Скачать 83.44 Kb.
|
Тема урока: "Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение". Тимачева Светлана Николаевна, учитель биологии Цель: сформировать знания о строении аппарата опоры и движения человека, раскрыть его основные функции. Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет человека”, карточки с названием частей скелета, фрагменты видеофильма “Скелет головы, туловища и конечностей”, ЭОР «Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение». Ход урока. I. Организационный момент. На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер. II. Повторение домашнего задания. Блиц-опрос.
“Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы. III.Актуализация знаний. «У истоков изучения скелета». С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных. Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма. Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии. Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки, о которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами. IV. Изучение нового материала. 1. Движение. Чтоб черпать полной чашей Труд, счастье, наслажденье, Залогом жизни нашей, Является движенье! В.В. Розенблат. Работа с ЭОР: «Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение» http://fcior.edu.ru/card/9690/apparat-opory-i-dvizheniya-ego-funkcii-skelet-cheloveka-ego-znachenie.html Одним из основных свойств жизни всех организмов является движение. Даже в состоянии сна в организме животных и человека постоянно происходит движение – лёгкие вдыхают и выдыхают воздух, сердце перекачивает кровь по сосудам, пища продвигается по желудку и кишечнику. Многие животные в поисках пищи приспособились к определённым движениям – рыбы плавают, птицы летают, хищники бегают с огромной скоростью. Значительно большим разнообразием движений обладает человек. Помимо перемещения в пространстве, человек совершает трудовые, спортивные, танцевальные движения, написание и произнесение слов и многие другие действия. Интересно! В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км. Факты! Никто точно не скажет сколько костей в скелете человека. У новорождённого ребёнка их около 270, некоторые мелкие кости в дальнейшем срастаются в крупные. Примерно у 20% взрослых людей имеются отклонения в количестве позвонков, у 5% - имеется добавочное ребро, причём у мужчин оно встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. Поэтому анатомы осторожно говорят, что у человека «несколько более 200 костей». Интересно! Существуют соотношения между различными частями тела. Так, например, длина ладони равно длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова); длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака; расстояние между кистями разведённых в стороны рук равна сумме длин обеих ног; длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины. 2. Структурный состав опорно-двигательного аппарата. Движение тела в пространстве осуществляет опорно-двигательный аппарат, состоящий из костей скелета и прикреплённых к ним мышцам. Мышцы обладают способностью сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной частью опорно-двигательного аппарата. В состав опорно-двигательного аппарата входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему. 3.Функции. Мышцы сокращаясь приводят в движение те кости скелета, которые соединены подвижно с помощью суставов. Различают два вида движений: статокинетические (движения различных частей тела относительно друг друга при сохранении определённой позы) и локомоторные (перемещение всего тела в пространстве). Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них опираются внутренние органы, мозг, кожа. 4.Отделы скелета. (Просмотр фрагментов видеофильма о строении скелета человека.) http://www.interneturok.ru/video/biologiya/8_klass/bopornodvigatelnaya_sistemab/skelet_golovy_i_tuloviwa/ (скелет головы и туловища) http://www.interneturok.ru/video/biologiya/8_klass/bopornodvigatelnaya_sistemab/skelet_konechnostej/ (скелет конечностей) Скелет состоит из четырёх отделов: 1.Череп. 2.Туловище, которое состоит из позвоночного столба и грудной клетки. 3.Отдел верхних конечностей, состоящий из пояса верхних конечностей (лопаток и ключиц) и скелета рук. 4.Отдел нижних конечностей, состоящий из тазовых костей и скелета ног. 5.Значение и функции скелета. V. Закрепление материала.
1 группа – скелет головы (череп), 2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.) 3 группа – скелет конечностей.
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dE04VV90Sl9JRlhvT3JCX19hQmZmTlE6MQ VI. Подведение итогов урока. Оценки. Вывод урока: Почему жизнь невозможна без движения? (Потому что без движения невозможны кровообращение, дыхание, поиск и принятие пищи, уход от опасности, строительство жилья и множество других действий, без которых животные и человек не смогли бы существовать) Какими особенностями должен обладать скелет человека – двуногого разумного существа? (центр тяжести перемещен вниз на уровень 2-3 крестцового позвонка, положение таза под углом 60o, четыре изгиба позвоночника, мощный крестец, «пружинящая» стопа, с сильно развитым большим пальцем и т.д.) VII. Домашнее задание. Стр. 113 – 118, вопросы и задания на стр. 118. Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.
Использованная литература:
*Проблемный вопрос |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета | Тема урока: «Скелет человека, его значение и строение» Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека | ||
Тема: «Скелет человека, его строение и значение» Цель: Пополнить знания о строении и функциях частей скелета. Сравнивать его со скелетом млекопитающих животных. Выявлять особенности... | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения Цели урока: раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений,спорта и труда на его развитие;... | ||
Урок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания... | Тема урока Цели урока Познакомить учащихся с учебником, его условными обозначениями, структурными элементами, раскрыть учащимся функции языка в жизни человека,... | ||
Урок в 6 классе Тема: Скелет опора организма Цель: Повторить основные понятия темы скелет, наружный скелет, внутренний скелет, развивать умения анализировать, выделять главное,... | Тема урока «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения» ... | ||
Урока Тема урока Кол-во часов Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Тема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс.(2 часа) Планируемый результат: Учащиеся систематизируют знания о покрытосеменных растениях, об их многообразии и значении в жизни природы... | Урок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;... | ||
Тема. Здоровье и питание Учебная раскрыть значение полноценного правильного питания и его взаимосвязь со здоровьем человека | Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... | ||
Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. План-конспект урока биологии в 8 классе |