Скачать 70.04 Kb.
|
Страница из Урок литературного чтения. А.Куприн. "Слон" Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна Ход урока Организационный момент Стадия вызова (Слайд 2). “Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”? (Слайд 3). Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста. Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили? Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке). Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных? Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным). Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни. Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей (Слайд 5). Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка. (Слайд 6). Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? Ответы детей Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг (Слайд 7). Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность. (Слайд 8). Портрет А.И. Куприна Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви. Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность? Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.) Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей. Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей. Работа над темой. Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке). Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению. По щелчку на Слайде 8, появляется иллюстрация Г. Мазурина Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 9, 10. Учитель: Что вы испытывали при чтении текста? Ответы детей. (Слайд 11). Физкультминутка. Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон” (слайды со слоном под песню) (Слайд 12). Проблемный анализ. Работа в группах. Выбор капитана, стенографиста и оратора группы. Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике. Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ. 1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние. 2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение? 3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его. 4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону? 5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос? Дети работают под музыку Слайда 12. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается. Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы. Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей? Ответ второй группы. Учитель: Привели девочке слона? Учитель: Девочка добилась своего – у неё есть слон. Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? (Слайд 13). (Звуки слона по щелчку.) Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон. Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа? (Слайд 14). Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа. Слайд сопровождает ответ группы. Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз? Как считает следующая группа? Выслушиваем ответ 4 группы. Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас 5 группа. Почему считаете его важным? Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы. Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу? (Слайд 15). Домашнее задание (по выбору). Учитель: Придумать, как можно вывести слона из дома. Учитель: Придумать продолжение рассказа. Учитель: Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”. Чем отличается рассказ от мультфильма? (Слайд 16). Физкультминутка для глаз. – (Слайд 17). Фото писателя. Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей. Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.) Анимация по щелчку. Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье” Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.) Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. Один ученик рассказывает о своей семье. – (Слайд 18). На слайд учитель размещает фотографии семей учащихся и сопровождает им свой рассказ о силе родительской любви. Затем следуют вопросы: Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться) Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью) (Слайд 19). Рефлексия. Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера – синквейн в презентации). Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление? (Слайд 20). Самооценка участия в групповой работе. Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале. Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5. Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5. Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5. Лучше всех в группе работал... Моя группа работала – 1 2 3 4 5 Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт. – (Слайд 21). Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников. <Рисунок1> Приложение. Музыкальные фрагменты. Список литературы Интернет. Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm Куприна К.А. Куприн – мой отец. Художественная литература, – М., 1979 г. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2013. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2013. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературного чтения в 4 классе с использованием икт «А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | «урок фауста» «Человек-слон» (англ. The Elephant Man) — фильм, основанный на биографии знаменитого британца XIX века Джозефа Меррика. В основе... | ||
Урок во 2 классе Чтение Куприн А. И. «Слон» После смерти отца она перевезла сына в Москву. Чуть повзрослев Александр окончил Кадетский корпус, затем Императорское Юнкерское... | Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на... Собаки занимают большое место в жизни человека. Не зря их называют четвероногими друзьями. Существует много случаев, когда собаки,... | ||
Литература А. Куприн «Слон» Что могут делать дети в игровом уголки? Учить описывать рисунок классной комнаты. Повторить числительные. К: стр. 18 №2 стр 20 №5... | Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии... | ||
Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | Урок литературного чтения Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется | ||
Урок литературного чтения для 4 класса по произведению В. Набокова «Бабочки» Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения предметам начальной школы. Специфика начального... | Урок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь | ||
Урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного... Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного обучения «Творчество А. С. Пушкина в музыке» | Урок литературного чтения. 4-й класс «К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"» | ||
Урок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:... | Урок литературы по рассказу А. И. Куприна "Слон" Уроки чтения, в старших классах, еще называются уроками литературы. Почему, как вы думаете? (Выросли, не только читаем, но изучаем... |