Тема урока: "Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение"





Скачать 83.44 Kb.
НазваниеТема урока: "Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение"
Дата публикации05.07.2013
Размер83.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: "Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение".

Тимачева Светлана Николаевнаучитель биологии

Цель: сформировать знания о строении аппарата опоры и движения человека, раскрыть его основные функции.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.

  2. Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.

  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет человека”, карточки с названием частей скелета, фрагменты видеофильма “Скелет головы, туловища и конечностей”,  ЭОР «Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение».

Ход урока.

I. Организационный момент.

На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.

II. Повторение домашнего задания.

Блиц-опрос.

  1. Какие типы скелетов вы знаете?

  2. Какие преимущества внутреннего скелета?

  3. Из каких частей состоит скелет млекопитающих?

  4. Почему жизнь невозможна без движения?

  5. Какими особенностями должен обладать скелет человека – двуногого разумного существа?*

“Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы.

III.Актуализация знаний. «У истоков изучения скелета».

 С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных. Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма. Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии. Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки, о которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами.

IV. Изучение нового материала.

1. Движение.

Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье, 
Залогом жизни нашей,
Является движенье! 
В.В. Розенблат.

Работа с ЭОР: «Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение» http://fcior.edu.ru/card/9690/apparat-opory-i-dvizheniya-ego-funkcii-skelet-cheloveka-ego-znachenie.html

c:\users\user\desktop\карика.png

Одним из основных свойств жизни всех организмов является движение. Даже в состоянии сна в организме животных и человека постоянно происходит движение – лёгкие вдыхают и выдыхают воздух, сердце перекачивает кровь по сосудам, пища продвигается по желудку и кишечнику. Многие животные в поисках пищи приспособились к определённым движениям – рыбы плавают, птицы летают, хищники бегают с огромной скоростью. Значительно большим разнообразием движений обладает человек. Помимо перемещения в пространстве, человек совершает трудовые, спортивные, танцевальные движения, написание и произнесение слов и многие другие действия.

Интересно! В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км.

Факты! Никто точно не скажет сколько костей в скелете человека. У новорождённого ребёнка их около 270, некоторые мелкие кости в дальнейшем срастаются в крупные. Примерно у 20% взрослых людей имеются отклонения в количестве позвонков, у 5% - имеется добавочное ребро, причём у мужчин оно встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. Поэтому анатомы осторожно говорят, что у человека «несколько более 200 костей».

Интересно! Существуют соотношения между различными частями тела. Так, например, длина ладони равно длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова); длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака; расстояние между кистями разведённых в стороны рук равна сумме длин обеих ног; длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.

2. Структурный состав опорно-двигательного аппарата. Движение тела в пространстве осуществляет опорно-двигательный аппарат, состоящий из костей скелета и прикреплённых к ним мышцам. Мышцы обладают способностью сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной частью опорно-двигательного аппарата. В состав опорно-двигательного аппарата входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему.

c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\кар 3.png

3.Функции. Мышцы сокращаясь приводят в движение те кости скелета, которые соединены подвижно с помощью суставов. Различают два вида движений: статокинетические (движения различных частей тела относительно друг друга при сохранении определённой позы) и локомоторные (перемещение всего тела в пространстве).

Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них опираются внутренние органы, мозг, кожа.

c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\кар 1.png

4.Отделы скелета.

(Просмотр фрагментов видеофильма о строении скелета человека.)

http://www.interneturok.ru/video/biologiya/8_klass/bopornodvigatelnaya_sistemab/skelet_golovy_i_tuloviwa/ (скелет головы и туловища)

http://www.interneturok.ru/video/biologiya/8_klass/bopornodvigatelnaya_sistemab/skelet_konechnostej/ (скелет конечностей)

Скелет состоит из четырёх отделов:

1.Череп. 2.Туловище, которое состоит из позвоночного столба и грудной клетки. 3.Отдел верхних конечностей, состоящий из пояса верхних конечностей (лопаток и ключиц) и скелета рук. 4.Отдел нижних конечностей, состоящий из тазовых костей и скелета ног.

5.Значение и функции скелета.

c:\users\user\desktop\кар 2.png

V. Закрепление материала.

  1. Обозначить правильно кости скелета человека. (Работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с названием частей скелета. Нужно быстро и правильно их поместить на скелет.)

  2. Рассказать о строении скелета.

1 группа – скелет головы (череп), 
2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.) 
3 группа – скелет конечностей.

  1. Заполнение таблицы “Скелет человека”.

  2. Тест

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dE04VV90Sl9JRlhvT3JCX19hQmZmTlE6MQ

VI. Подведение итогов урока. Оценки.

Вывод урока: Почему жизнь невозможна без движения? (Потому что без движения невозможны кровообращение, дыхание, поиск и принятие пищи, уход от опасности, строительство жилья и множество других действий, без которых животные и человек не смогли бы существовать)

Какими особенностями должен обладать скелет человека – двуногого разумного существа? (центр тяжести перемещен вниз на уровень 2-3 крестцового позвонка, положение таза под углом 60o, четыре изгиба позвоночника, мощный крестец, «пружинящая» стопа, с сильно развитым большим пальцем и т.д.)

VII. Домашнее задание. Стр. 113 – 118, вопросы и задания на стр. 118.

Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.

Части тела

Отделы скелета

Кости скелета

Особенности скелета человека

Голова (скелет – череп)

Мозговой от-

дел (черепная

коробка)

Парные кости: теменные

и височные.

Непарные кости: лобная,

затылочная, решетчатая,

клиновидная.

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3.

Лицевой отдел

черепа

Парные кости: верхняя

челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.

Непарные кости: нижняя

челюсть, сошник, подъязычная кость.

Развитие подбородочного

выступа в связи с членораздельной речью.

Туловище

(скелет)

Позвоночник

7 шейных позвонков,

12 грудных, 5 пояснич-

ных, 5 крестцовых,

4-5 копчиковых.

S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.

Грудная

клетка

12 грудных позвонков,

12 пар ребер, грудная кость.

Сжата в переднезаднем направлении.

Конечности

(скелет)

Верхняя

конечность

Плечевой пояс: две лопатки, две ключицы.

Большая подвижность плечевого сустава.

Свободная конечность

(рука): плечо — плечевая

кость, предплечье — локтевая и лучевая кости, кисть — в запястье (8 костей), пясть (5), фаланги пальцев (14 костей).

Большой палец противопоставлен остальным.

Нижняя

конечность

 

Тазовый пояс: парные кости — подвздошные, седалищные, лобковые.

Скелет таза широкий и массивный — для поддержания внутренних органов.

Свободная конечность

(нога): бедро — бедренная

кость, голень — большая

и малая берцовые, стопа — предплюсна (7 костей), пяточная

кость, плюсна (5 костей), фаланги пальцев (14).

Ограниченное движение тазобедренного сустава.

Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты

пальцы. Ноги длиннее рук, кости массивнее.

Использованная литература:

  1. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. ГМП “Первая Образцовая типография”, перевод, русское издание, 1998.

  2. Энциклопедия для детей. Том 17. Человек. Анатомия. Ч.1. – М.: Аванта +, 2002.

  3. А.А.Вахрушев, Е.И.Родионова и др. Биология. Познай себя. Учебник для 8 класса. – М.: Баласс, 2008.- Образовательная система «Школа 2100»

  4. Биология: Человек: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.С. Батуев – М.: Просвещение. 2000.

*Проблемный вопрос

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема урока: «Скелет человека, его значение и строение»
Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема: «Скелет человека, его строение и значение»
Цель: Пополнить знания о строении и функциях частей скелета. Сравнивать его со скелетом млекопитающих животных. Выявлять особенности...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconЗначение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения
Цели урока: раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений,спорта и труда на его развитие;...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема урока Цели урока
Познакомить учащихся с учебником, его условными обозначениями, структурными элементами, раскрыть учащимся функции языка в жизни человека,...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconУрок в 6 классе Тема: Скелет опора организма
Цель: Повторить основные понятия темы скелет, наружный скелет, внутренний скелет, развивать умения анализировать, выделять главное,...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема урока «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»
...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconУрока Тема урока Кол-во часов
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс.(2 часа)
Планируемый результат: Учащиеся систематизируют знания о покрытосеменных растениях, об их многообразии и значении в жизни природы...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconУрок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение
Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема. Здоровье и питание
Учебная раскрыть значение полноценного правильного питания и его взаимосвязь со здоровьем человека
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...
Тема урока: \"Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. План-конспект урока биологии в 8 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск