Ход урока
| Цель этапов урока
| Работа учителя
| Примечание
|
I.Организационный момент (3 мин)
Упражнение «Змейка»
Упражнение «Сгибание стопы»
| Настроить учащихся на активную работу на уроке.
Помочь активно включиться в работу. Включить полушарие мозга, отвечающее за язык и речь.
| -Встаньте прямо, выровняйте спинки, как я.
-Сейчас мы сделаем упражнения, которые помогут вам думать, активно работать на уроке. Первое упражнение выполним стоя. (приложение 1) (приложение 2)
| Особенно важно для нормализации речи, чтения, восприятия чужой речи, даёт возможность согласовывать новую информацию с уже имеющимся опытом, помогает задерживать своё внимание на чём-то одном в течение продолжительного времени.
|
II. Актуализация имеющихся знаний Целеполагание (3 мин.)
| Вспомнить полученные ранее знания о продуктах питания.
| -Кто пришёл к вам в гости?
-Назовите, что он принёс?
-Каким одним словом можно всё это назвать? -Это любимые продукты Незнайки. Один из этих продуктов плохо усваивается организмом человека. Его не советуют часто употреблять в пищу. Как вы думаете, что это? -Что вы можете ещё рассказать об этом продукте? -Давайте уберём колбасу. Пусть Незнайка тоже запомнит, почему её нельзя есть каждый день. -Все остальные продукты полезно употреблять в пищу каждый день. Как же они называются, прочитаем со слайда: Основные продукты питания.
|
Слайд №2
Читают хором.
|
III. Закрепление пройденного материала
1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (3 мин.)
|
Развивать моторику рук, соответственно речевую зону и межполушарное взаимодействие.
| -Как можно назвать эти продукты иначе? -На прошлых уроках мы изучили разные группы продуктов питания. Сегодня мы вспомним о некоторых из них, и у вас будет возможность рассказать о том, что вы запомнили. А я вам расскажу о пользе некоторых продуктов.
-Возьмите мешочек с крупой, помните его пальчиками. Этот мешочек не простой, а волшебный. От этого упражнения ваши пальчики будут более послушными, память станет лучше, и вы на уроке сможете строить красивые предложения. -Послушайте стихотворение: В мешок насыпали горох, и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили. - Развяжите мешочек, не заглядывая вовнутрь, опустите в него руку и определите на ощупь, что же в вашем мешочке? -Расскажите об этом. Вот вам подсказка: У меня в мешочке … . Это - … .
-Что же в ваших мешочках? Назовите одним словом.
|
У каждого ребёнка на столе лежит мешочек с крупой: гречка, манка, рис, перловка
Читает учитель.
Слайд № 3
|
2. Закрепление умения правильно строить предложения (5 мин.)
| Уточнить ранее полученные знания о крупах.
Закрепить умения составлять предложения с опорой на схемы
| -Кто знает, какое блюдо можно приготовить из этих круп? -Кто из вас любит кашу? Какую? Расскажите вот по этой схеме: -Сколько слов в этом предложении? Я люблю … кашу.
-А с чем вы любите её кушать? -Понравился ли вам ответ? Объясните почему. -Саша, посчитай, пожалуйста, сколько слов в этом предложении? -Составь новое предложение по схеме: Я люблю кашу с … . -Кто ещё составит предложение? -А сейчас я задание сделаю посложнее. Посчитайте. сколько слов в этом предложении?
Я люблю кашу с … и … . -Действительно, чтобы кашу сделать более вкусной, в неё можно добавлять и масло, и варенье, и мёд, и изюм, и орехи. -Полезны ли каши? Чем?
-Каша-это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. В кашах много витаминов и питательных веществ, которые очень хорошо усваиваются нашим организмом. Вот поэтому кашу лучше есть на завтрак, когда вы только просыпаетесь. -А что ещё готовят ваши мамы из круп?
-Скажите мне, из чего же готовят всю эту вкусную пищу?
|
Слайд №4
Спросить каждого ученика.
III схема –для детей с более высоким уровнем развития речевых умений.
Рассказ учителя.
Связь с жизнью.
|
3.Физминутка (3 мин). Комплекс упраж-нений гимнастики для глаз
| Профилактика и коррекция нарушений зрения.
|
(приложение 3)
| На 15 минуте урока.
|
4. Расширение и уточнение словарного запаса. (8 мин.)
| Показать разнообразие молочных продуктов.
Расширять словарный запас учащихся.
Познакомить с точным значением слов.
| -А на чём варят кашу ваши мамы? -Как называются продукты, приготовленные из молока?
-Правильно, это молочные продукты. -Незнайка приготовил вам стихи. Послушайте их внимательно и запомните, о каких молочных продуктах в них говорится?
-Прочитайте.
Чтоб здоровым быть всегда, день начинайте с молока! Белая водица всем нам пригодится, Из водицы белой всё, что хочешь делай. -О какой белой водице говорится? Постройте предложение.
-Прочитайте
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,
Творожок да пирожок. Кушай, Васенька, дружок!
-О каких молочных продуктах говорится в этом стихотворении? -Есть ли вам незнакомые слова? -А может кто-то из вас знает, что такое сливки? В толковом словаре С.И.Ожегова написано: «Сливки - густой жирный верхний слой молока» -А ели ли вы когда-нибудь другие сливки? -Какое интересное слово, оно употребляется в двух значениях: сливки - молочный продукт; и ещё так можно назвать ласково маленькие сливы. -А что такое простокваша? В этом же словаре объясняется:
«Простокваша - густое закисшее молоко»
-По вкусу простокваша и кефир одинаковы, только готовят их немного по разному.
-Давайте подведём итог разговора об этой группе продуктов. Из чего они все приготовлены?
-Полезны ли эти продукты детям? Чем?
-Правильно, молочные продукты незаменимы для детского питания. В их состав входит более 100 различных веществ, необходимых для растущего организма.
| Нацеливание учащихся.
Слайд №5 Слайд №6
Учитель демонстрирует ребятам толковый словарь С.И.Ожегова.
Словарная работа - слова сливки и простокваша вывешиваются на доске.
Учитель демонстрирует
иллюстрации, работа с омонимами. Слайд №7 Дополнение учителем
|
5.Физминутка: (3 мин.) а)Упражнение «Сова вглядыва-ется в темноту» б)Упражнение «Поза солнца»
| Расслабить мускулатуру шеи и плеч, профилактика нарушения осанки.
|
(приложение 4)
(приложение 5)
| На 25 минуте урока
Это упражнение поможет восстановить энергию класса, а также снять позостатическое напряжение.
|
6. Составление описания
(8 мин.)
| Закреплять знания об овощах. Учить описывать предмет, называть его признаки.
| -У вас на столе лежат наборы картинок. Выберите из них овощи.
-Какие овощи вы выбрали? -Молодцы, все выбрали правильно. -Какие овощи вы ещё знаете? -А сейчас расскажите мне об овощах вот по такой схеме: … - это … . Какой он? -Молодцы, составили много разных предложений об овощах. -Кто знает, чем полезны овощи? -Да, действительно, в овощах много витаминов и необходимых веществ для организма. Если человек не будет есть овощи, особенно сырые, он сначала почувствует слабость, недомогание, а потом организм начнёт болеть.
| На столах у учащихся лежат наборы картинок с продуктами.
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
|
IV. Итог урока
(2 мин.)
|
| -Давайте подведём итог работы на этом уроке. -Вспомните, о каких группах продуктов мы говорили? -Почему человек, особенно школьник, должен есть эти продукты каждый день? -Правильно. А ещё? -И это правильно. Человек питается, чтобы расти, развиваться, жить, чтобы быть сильными, энергичными, чтобы кости и зубы были крепкими, прочными, чтобы настроение было хорошее. -Как же называлась тема нашего урока? Давайте прочитаем ещё раз хором.
Основные продукты питания.
|
Слайд №11
Дополнение учителя.
|
V. Рефлексия (2 мин.)
|
| -А сейчас поиграем вот так: если вам на уроке было интересно, работали вы с удовольствием, и запомнили, какие продукты нужно употреблять в пищу каждый день – возьмите красный помидор, если вам на уроке не понравилось, было скучно, что-то вы не поняли – то нужно взять лук. - Выбрали? Подарите этот продукт Незнайке. Молодцы! - Урок закончен.
| На доске картинки: красные помидоры и лук – по 8 штук .
Слайд №12
|