Скачать 118.41 Kb.
|
Урок-исследование по окружающему миру. Тема: «Про кошек и собак». 2 класс. ( Учитель Иванова Л.А.) МОУ « Шуарсолинская основная общеобразовательная школа» Цели:
Оборудование: - Компьютер, проектор, экран. Если нет возможности использовать ИКТ, то готовятся карточки с терминами «исследование», «исследователь», «исследовать» и таблички с этапами исследовательской деятельности: «сбор информации», «обобщение», «результаты», «выводы»; - телевизор, видеомагнитофон; - аудиомагнитофон. Дидактический материал: - Кроссворд на тему «Домашние животные», картинки с изображением домашних животных (отгадки) - Карточки, на которых схематически изображены способы сбора информации: «подумать», «найти в книгах, журналах, энциклопедиях…», «посмотреть по телевизору», «найти в Интернете», «наблюдение и проведение эксперимента», «спросить у другого человека»; - листочки для фиксирования полученной информации (каждому ученику), подобные листы, только большего размера для демонстрации на доске; - папка (дневник) исследователя. Учебные пособия: - Толковый словарь С.И. Ожегова. - атлас-определитель «От неба до земли» А.А Плешаков (по одному на парту); - учебник, тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков; Ход урока. I. Орг. момент. Долгожданный дан звонок Начинается урок… - 2 - II. Проверка домашнего задания. На доске кроссворд: - Ребята, сегодня наш урок мы начнем с разгадывания кроссворда. Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. А может быть нам это поможет узнать, о чем сегодня будем говорить на уроке.
Спереди вилы, сзади метла. (корова)
Шестая грива. (лошадь)
С рогами, а не бык. Кору дерет, А лаптей не плетет. (коза)
Голос звонкий, А хвост закорючкой. (собака) - Как можно назвать этот кроссворд? («Домашние животные») III. Сообщение и целей урока. - Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами и в городе и в деревне. - Какие слова получились в выделенных строчках? (кошка и собака) (на доске открывается вторая строчка, где записана тема урока) - Итак, ТЕМА нашего урока «Про кошек и собак». - А зачем нам нужно изучать эту тему? - Значит наша ЦЕЛЬ – как можно больше узнать о кошках и собаках, о взаимоотношения их с человеком, о проблемах их жизни… IY. Введение в тему. - Дорогие ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования. (на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой») - Как вы понимаете, что это такое? (варианты ответов детей) - А в толковом словаре Ожегова говориться так: - 3 - «Исследование – научный труд. Исследовать – это значит:
- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (варианты детей) - Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. Y. Физкультминутка. - Ребята, я для вас сочинила новую физкультминутку. Вы наверное устали? (Да) И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И как кошки зашипели,(ш-ш-ш) Коготочки показали, «Мяу, мяу» - все сказали, Как щенята поскакали, Хвостиками повиляли И за кустиком пропали. - Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя. Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме. (на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ) Сбор информации – дело для вас новое и сложное. Существует много способов получения необходимых данных. Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации? (варианты ответов детей) - Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме? ( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску) - Каким образом мы можем еще добыть информацию? - 4 - (постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)
- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные имеют краткие, доступные тексты.
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос. - В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (открывается последние строчки схемы) - Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили? - 5 - Алгоритм, план, программу исследования. ИССЛЕДОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТЕМА ЦЕЛИ СБОР ИНФОРМАЦИИ ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ РЕЗУЛЬТАТЫ YI. Практическая работа. - Я предлагаю исследовать вместе тему «Собаки и кошки » (С ОПРОЙ НА СХЕМУ и карточки со способами сбора информации) Данные мы будем фиксировать на листочках и складывать в папку исследователя в определенные кармашки. (Учитель подобные карточки, только большего размера, помещает на доске) YII. Музыкальная пауза. «Песенка о любознательном щенке» Исп. Илья Карпухов
- это домашние животные, значит – имеют дом. Все ли собаки имеют дом? - собаки бывают маленькие, средние и большие по размерам. - разный окрас - шерсть бывает гладкая, короткая и длинная, не имеют шерсти. - 6 - - имеют разный характер: добрые, ласковые и злые, агрессивные - Подумайте и пробуйте по образцу схематически изобразить то, что вы уже знаете о кошках. (работа проводиться в парах, можно использовать те же карточки, затем выполненная работа проверяется коллективно) - Что общего у собаки и кошки? (бывают разных пород) -Вот здесь мы можем воспользоваться способом получения информации «Спроси у другого человека» (выступает ученик с сообщением о породах собак, дети рассматривают картинки в атласе-определителе с. 198-201, затем выступает ученик, который рассказывает о породах кошек, дети рассматривают рисунки в учебнике на с. 60.) - Каким способом воспользовался выступающий? («Получение информации из книги») - У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д. (видеосюжет ученицы «Один день из жизни моего кота», в котором Валерия Гиршфельд с мамой рассказывают о своем питомце – 7 мин.) YIII. Игра-физкультминутка на внимание «Кошки - собаки». (Все дети встают и делятся на 2 группы: кошки и собаки, выбранная учителем группа, по команде быстро выполняет задание.) IX. Итог урока. - Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить. Для этого разложим на столе листочки с собранными данными. - Что мы можем рассказать о кошках и собаках? - Что нового и интересного узнали об этих животных? (звучит обращение мудрой черепахи к ребятам о том как нужно относиться к своим питомцам, голос записан на аудиокассету) - 7 - - Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу! Х. Домашнее задание. Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):
Группе «сильных» учащихся дается задание выполнить исследовательскую работу по теме «Бездомные собаки в городе. Проблемы и пути их решения». Дети, у которых нет домашних животных, находят интересную информацию по теме «Кошки и собаки» в различных изданиях и книгах и готовят краткие сообщения. Следующий урок проводится в форме конференции, на которой ребята:
Для самостоятельных исследований школьникам из новых средств понадобиться только специальная «папка исследователя». Она необходима каждому ребенку. Сделать ее нетрудно. Это должно быть приспособление с кармашками, на каждый из которых помещается изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации. Эти листочки вкладываются в кармашки, и таким образом накапливается необходимый материал по данной теме. Материал исследований группы: 1.Наша группа постаралась исследовать тему: «Собаки в городе. Проблемы и пути их решения» - 8 - Какие же существуют проблемы содержания собак в городе? К ним можно отнести: - Загрязненные дворы и детские площадки. - Конфликты владельцев собак и прохожих. - Наличие бездомных собак, которые переносят болезни и могут стаей напасть на человека. - Нередко собаки бывают участниками дорожно-транспортных происшествий. Эти проблемы касаются почти каждого жителя нашего города, поэтому мы считаем эту тему важной для людей. 2. Работая над темой «Собаки в городе», мы поставили перед собой цель – изучить влияние собак на обстановку в городе и жизнь людей. Наша группа исследовала домашних и бездомных собак и территорию, на которой они обитают. Мы постарались решить такие задачи исследования: - Понаблюдать как много бездомных собак на улицах нашего района. - Выяснить какие собаки больше загрязняют дворы и детские площадки (домашние или бездомные). - Узнать какими болезнями бездомные собаки могут заразить людей. - Выяснить, как часто собаки являются участниками дорожно-транспортных происшествий. 3.Изучая литературу по этой проблеме, мы узнали много интересного о том, как человек приручил собаку. С самых древних времен собака стала другом и помощником человека. Для собаки человек являлся как бы вожаком стаи, которого она боится, но в тоже время знает, что зависит от него, что он о ней заботится. Большинство бездомных псов живут стаями, которые состоят из 3-4собак. В стае - два вожака. Как правило, вожаком становится не самый сильный, а самый опытный, то есть тот, кто знает, где взять корм. 4. Ученые выделяют четыре типа собачьей бездомности: - Собаки, которые ютятся возле складов, сторожей они считают хозяевами. - Собаки-попрошайки. Они используют человека как средство добывания пищи. Эти псы обитают обычно на рынках или возле магазинов. Бродячие псы. Они добывают еду сами. Они готовы признать лишь нескольких людей, и то лишь в качестве знакомых. - Есть и совсем дикие собаки – мы их практически не видим. Они живут на окраинах города и выходят на охоту только ночью. Такие собаки избегают людей. - 9 -
По данным из Интернета, в пятидесяти-восьмидесяти процентов случаев на людей нападают сторожевые и домашние собаки, только пять процентов бездомных собак представляют опасность для человека, что могут заразить неприятными заболеваниями. Беспризорность собак может привести их к одичанию и сплочению в стаи. Это опасно, так как стаями собакам легче нападать на человека.
домашних собак в несколько раз больше. Например, по дороге от школы до дома мне встречалась одна бездомная собака и три-четыре домашних, которые шли с хозяином или на них были ошейники. Чаще всего бездомных псов можно встретить около складов с продуктами, мусорных бочков, на остановках и около киосков. Я встречал собак по одной или парами, но не больше трех. И еще я заметил, что в холодную погоду собаки встречаются реже, чем во время оттепели.
В нашем дворе____ домашних собак и ____ бездомных. Мои наблюдения показали, что бездомные собаки не находятся во дворе постоянно, а домашних собак выгуливают во дворе несколько раз в день. Значит, наш двор загрязняют домашние собаки больше, чем бездомные.
транспортных происшествий, мы обратились к инспектору дорожно- патрульной службы Андрееву Сергею Михайловичу. Он ответил, что это бывает очень редко. Из прочитанной литературы я узнала о том, что собаки очень хорошо приспособились к нашей жизни. «Псы никогда не перебегают оживленный перекресток напрямую. А останавливаются перед светофором и идут только на зеленый свет, вместе с людьми. Собаки в больших городах научились передвигаться даже с помощью метро». 10. В результате работы мы пришли к следующим выводам: - 10 - Загрязнение наших дворов происходит в основном домашними животными, и за них отвечают владельцы, которые не соблюдают правила выгула собак. Считаю, что наши дворы станут чище, если ограждать специальные места выгула собак. А тех владельцев, которые будут нарушать этот закон, нужно наказывать. На специальных площадках собаки могли бы резвиться и не пугать прохожих, они были бы безопасны для окружающих. 11.Бездомные собаки не прививаются, поэтому при увеличении их числа возникают эпидемии различных болезней, которыми они могут заразить человека. Поэтому нельзя общаться с бездомными собаками! 12. В наше время существует три способа решения проблемы бездомных животных. Создание приютов – это наиболее добрый путь решения этой проблемы. И еще я считаю, что человек, который взял в дом маленького щенка, не должен выбрасывать его на улицу. Ведь мы в ответе за тех, кого приручаем! 13. В целом эта тема очень большая и серьезная, и чем больше людей будут ею заниматься, тем быстрее мы ее решим!
Стихотворение, которое сочинил ученик на основе своих наблюдений за бездомной кошкой: Бездомная кошка. Вот серая кошка сидит у крыльца. Горе ей, настоящее горе – наступила зима! Где ей погреться? Где ей поесть? Хорошо, что есть много добрых людей! Несут ей кусочки, что повкусней. Когда после школы иду я домой Встречает меня кошка вечерней порой. Я говорю ей: «Привет!» Она обязательно мяукает в ответ. Глеб Бабенко 2 «А» класс |
Урока по окружающему миру (А. А. Плешаков) 1 класс тема: «Почему мы любим кошек и собак» Цель: способствовать формированию у ребенка ответственности за тех, кого мы приручили | Урок в 3 классе по окружающему миру на тему: «О молниях, змеях, собаках и прочем…» Оборудование: учебники, рабочие тетради, пластмассовые линейки, кусочки бумаги, сообщения о растениях и грибах, магнитная доска,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Про кошек и собак» по тематическому планированию учителя. (В программе А. А. Плешакова «Кошки и собаки разных пород»).... | Рассказ врача Работа по группам над рассказами по внекл. Чтению. 1 1-р. «Пожарные собаки» Тема: Про кошек и собак. Меры безопасности при обращении и уходе за домашней кошкой и собакой | ||
Тема: Почва Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа») | Тема. Животные живого уголка. Про кошек и собак Сейчас мы с вами вспомним все, что знаем о животных. Я предлагаю вашему вниманию тест. Из трех вариантов ответа вы должны выбрать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: сформировать новые знания, умения и навыки по теме «Про кошек и собак» | Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Специализация «Болезни мелких домашних животных (собак и кошек)» относится к профессиональному уровню обучения и представлена в структуре... | ||
Дирофиляриоз собак Дирофиляриоз собак и кошек вызывают нематоды Dirofilaria immitis (паразитируют в сердце и легочной артерии) и D. repens (поражают... | Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Тема: «Дикие и домашние... Необходимое техническое оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, презентация, цветные карандаши, анаграмма... | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Конспект урока по окружающему миру Необходимое техническое оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, презентация, цветные карандаши, анаграмма... | ||
Урок 16. Тема: Смена времён года (2-й урок) Оборудование: скрепка, игла, ножницы и магнит; плакат «Всемирное тяготение» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру... | «Иду на урок» Разработка интегрированного урока по озож, окружающему... Тема: «Безопасность твоего здоровья. Родная природа: звуки весны. Подвижные игры с элементами баскетбола» | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» |