Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 150.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер150.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. План-конспект урока биологии в 8 классе.
Эпиграф урока:

«Надо непременно встряхивать

себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

(Л.Н. Толстой)
Цели урока:

Развивающие:

  • развивать умение логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения;

  • использовать простые и доступные тесты и показатели для ведения наблюдений за состоянием своего здоровья и работоспособности;

  • научиться контролировать ответную реакцию организма на физические нагрузки;

  • выяснить условия, при которых возможно развитие сколиоза, плоскостопия и других нарушений в деятельности организма, а также способы их исправления.

Образовательные:

  • обобщить и углубить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);

  • обеспечить естественнонаучную основу понимания школьниками необходимости охраны своего здоровья;

  • сформировать убеждение в необходимости вырабатывать умения самоконтроля и навыков исправления нарушений опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Воспитательные:

  • воспитывать отношение к своему здоровью как к ценности;

  • пропагандировать необходимость образования для сохранения и укрепления своего личного здоровья и здоровья окружающих;

  • на основе личных наблюдении разработать рекомендации по исправлению и профилактике нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.


Задачи урока:

  • научить учащихся 8 класса навыкам простейших наблюдений за функциями своего организма в покое и при физических нагрузках;

  • помочь в приобретении личного исследовательского опыта;

  • совершенствовать умения использовать дополнительные источники информации: справочники, научно-популярную литературу и простейшее оборудование.


Тип урока:

  • обобщения и систематизации знаний;

  • интегрированный (биология, физическая культура, ОБЖ);

  • практическая работа, применение полученных знаний на практике.

Методы обучения:

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • самостоятельная практическая работа исследовательского типа.


Структура урока:

1. Актуализация знаний, постановка задач.—5 мин

2. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни и культуре здоровья.—5 мин

3. Значение образования для сохранения и укрепления физического здоровья:

3.1. понятие о валеологии,

3.2. роль личного опыта в укреплении собственного здоровья–10 мин

4. Выполнение практических заданий в группах (проекты по выбору).—15 мин

4.1. инструктаж по выполнению

4.2. определение порядка представления результатов.

5. Презентация полученных результатов, формулирование рекомендаций.—7 мин

6. Рефлексия «Мое мнение об уроке».—3 мин
Оборудование:

1. Таблица «Скелет человека».

2. Таблица «Влияние физических упражнений на организм человека»

3. Таблица "Роль двигательной активности»,

4. Таблица «Предупреждение плоскостопия».

5. Таблица «Предупреждение искривлений позвоночника».

6. Гантели, секундомер, инструкционные карты (по проектам).

7. Проекты учащихся прошлых лет.

8. Портрет И.М. Сеченова.

9. Термины на доске мелом: валеология, плоскостопие, сколиоз,

гиподинамия, гигиена труда.
Литература для учащихся.

Сонин Н.И.,Сапин М.Р. Биология. Человек 8. М., Дрофа, 2004 с.92-103, с.106-109,

с.112-113, с. 130-135.

Батуев А.С, Биология. Человек 9. М, Дрофа, 2000 стр.66-68, с.94-95,с.124-126, 156-159, с.160-162, с.222-223
ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Учитель обращает внимание на тип урока: интегрированный (физкультура, ОБЖ, биология), обобщающий (гигиена опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы). Приводит данные статистики: 52,3% школьников–хронические больные. 12% из них страдают артериальной дистонией, ещё 12%--воспалением верхних дыхательных путей, у 7,5% детей–плохое зрение, нарушения опорно–двигательного аппарата–у 11,5%. Предлагает проанализировать эти цифры, путём самонаблюдений оценить ситуацию в классе, школе и выработать рекомендации для себя по укреплению здоровья. Работу будем вести с помощью проектной технологии. Метод: самостоятельная практическая работа исследовательского типа.

Оргмомент. Участвуют в обсуждении статистических данных, обращают внимание на показатель нарушений опорно-двигательного аппарата-11.5% и ССС -12%

Узловое слово-здоровье.

2.Предлагает прочитать текст учебника на стр.113 «Спортивное долголетие. Богатыри» для того, чтобы определить свою задачу на уроке.

Читают текст и делают вывод: «Секрет спортивного долголетия и богатырской силы кроется в систематических тренировках и занятиях физическим трудом»


3. Обращает внимание на эпиграф: слова Л.Н. Толстого, определяет тип урока (обобщающий) и предлагает сформулировать тему.

Учащиеся записывают дату, тему урока и вспоминают: «Здоровье человека-это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического, и социального комфорта» (формулировка ВОЗ)

3.1. Дает схему «Здоровье» на доске мелом
физическое нравственное

психическое репродуктивное

Рисуют схему в тетради и заштриховывают два сектора:

физическое нравственное

3.2. Справка учителя: «здоровье» - это не только состояние благополучия, в соответствии с определением Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), но и процесс постоянного поддержания этого благополучия. Поэтому, чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый стиль жизни. И этот стиль носит название «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Наука об этом - валеология.

Слушают учителя, записывают:
З — здоровый

О — образ

Ж — жизни

записывают под диктовку:

валеология- лат. «Valencia-сила» — наука о правильном жизненном выборе в условиях информационной цивилизации (И.И. Брехман 1979г.)

4. Предлагает использовать на практике свои знания и приступить к разработке проектных заданий (под руководством Егоровой В.Н.- уч. биологии, Егорова Ю.А.-уч. физ-ры, Грицая А.В.- уч. ОБЖ)

В соответствии с выбранными темами получают необходимое оборудование, и выполняют проектные задания по группам (источники информации указаны в инструкционных карточках)

4.1. Обращает внимание учащихся на то, что проектное задание не только должно быть выполнено, но и результаты представлены наглядно, сформулированы рекомендации (для себя), и сделан вывод по общей теме урока. Термины должны быть раскрыты для всех учащихся. Время выполнения 10-15 мин., в т.ч. и презентация

Работают в группах под руководством выше названных учителей.

4.2. Оказывает консультационную помощь в группах, предлагает решить проблемные задачи.

Выполняют задания и обсуждают в группах порядок представления результатов.

5. Организует презентацию, предлагает разработать комплекс физических упражнений конкретно по каждой проблеме и оформить красочно. Предлагает определить лучшие проекты, которые будут представлены на школьной НПК НОУ

Представляют свои результаты, говорят кратко (от каждой группы 2-3 мин.)

6.Подведение итогов, групповая рефлексия, ребятам предлагается выразить своё мнение об уроке в целом и назвать «удачные» проекты

Разные формы: выражают своё мнение, пожелания, домашнее задание записывают дифференцированно в соответствии с темами проектов. Экспозиция должна быть оформлена на следующем уроке.



Список дополнительной литературы:
1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С.

Энциклопедический словарь. Человек. М., Гардарики. 1999 г. стр. 133.

2. Мосеева О.Н., Тараданова И.И.

Выбираем мир без наркотиков. Уч. пособие для обучающихся 7-9 кл. Омск. 2003г.

3. Реймерс Н.Ф.

Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1995г.

4. Черников А.М.

Ещё несколько слов о валеологии. //Биология в школе.— 2002.— № 6, стр. 74.

5. Чередниченко И.П., Оданович М.В. Рабочие программы по биологии(по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой)\ 2-е изд., стереотип.-М.:Глобус, 2008.

Примерные темы для проектных исследовательских работ.


п\п

Темы лабораторных и практических работ

Примерные проектные работы учащихся

Перечень тем для исследовательских проектов


1

Химический состав костей

Изучение возрастных изменений костей

Рациональное питание – путь к здоровью

2

Изучение внешнего вида отдельных костей

Соблюдение мер профилактики травматизма

Значение физической активности для укрепления костей

3

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения

Роль физических упражнений в повышении адаптивной способности сердца

4

Определение гибкости позвоночника

Разработка комплекса упражнений для развития гибкости позвоночника

Нарушения осанки и работа внутренних органов

5

Выявление нарушения осанки

Роль правильной осанки в сохранении здоровья

Активный отдых— путь к долголетию

6

Определение наличия плоскостопия

Профилактика и выявление плоскостопия

Гигиена умственного и физического труда

7

Первая помощь при травмах скелета

Меры первой помощи при растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей

Самоконтроль школьника на стаже его здоровья


Инструкционная карта
Проектная работа
Определение адаптивной способности сердца.
Литература

Батуев А.С. Биология. Человек. 9

М.: Дрофа, 2000г. стр. 66-68


Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Цель работы:

1.Научиться подсчитывать пульс.

2. С помощью подсчёта пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.
Порядок работы:

1. Прочитайте & 20 учебника. Ответьте на вопрос: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека.

2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.

3. Подсчитайте число ударов пульса за одну минуту:

а) в положении сидя,

б) в положении стоя,

в) после 10 приседаний.
Отчётное задание

1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чём говорит частота пульсовых ударов.

2. Заполните таблицу:


№ уч-ся

Значения пульса

Изменения пульсовых ударов через

в положении сидя

в положении стоя

после 10 приседаний

1 минуту

2 минуты

3 минуты


1



















2



















3



















4




















3. Сравните полученные результаты с нормой:

пульс:

<60 ударов в минуту – отлично;

60-74 ударов в минуту – хорошо;

75-89 ударов в минуту – удовлетворительно;

>90 ударов в минуту – неудовлетворительно.
4.Сделайте выводы о работе своего сердца после физических нагрузок.


Инструкционная карта
Проектная работа
Определение гибкости позвоночника.
Литература

Батуев А.С. Биология. Человек. 9

М.: Дрофа, 2000г. стр. 222-223
Оборудование: стул (можно заменить ступенькой лестницы), линейка.
Порядок работы:

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).
Оценка результатов:

Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте его расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника)
Разработайте комплекс упражнений, направленных на повышение гибкости позвоночника и оформите наглядно.


Инструкционная карта
Проектная работа
Выявление нарушений осанки.
Литература

Батуев А.С. Биология. Человек. 9

М.: Дрофа, 2000г. стр. 223
Порядок работы:
1. Встаньте к стене спиной так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.

3. Если это не возможно, просуньте туда ладонь.
Оценка результатов:

В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.
Сформулируйте рекомендации по профилактике нарушений осанки и оформите наглядно.
Инструкционная карта
Проектная работа
Определение наличия плоскостопия.
Литература

Батуев А.С. Биология. Человек. 9

М.: Дрофа, 2000г. стр. 223
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Подготовка к работе:

Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Приготовленные таким образом отпечатки принесите в школу.
Порядок работы:

1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.

2. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней части.

3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразите в процентах.
Оценка результатов:

Если полученное процентное отношение не будет превышать 33 %, стопа нормальная, плоскостопия нет.
Сформулируйте рекомендации по профилактике плоскостопия и оформите наглядно. Полученный результат представьте в виде диаграммы.


Задания для самостоятельной работы в группах:


К-1.

Путем самонаблюдения проверьте, свойственно ли вам плоскостопие. Если вы не знаете, как это сделать, прочитайте книгу Р.Д.Маша «Человек и его здоровье» (М.: Мнемозина, 1997, с.34)
К-2.

У одного испытуемого частота пульса в покое была равна 70 ударам в минуту (А), а у другого - 40-50 (Б) Один из них был спортсменом (1). А другой - физически мало тренированным человеком (2).

У кого показатель пульса был выше?

Выпишите буквы и возле каждой поставьте соответствующую цифру.

Почему вы так решили?
К-3.

Проведите опыт. Возьмите гантели, замерьте время, в течение которого вы сможете их удержать в разведенных в стороны руках. Постепенно руки начинают опускаться. Отдохните и затем выполняйте с теми же гантелями физические упражнения. Заметьте, в течение какого времени наступит утомление. Решите задачу путем самонаблюдения: какая работа легче - динамическая по перемещению груза или статическая, связанная с его удержанием.
К-4.

В 1903г. И.М.Сеченовым было установлено, что восстановление работоспособности утомленных мышц правой руки происходит значительно быстрее, если в период ее отдыха производились какие-либо движения левой рукой. Подобного рода отдых был назван И.М.Сеченовым активным. Используя материалы учебника в разделе, посвященном опорно-двигательной системе, попытайтесь объяснить это явление.
К-5.

Ученики высказывали несколько суждений. Прочитайте их. Если среди них неверные? Выпишите в тетрадь номера неправильных суждений.

1.Недостаток движений у человека - причина дряблости и слабости мышц.

2.Двуглавая мышца плеча является сгибателем руки в локтевом суставе, а трехглавая - разгибателем.

3.Мышцы богаты кровеносными сосудами, по которым кровь приносит питательные вещества и кислород, а выносит продукты распада.

4.Чем толще мышца, тем она слабее.
К-6.

В процессе антропогенеза (исторического становления человека) менялась форма позвоночника. У современного человека позвоночник имеет такие особенности, которые обеспечивают ему упругость и создают благоприятные условия для смягчения толчков при ходьбе, прыжках и беге. О какой структурной особенности позвоночника человека идёт речь?

Тест-измеритель. Роль двигательной активности в укреплении здоровья.
А 1. Работа мышц благотворно действует:

A) только на сами мышцы Б) только на кости

B) на весь организм Г) только на сердце
А 2. Гиподинамия - это:

A) активный образ жизни Б) пониженная физическая активность

B) нарушение осанки Г) повышение работоспособности
А 3. Благодаря физическим упражнениям

A) объем мышцы не уменьшается Б) повышается физическая сила

B) усиливается рост организма Г) мышцы хуже снабжаются кровью
А 4. Плоскостопие возникает при:

A) занятиях спортом Б) нарушении осанки

B) длительном сидении Г) ношении тесной обуви
А 5. Искривление позвоночника чаще возникает в юношеском и детском возрасте, так как

A) организм быстро растет Б) хрящевая ткань в позвоночнике не заменилась

костной

B) организму не хватает кислорода Г) в организме слабо развиты мышцы
В 6. Правильная осанка формируется

A) сама по себе Б) под влиянием физических упражнений

B) при контроле за правильным Г) под влиянием различных видов работы

положением тела
В 7. При малоподвижном образе жизни

A) повышается работоспособность Б) замедляется процесс старения

B) развивается слабость сердечной Г) происходит перестройка костей

мышцы

С 8. Между костями скелета существую соединения:

А) подвижное (сустав) Б) полуподвижное

В) неподвижное.

Примерами могут быть соединения:

1 - между теменной костью и затылочной;

2 - между седалищной и подвздошной;

3 - между костями таза и бедренной костью;

4 - между височной костью и нижнечелюстной;

5 — между телами 2-7 позвонков шейного отдела;

6 - между позвонками копчика;

7 - между лобковыми костями.

Выпиши буквы (А, Б, В), а рядом с каждой из них цифры, соответствующие соединениям костей.

Проверь работу: Оцени результат:

Часть А: 1 – В; 2-Б; 3-Б; 4-Г; 5-Б Оценка «5» - за 8 правильных ответов (допускается 1 неточность)

Часть В: 6 - Б, В, Г; 7-В, Г Оценка «4» - 6-7 правильных ответов (допускается 1 -2 неточности)

Часть С: А - 3,4; Б-5,7; В-1, 2, 6 Оценка «3»-4-5 правильных ответов (допускается 2-3 неточности)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск