Скачать 72.04 Kb.
|
Демографическая ситуация и нравственность (9 класс) Павлова Е. Г., учитель географии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района « Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит» И.С.Тургенев Цель: дать характеристику современной демографической ситуации и нравственности; Задачи: - повторить, закрепить знания по пройденным темам; - развивать умения самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении; - выявить взаимосвязь демографической ситуации с нравственностью; - проследить закономерности изменения демографических показателей. Оборудование: мультимедийный проектор, атлас, раздаточный материал. Тип урока: изучение и закрепление новых знаний, защита проектов. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы. В последние годы наше правительство и президент большое внимание уделяют вопросам демографической ситуации. Для того чтобы, улучшить демографическую ситуацию и уделить больше внимания семьям, в Чувашии 2003 год и в России 2008 год объявлен «Годом семьи». Ребята, нам сегодня предстоит раскрыть картину демографической ситуации в районе, республике и в целом по стране и определить причины, влияющие на демографический кризис. Актуализация знаний.Учитель: Вспомните определения: демография, воспроизводство, депопуляция, естественный прирост, I тип воспроизводства, II тип воспроизводства, демографическая ситуация, демографическая политика, миграция, эмиграция, иммиграция. Изучение нового материала и первичное закрепление. Учитель организует беседу с элементами дискуссии, чтобы получить представление о причинах снижения рождаемости и увеличения смертности в 90-х годах. 1.По данным Росстата и Центра статистики Янтиковского района, численность населения уменьшается. Снижение численности населения в России ежегодно составляет 700 тыс. чел. За последние десять лет в России исчезло 11000 деревень и 290 городов, а на севере страны численность населения сократилась на 40%. Анализ диаграмм №1,2. Диаграмма №1 Диаграмма №2 2. Естественный прирост – разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени, также оказывает влияние на численность населения. Он может быть положительным и отрицательным. Диаграмма № 3 Диаграмма № 4 Проблемный вопрос: Используя, данные диаграмм 3,4,5 приведите больше аргументов и доводов снижения рождаемости в нашей стране. Почему в России, начиная с 1992 года, показатели естественного прироста отрицательные? Назовите причины. 3. Цифры и факты. Записи в тетради. В России в каждую минуту рождается 3 человека, умирает – 5 человек. За каждые 20 сек. в стране рождается 1 человек, каждые 15 секунд умирает 1 человек. Ежегодно в России умирает от: Алкогольных отравлений – 40 тыс. чел Дорожно-транспортных происшествий – 35 тыс.чел Курения -25 тыс. чел Наркотиков – 5 -10 тыс. чел Диаграмма № 6 Анализ данных диаграммы №6 4. Среди причин высокой смертности населения можно отнести употребление алкоголя и алкогольных отравлений. Несчастные случаи, убийства и самоубийства совершаются на почве алкогольного опьянения. Но в последнее время в лексикон вошло понятие пивной алкоголизм среди молодежи. На улицах и около магазинов часто можно увидеть молодежь с пивной бутылкой в руках. Проводится дискуссия с учащимися на тему «Пиво и подросток» 1. Пиво – лекарство от многих болезней
2. Пиво и спорт
3. Пиво – молодежный напиток
Вывод: Многие подростки считают, что употребление алкоголя и, в частности, пива не только не вредно, но даже полезно. Эти утверждения – из ряда заблуждений. Заблуждение первое. Алкоголь снимает напряжение. Такое представление – не более чем иллюзия. В состоянии приподнятого настроения, не соответствующего объективным условиям, у человека создается ощущение расслабления. Действие алкоголя заканчивается, а напряжение остается. Заблуждение второе. Употребление алкоголя необходимо для веселья. Веселье под действием алкоголя – первая стадия наркотического возбуждения. На смену возбуждению приходят угнетение, общая разбитость, головная боль. Динамическая пауза 5. Информация к размышлению. Используя данные, приведите как можно больше аргументов о вреде курения и влияния его на демографическую ситуацию.
6. Средняя продолжительность жизни мужчин на 2007 год составила – 60,37 лет, что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. Кроме того, в российских тюрьмах насчитывается около 1 млн. тюремщиков у которых средняя продолжительность жизни составляет 30-33 года. Продолжительность жизни женщин значительно выше 23-73 года. По продолжительности жизни Россия далеко отстает от развитых стран, занимаемая 109 –е место для мужчин и 74 –е место для женщин. Диаграмма № 7 Защита проектных работ: 1. «Демографическая ситуация Янтиковского района» 2. «Школа – как зеркало отражения демографических ситуаций» Практическая работа.1.Обозначить на контурной карте Янтиковского района сельские поселения с наибольшими показателями естественной убыли населения. 2. Используя данные половозрастной структуры населения начертить половозрастную пирамиду. Закрепление пройденного материала.
Завершается урок словами чувашского просветителя И.Я.Яковлева «Духовное завещание чувашскому народу». «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда». |
Урока Структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Урока по фгос структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | ||
Урока по фгос структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | «Показательные уравнения», 11 класс Образовательные: актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений, обобщение знаний и способов решения; контроль и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Уроков по фгос примерная структура каждого типа урока по фгос Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Шаг 1 — мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирова затруднения в пробном действии | Тема: «Перенос слов типа «рама» «чайка» Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | ||
Экспресс опрос: вопросы на слайде №2 в презентации к уроку «Логарифмические... Обучающие цели: актуализация опорных знаний применения свойств логарифмических функций при решении уравнений. Применение знаний,... | II. Актуализация имеющихся знаний Целеполагание Сейчас мы сделаем упражнения, которые помогут вам думать, активно работать на уроке | ||
Повторение. Актуализация знаний Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по океану знаний и доплыть до острова сокровищ под названием «занимательные фигуры».... | Календарно-тематическое планирование 11 класс. № п/п Актуализация и обобщение знаний учащихся об обществе, экономике, праве, социологии. Знакомство с программой курса | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот урок (второй слайд). Актуализация знаний | Урок 27-28 Тема: Природа и ее сезонные изменения Актуализация знаний детей о сезонных изменениях в природе, основных признаках каждого времени года |