Скачать 150.86 Kb.
|
Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. План-конспект урока биологии в 8 классе. Эпиграф урока: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л.Н. Толстой) Цели урока: Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Задачи урока:
Тип урока:
Методы обучения:
Структура урока: 1. Актуализация знаний, постановка задач.—5 мин 2. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни и культуре здоровья.—5 мин 3. Значение образования для сохранения и укрепления физического здоровья: 3.1. понятие о валеологии, 3.2. роль личного опыта в укреплении собственного здоровья–10 мин 4. Выполнение практических заданий в группах (проекты по выбору).—15 мин 4.1. инструктаж по выполнению 4.2. определение порядка представления результатов. 5. Презентация полученных результатов, формулирование рекомендаций.—7 мин 6. Рефлексия «Мое мнение об уроке».—3 мин Оборудование: 1. Таблица «Скелет человека». 2. Таблица «Влияние физических упражнений на организм человека» 3. Таблица "Роль двигательной активности», 4. Таблица «Предупреждение плоскостопия». 5. Таблица «Предупреждение искривлений позвоночника». 6. Гантели, секундомер, инструкционные карты (по проектам). 7. Проекты учащихся прошлых лет. 8. Портрет И.М. Сеченова. 9. Термины на доске мелом: валеология, плоскостопие, сколиоз, гиподинамия, гигиена труда. Литература для учащихся. Сонин Н.И.,Сапин М.Р. Биология. Человек 8. М., Дрофа, 2004 с.92-103, с.106-109, с.112-113, с. 130-135. Батуев А.С, Биология. Человек 9. М, Дрофа, 2000 стр.66-68, с.94-95,с.124-126, 156-159, с.160-162, с.222-223 ХОД УРОКА:
Список дополнительной литературы: 1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Энциклопедический словарь. Человек. М., Гардарики. 1999 г. стр. 133. 2. Мосеева О.Н., Тараданова И.И. Выбираем мир без наркотиков. Уч. пособие для обучающихся 7-9 кл. Омск. 2003г. 3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1995г. 4. Черников А.М. Ещё несколько слов о валеологии. //Биология в школе.— 2002.— № 6, стр. 74. 5. Чередниченко И.П., Оданович М.В. Рабочие программы по биологии(по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой)\ 2-е изд., стереотип.-М.:Глобус, 2008. Примерные темы для проектных исследовательских работ.
Инструкционная карта Проектная работа Определение адаптивной способности сердца. Литература Батуев А.С. Биология. Человек. 9 М.: Дрофа, 2000г. стр. 66-68 Оборудование: часы с секундной стрелкой. Цель работы: 1.Научиться подсчитывать пульс. 2. С помощью подсчёта пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях. Порядок работы: 1. Прочитайте & 20 учебника. Ответьте на вопрос: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека. 2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать. 3. Подсчитайте число ударов пульса за одну минуту: а) в положении сидя, б) в положении стоя, в) после 10 приседаний. Отчётное задание 1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чём говорит частота пульсовых ударов. 2. Заполните таблицу:
3. Сравните полученные результаты с нормой: пульс: <60 ударов в минуту – отлично; 60-74 ударов в минуту – хорошо; 75-89 ударов в минуту – удовлетворительно; >90 ударов в минуту – неудовлетворительно. 4.Сделайте выводы о работе своего сердца после физических нагрузок. Инструкционная карта Проектная работа Определение гибкости позвоночника. Литература Батуев А.С. Биология. Человек. 9 М.: Дрофа, 2000г. стр. 222-223 Оборудование: стул (можно заменить ступенькой лестницы), линейка. Порядок работы: 1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы. 2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице. 3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы). Оценка результатов: Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте его расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника). Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника) Разработайте комплекс упражнений, направленных на повышение гибкости позвоночника и оформите наглядно. Инструкционная карта Проектная работа Выявление нарушений осанки. Литература Батуев А.С. Биология. Человек. 9 М.: Дрофа, 2000г. стр. 223 Порядок работы: 1. Встаньте к стене спиной так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены. 2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. 3. Если это не возможно, просуньте туда ладонь. Оценка результатов: В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Сформулируйте рекомендации по профилактике нарушений осанки и оформите наглядно. Инструкционная карта Проектная работа Определение наличия плоскостопия. Литература Батуев А.С. Биология. Человек. 9 М.: Дрофа, 2000г. стр. 223 Оборудование: лист бумаги, карандаш. Подготовка к работе: Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Приготовленные таким образом отпечатки принесите в школу. Порядок работы: 1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах. 2. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней части. 3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразите в процентах. Оценка результатов: Если полученное процентное отношение не будет превышать 33 %, стопа нормальная, плоскостопия нет. Сформулируйте рекомендации по профилактике плоскостопия и оформите наглядно. Полученный результат представьте в виде диаграммы. Задания для самостоятельной работы в группах: К-1. Путем самонаблюдения проверьте, свойственно ли вам плоскостопие. Если вы не знаете, как это сделать, прочитайте книгу Р.Д.Маша «Человек и его здоровье» (М.: Мнемозина, 1997, с.34) К-2. У одного испытуемого частота пульса в покое была равна 70 ударам в минуту (А), а у другого - 40-50 (Б) Один из них был спортсменом (1). А другой - физически мало тренированным человеком (2). У кого показатель пульса был выше? Выпишите буквы и возле каждой поставьте соответствующую цифру. Почему вы так решили? К-3. Проведите опыт. Возьмите гантели, замерьте время, в течение которого вы сможете их удержать в разведенных в стороны руках. Постепенно руки начинают опускаться. Отдохните и затем выполняйте с теми же гантелями физические упражнения. Заметьте, в течение какого времени наступит утомление. Решите задачу путем самонаблюдения: какая работа легче - динамическая по перемещению груза или статическая, связанная с его удержанием. К-4. В 1903г. И.М.Сеченовым было установлено, что восстановление работоспособности утомленных мышц правой руки происходит значительно быстрее, если в период ее отдыха производились какие-либо движения левой рукой. Подобного рода отдых был назван И.М.Сеченовым активным. Используя материалы учебника в разделе, посвященном опорно-двигательной системе, попытайтесь объяснить это явление. К-5. Ученики высказывали несколько суждений. Прочитайте их. Если среди них неверные? Выпишите в тетрадь номера неправильных суждений. 1.Недостаток движений у человека - причина дряблости и слабости мышц. 2.Двуглавая мышца плеча является сгибателем руки в локтевом суставе, а трехглавая - разгибателем. 3.Мышцы богаты кровеносными сосудами, по которым кровь приносит питательные вещества и кислород, а выносит продукты распада. 4.Чем толще мышца, тем она слабее. К-6. В процессе антропогенеза (исторического становления человека) менялась форма позвоночника. У современного человека позвоночник имеет такие особенности, которые обеспечивают ему упругость и создают благоприятные условия для смягчения толчков при ходьбе, прыжках и беге. О какой структурной особенности позвоночника человека идёт речь? Тест-измеритель. Роль двигательной активности в укреплении здоровья. А 1. Работа мышц благотворно действует: A) только на сами мышцы Б) только на кости B) на весь организм Г) только на сердце А 2. Гиподинамия - это: A) активный образ жизни Б) пониженная физическая активность B) нарушение осанки Г) повышение работоспособности А 3. Благодаря физическим упражнениям A) объем мышцы не уменьшается Б) повышается физическая сила B) усиливается рост организма Г) мышцы хуже снабжаются кровью А 4. Плоскостопие возникает при: A) занятиях спортом Б) нарушении осанки B) длительном сидении Г) ношении тесной обуви А 5. Искривление позвоночника чаще возникает в юношеском и детском возрасте, так как A) организм быстро растет Б) хрящевая ткань в позвоночнике не заменилась костной B) организму не хватает кислорода Г) в организме слабо развиты мышцы В 6. Правильная осанка формируется A) сама по себе Б) под влиянием физических упражнений B) при контроле за правильным Г) под влиянием различных видов работы положением тела В 7. При малоподвижном образе жизни A) повышается работоспособность Б) замедляется процесс старения B) развивается слабость сердечной Г) происходит перестройка костей мышцы С 8. Между костями скелета существую соединения: А) подвижное (сустав) Б) полуподвижное В) неподвижное. Примерами могут быть соединения: 1 - между теменной костью и затылочной; 2 - между седалищной и подвздошной; 3 - между костями таза и бедренной костью; 4 - между височной костью и нижнечелюстной; 5 — между телами 2-7 позвонков шейного отдела; 6 - между позвонками копчика; 7 - между лобковыми костями. Выпиши буквы (А, Б, В), а рядом с каждой из них цифры, соответствующие соединениям костей. Проверь работу: Оцени результат: Часть А: 1 – В; 2-Б; 3-Б; 4-Г; 5-Б Оценка «5» - за 8 правильных ответов (допускается 1 неточность) Часть В: 6 - Б, В, Г; 7-В, Г Оценка «4» - 6-7 правильных ответов (допускается 1 -2 неточности) Часть С: А - 3,4; Б-5,7; В-1, 2, 6 Оценка «3»-4-5 правильных ответов (допускается 2-3 неточности) 60> |