Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны





НазваниеРабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны
страница1/4
Дата публикации02.07.2014
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ульянковская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»



«Рассмотрено»

руководитель МО

_______/Блохина Г.В./

Протокол № ____от

« » 2012 г.

«Согласовано»

заместитель

директора по УВР

МБОУ «Ульянковская ООШ»

_________/Челнокова Т.П./

« » 2012г.


«Утверждаю»

директор МБОУ

«Ульянковская ООШ»

_________/Челнокова Н.А./

Приказ № от

« » 2012г.






Рабочая программа
по биологии в 8 классе


Стеряковой Нины Александровны
учителя биологии и химии


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № от

« » 2012г.

2012-2013 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Биология /сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006.-166, ( 10 )с.) и программ:

1.Примерная программа по биологии основного общего образования;

2. Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы

( Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдаева.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-92, (4) с.)

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, в год – 70 часов.

Лабораторная работа – 16

В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При составлении рабочей программы внесла некоторые изменения. Добавила 1 час при изучении тем: «Введение», «Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Обмен веществ», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» так как это сложный материал. Убавила 3 часа в теме «Строение организма»,1 час «Нервная система» так как часть этого материала будет повторяться при изучении темы «Высшая нервная деятельность». Для повышения уровня знаний и приобретения практических навыков в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Для самостоятельной работы предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В КТП отражена последовательность изучения учебного материала, количество часов на изучение каждой темы, тип урока, лабораторные работы, экскурсии, НРК, планируемые результаты освоения материала, запланированная дата, дата фактическая и примечание, где указывается причина, по которой урок проводился не по запланированной дате. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени.

Содержание тем учебного курса

1.Введение (2ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

2. Происхождение человека(3ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного проис­хождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

3. Строение организма (4ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Ор­ганоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль фер­ментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физио­логического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс..

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Л/р.№ 1 «Изучение особенностей строения животных тканей»

Рефлекторная регуляция органов и систем органов. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Пря­мые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

4. Опрно-двигательная система (8ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их мак­ро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособ­ление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связан­ные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их ре­гуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выяв­ление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суста­вов.

Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.

Л/р.№ 2 «Микроскопическое строение кости».

Л/р.№ 3 «Мышцы человеческого тела (выполняется либо дома, либо в классе)

Л/р.№ 4 «Утомление при статической работе»

Л/р.№ 5 «Осанка и плоскостопие»

5. Внутренняя среда организма (3ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лим­фа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и формен­ные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Спе­цифический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной за­щите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болез­ни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Довра­чебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приёмов остановки кровотечений.

Л/р.№ 6 «Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Л/р.№ 7 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Л/р.№ 8 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

7. Дыхательная система (5ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыха­тельных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздуш­ной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюоро­графия. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при уду­шении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологи­ческая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Ре­анимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрации модели гортани, приёмов искусственного дыхания.

Л/р.№ 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (выполняется дома).

8. Пищеварительная система (6ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеваритель­ной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Л/р.№ 10 «Действие ферментов слюны на крахмал»

9. Обмен веществ и энергии (4ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых су­ществ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,

углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нор­мы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ем­кость пищи.

Л/р.№ 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

Л/р.№ 12 «Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»

10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зави­симости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болез­ни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обмо­рожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная по­мощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепло­вом и солнечном ударе.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;

определение типа кожи с помощью салфетки;

определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Выделительная система

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их стро­ение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и ко­нечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их пре­дупреждение.

Демонстрация рельефной таблицы «Органы выделения»

11. Нервная система человека (4ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпати­ческий и парасимпатический подотделы автономной нервной систе­мы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Л/р.№ 13 «Пальценосовая пробаи особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

12. Анализаторы. Органы чувств (5ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достовер­ность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их пре­дупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза, уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек, колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Л/р.№ 14 « Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нерв­ной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие централь­ного торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-тор­можения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: ус­ловные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стерео­тип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Снови­дения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведе­ния. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших пси­хических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представле­ния, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмо­циональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Вни­мание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его ос­новные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, па­мяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;

двойственных изображений, иллюзий установки;

выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Л/р.№ 15 «Выработка навыка зеркального письма»

Л/р.№ 14 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

14. Эндокринная система (2ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Про­межуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофи­за и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен ве­ществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной же­лезы. Причины сахарного диабета.

15. Индивидуальное развитие организма (5ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в оп­ределении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Обра­зование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беремен­ность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкого­ля, парко гиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, пе­редающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилак­тика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ре­бенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, об­щественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхож­дения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

16. Резервное время (2ч)

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов их нервную и гуморальную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека;

- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

-правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- этические нормы межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов;

- объяснять связь между строением органов и их функциями;

- понимать влияние физического труда и спорта на организм;

- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- пользоваться микроскопом;

- проводить самонаблюдения;

- ставить простейшие опыты;

- работать с учебником: с текстом, рисунком, схемами, таблицами

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология .Человек 8 класс учеб. для общеобразоват. учреждений– 8-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 332с.

2.Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь -5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-95с.

Дополнительная литература для учителя

1.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006

2.Чередникова Г.В. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева. – Волгоград: Учитель, 2007.-157с.

3.Оданович М.В. Биология 7-8 классы. Тесты. Волгоград: Учитель, 2007.-150с.

4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова Н.И., Шаровой И.Х., Латюшина В.В., ШапкинаВ.А., Константинова В.М. и др.- М.:Вако, 2004.-432с. ( В помощь школьному учителю)

5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек, 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева А.С.Батуева и др. ; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша.- М.: Вако, 2005.-416с.

6. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы. Метод. пособие.- М.:Дрофа, 1997.-128с.

7.Малашенков А.С. Внеклассная работа по биологии. 7-8 классы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.-96с.

8.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы. Метод. пособие. М.: Дрофа, 1997-160с.

9. Сухова Т.С. Тесты. Биология 6-11 классы. Учебно-метод. пособие- 5 –е издание, стереотип. –Дрофа, 2001-80с.

10. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003-154с.

Дополнительная литература для учащихся

1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Издательство «Просвещение»

6. Шпунт А.А. У края пропасти. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990-304с.

7.. Акимов С.С. Ахмалишева А.Х., Хренов А.В. биология в таблицах, схемах и рисунках. М., Лист-Нью.2004-96с.

МULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Человек»

1.Биология 6-11класс. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004

2.Биология. 9 класс. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2003

Адреса сайтов в ИНТНРНЕТЕ

http.//bio. 1september. ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www. edios. ru - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Календарно – тематическое планирование






уро-

ка



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии 9 класс Учителя биологии высшей квалификационной...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев....
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии...
Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология»
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа к учебнику Латюшина В. В.; Шапкина В. А. «Биология. Животные» составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии 9 класс
«Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии 6-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах основной общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа Предмет биология
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по общей биологии 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии 6 класс
В соответствии с учебным планом школы в 2013-2014 учебном году на изучение биологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconРабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Рабочая программа по биологии в 8 классе Стеряковой Нины Александровны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск