учебного материала, количество часов на изучение каждой темы, тип урока, лабораторные работы, экскурсии, НРК, планируемые результаты освоения материала, запланированная дата, дата фактическая и примечание, где указывается причина, по которой урок проводился не по запланированной дате. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Содержание тем учебного курса 1.Введение (2ч) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. 2. Происхождение человека(3ч) Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. 3. Строение организма (4ч) Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.. Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой. Л/р.№ 1 «Изучение особенностей строения животных тканей» Рефлекторная регуляция органов и систем органов. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др. 4. Опрно-двигательная система (8ч) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки. Л/р.№ 2 «Микроскопическое строение кости». Л/р.№ 3 «Мышцы человеческого тела (выполняется либо дома, либо в классе) Л/р.№ 4 «Утомление при статической работе» Л/р.№ 5 «Осанка и плоскостопие» 5. Внутренняя среда организма (3ч) Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч) Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация моделей сердца и торса человека, приёмов остановки кровотечений. Л/р.№ 6 «Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» Л/р.№ 7 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л/р.№ 8 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» 7. Дыхательная система (5ч) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрации модели гортани, приёмов искусственного дыхания. Л/р.№ 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (выполняется дома). 8. Пищеварительная система (6ч) Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании. Л/р.№ 10 «Действие ферментов слюны на крахмал» 9. Обмен веществ и энергии (4ч) Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Л/р.№ 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена» Л/р.№ 12 «Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат» 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч) Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. Выделительная система Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация рельефной таблицы «Органы выделения» 11. Нервная система человека (4ч) Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Демонстрация модели головного мозга человека. Л/р.№ 13 «Пальценосовая пробаи особенности движения, связанные с функцией мозжечка». 12. Анализаторы. Органы чувств (5ч) Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрации моделей глаза, уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек, колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Л/р.№ 14 « Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6ч) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Л/р.№ 15 «Выработка навыка зеркального письма» Л/р.№ 14 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» 14. Эндокринная система (2ч) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. 15. Индивидуальное развитие организма (5ч) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. 16. Резервное время (2ч) Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать: - систематическое положение человека и его происхождение; - особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов их нервную и гуморальную регуляцию; - о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека; - об отрицательном воздействии на организм вредных привычек; - приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях; -правила гигиены, сохраняющие здоровье человека; - факторы, разрушающие здоровье человека; - этические нормы межличностных отношений. Учащиеся должны уметь: - распознавать органы и их топографию, системы органов; - объяснять связь между строением органов и их функциями; - понимать влияние физического труда и спорта на организм; - выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; - объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека; - оказывать первую помощь при несчастных случаях; - соблюдать правила личной и общественной гигиены; - пользоваться микроскопом; - проводить самонаблюдения; - ставить простейшие опыты; - работать с учебником: с текстом, рисунком, схемами, таблицами Перечень учебно-методического обеспечения Учебно-методический комплект 1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология .Человек 8 класс учеб. для общеобразоват. учреждений– 8-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 332с. 2.Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь -5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-95с. Дополнительная литература для учителя 1.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 2.Чередникова Г.В. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева. – Волгоград: Учитель, 2007.-157с. 3.Оданович М.В. Биология 7-8 классы. Тесты. Волгоград: Учитель, 2007.-150с. 4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова Н.И., Шаровой И.Х., Латюшина В.В., ШапкинаВ.А., Константинова В.М. и др.- М.:Вако, 2004.-432с. ( В помощь школьному учителю) 5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек, 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева А.С.Батуева и др. ; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша.- М.: Вако, 2005.-416с. 6. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы. Метод. пособие.- М.:Дрофа, 1997.-128с. 7.Малашенков А.С. Внеклассная работа по биологии. 7-8 классы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.-96с. 8.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы. Метод. пособие. М.: Дрофа, 1997-160с. 9. Сухова Т.С. Тесты. Биология 6-11 классы. Учебно-метод. пособие- 5 –е издание, стереотип. –Дрофа, 2001-80с. 10. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003-154с. Дополнительная литература для учащихся 1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Издательство «Просвещение» 6. Шпунт А.А. У края пропасти. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990-304с. 7.. Акимов С.С. Ахмалишева А.Х., Хренов А.В. биология в таблицах, схемах и рисунках. М., Лист-Нью.2004-96с. МULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Человек» 1.Биология 6-11класс. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004 2.Биология. 9 класс. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2003 Адреса сайтов в ИНТНРНЕТЕ http.//bio. 1september. ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www. edios. ru - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Календарно – тематическое планирование
|
Рабочая программа по биологии 9 класс Учителя биологии высшей квалификационной... В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.... | Рабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии... Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной | Рабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие... | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | Рабочая программа по биологии, 7 класс Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология» Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) Рабочая программа к учебнику Латюшина В. В.; Шапкина В. А. «Биология. Животные» составлена на основе федерального компонента государственного... | Рабочая программа по биологии 9 класс «Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии 6-9 классы пояснительная записка Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах основной общеобразовательной школы и является продолжением... | Рабочая программа Предмет биология Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | ||
Рабочая программа по общей биологии 11 класс Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,... | Рабочая программа по биологии 6 класс В соответствии с учебным планом школы в 2013-2014 учебном году на изучение биологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные».... |