Урок литературного чтения. А. Куприн. "Слон"





Скачать 70.04 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения. А. Куприн. "Слон"
Дата публикации24.07.2014
Размер70.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Страница из


Урок литературного чтения. А.Куприн. "Слон"
Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна
Ход урока
Организационный момент
Стадия вызова
(Слайд 2). “Верите ли Вы”
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
(Слайд 3).

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.
Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?
Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке).
Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей
Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?
Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).
Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.
Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей

(Слайд 5).
Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.

(Слайд 6).
Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? Ответы детей

Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

(Слайд 7).
Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

(Слайд 8). Портрет А.И. Куприна
Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.
Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?

Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)
Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.

Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей.
Работа над темой.

Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).

Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей
Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению. По щелчку на Слайде 8, появляется иллюстрация Г. Мазурина
Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 9, 10.
Учитель: Что вы испытывали при чтении текста? Ответы детей.
(Слайд 11). Физкультминутка.

Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон” (слайды со слоном под песню)
(Слайд 12). Проблемный анализ. Работа в группах.
Выбор капитана, стенографиста и оратора группы.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.
Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.
1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.

2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?

3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.

4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?

5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?
Дети работают под музыку Слайда 12. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.
Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.

Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей? Ответ второй группы.

Учитель: Привели девочке слона?

Учитель: Девочка добилась своего – у неё есть слон. Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Слайд 13). (Звуки слона по щелчку.)
Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон. Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа? (Слайд 14).

Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа. Слайд сопровождает ответ группы.

Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз? Как считает следующая группа? Выслушиваем ответ 4 группы.

Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас 5 группа. Почему считаете его важным? Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.

Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?
(Слайд 15). Домашнее задание (по выбору).
Учитель: Придумать, как можно вывести слона из дома.

Учитель: Придумать продолжение рассказа.

Учитель: Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”. Чем отличается рассказ от мультфильма?
(Слайд 16). Физкультминутка для глаз.
– (Слайд 17). Фото писателя.

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей.
Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)
Анимация по щелчку.
Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”
Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. Один ученик рассказывает о своей семье.
– (Слайд 18). На слайд учитель размещает фотографии семей учащихся и сопровождает им свой рассказ о силе родительской любви. Затем следуют вопросы:
Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)
Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)
(Слайд 19). Рефлексия.
Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера – синквейн в презентации).
Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление?
(Слайд 20). Самооценка участия в групповой работе.
Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.
Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.
Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал...

Моя группа работала – 1 2 3 4 5
Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

– (Слайд 21).
Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников. <Рисунок1>
Приложение. Музыкальные фрагменты.
Список литературы

Интернет.

Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm

Куприна К.А. Куприн – мой отец. Художественная литература, – М., 1979 г.

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2013.

Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2013.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения в 4 классе с использованием икт «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" icon«урок фауста»
«Человек-слон» (англ. The Elephant Man) — фильм, основанный на биографии знаменитого британца XIX века Джозефа Меррика. В основе...
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок во 2 классе Чтение Куприн А. И. «Слон»
После смерти отца она перевезла сына в Москву. Чуть повзрослев Александр окончил Кадетский корпус, затем Императорское Юнкерское...
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconМетодическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на...
Собаки занимают большое место в жизни человека. Не зря их называют четвероногими друзьями. Существует много случаев, когда собаки,...
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconЛитература А. Куприн «Слон»
Что могут делать дети в игровом уголки? Учить описывать рисунок классной комнаты. Повторить числительные. К: стр. 18 №2 стр 20 №5...
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературного чтения
Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературного чтения для 4 класса по произведению В. Набокова «Бабочки»
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения предметам начальной школы. Специфика начального...
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного...
Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного обучения «Творчество А. С. Пушкина в музыке»
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературного чтения. 4-й класс «К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила
Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:...
Урок литературного чтения. А. Куприн. \"Слон\" iconУрок литературы по рассказу А. И. Куприна "Слон"
Уроки чтения, в старших классах, еще называются уроками литературы. Почему, как вы думаете? (Выросли, не только читаем, но изучаем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск