Скачать 61.61 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «А.И.КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА» ( 2 ЧАСА) Клюева Н.И., учитель начальных классов, МУО Алексеевская средняя общеобразовательная школа Москаленского муниципального района Омской области Цель: 1. познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Раскрыть смысл авторской идеи. 2. формировать навыки работы с текстом, отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, учить оценивать поступки героев. 3. вызвать эмоциональный отклик от прочитанного произведения. Раскрыть смысл дружбы и верности. Прививать любовь к животным. Оборудование: портрет А.И.Куприна, бумажные ленты с записанными пословицами. Ход урока. I. Организация урока II. Введение в тему. Актуализация знаний. 1. Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы и объясните их смысл. (Дети читают бегущей строкой и объясняют их смысл)
- Какая тема объединяет эти пословицы? (Размышление о дружбе) 2. Вводная беседа. - Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом А.М.Куприна «Барбос и Жулька» По названии вы догадались о ком пойдет речь в рассказе? (О собаках) - В какой раздел входит рассказ? («Природа и мы») - Почему рассказ о собаках включили в этот раздел? (Животные – это часть природы) - Собаки занимают большое место в жизни человека. Не зря их называют четвероногими друзьями. Существует много случаев, когда собаки, жертвуя собой, спасали жизнь своего хозяина. Рассказ «Барбос и Жулька» расскажет нам о настоящей дружбе…только собачьей. III. Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька».
Приземистый – малорослый и плотный по сложению. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковой нарост, образованный просачивающимися каплями. Флирт – любовная игра, кокетство. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Лицемерный – отличающийся лицемерием. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность, прикрытая чистосердечием. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. Карьер – самый быстрый конский бег. Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество. Объясните: «Бывал унизан колючими репяхами» Подобрать синонимы: Льстивый – вкрадчивый, ласкательный Мучение – страдание, пытка, маята, терзание Подобрать антонимы: Сходство – различие, разница Взволнован – спокоен
(После паузы) - Ваше впечатление от прочитанного? (Дети делятся впечатлениями) - От чьего лица ведется повествование? (От лица повествователя: он все знает, даже мысли героев, может высказать своё отношение к героям, дать свою оценку событиям) IV. Физкультминутка. V. Работа над рассказом. 1. Портреты героев рассказа. (С помощью вычитывания текста выписываются в тетрадь детали – характеристики главных героев) Барбос Жулька невелик ростом маленькая приземист тонконогая широкогрудый с желтыми подпалинами над бровями и на груди дворовый комнатная отважный деликатная, вежливая тонкий слух разбойник - Соответствуют ли клички животных их портретам?
- На сколько смысловых частей можно разделить весь рассказ? (На три) (Вместе с учителем дети определяют границы частей и главные мысли каждой части)
(Могут быть и другие варианты)
А) Фактуальный анализ 1-й части. (Свои ответы дети подтверждают словами текста) - Кто больше всего понимает собак? (Дети) - Почему? - Отношение Барбоса к чужим собакам в своем дворе? (…Едва только на улице показывалась собачья фигура, Барбос стремительно… стр.87) - О каком великом законе единоборства сообщает автор? (…Бей первым, если не хочешь быть битым…) - Поведение Барбоса с незваным гостем? (…как молния настигал соперника, сбивал его с ног и начинал грызню… наконец Барбос одерживал победу) - Поведение Барбоса после победы? (…С гордым видом возвращался на свой пост – триумфальное шествие) - Нравились ли ему такие бои? (…тем слаще ему казались победные лавры…) - Отношение Барбоса и Жульки? (…Между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. «Они то бегали одна за другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой») - Поведение Жульки при виде доброго человека? (…подходила со смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно потягивала мордочку, требуя ласки.) - В чем главным образом проявилась деликатность Жульки? (В манере есть. Зачитать.) - Можно ли сказать, что в первой части рассказа начинается завязка всего рассказа? (Можно. Есть главные герои, их уклад жизни, их привычки) б) Подтекстовое прочитывание (вычитывание причинно-следственных связей, обоснование, доказательство своих ответов) - В третьей части автор вводит еще одного героя, отрицательного. Портрет бешеной собаки носилась нагоняла страх и ужас люди попрятались, все кричались, распоряжались подзадоривали друг друга укусила свиней разорвала несколько уток - Что вы почувствовали, когда прочитали эти строки? (страх, беспокойство, напряжение. Что будет?) - Поведение Барбоса при виде бешеной собаки? (…вместо того, чтобы по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал) - Каким мы привыкли видеть Барбоса? - Почему же теперь он ведет себя таким образом? (ответы детей, основанные на жизненном опыте) - Да, это неестественное поведение для Барбоса. - Поведение Жульки? (…выскочила, во всю прыть понеслась наперерез, расстояние уменьшалось с поразительной быстротой, все произошло так быстро, упала, покатилась по земле…) - Какой мы привыкли видеть Жульку? (ответы детей) - Видим неестественное поведение Жульки. - Что испытали, когда прочитали этот отрывок? (тревогу, страх, беспокойство за Жульку и т.д.) - Почему? - В какой момент почувствовали самое большое напряжение? (Все ахнули!) - Та часть в рассказе, где мы испытываем наибольшее напряжение, называется кульминацией. Идет вычитывание текста о душевном состоянии Жульки после поединка: «Случилось что-то страшное, необъяснимое. Она словно поменялась, исхудала до неузнаваемости, то лежала, то носилась, кружась и подпрыгивая, отказывалась от пищи, не оборачивалась на свое имя, ослабла, не могла приподняться с земли, глаза выражали внутреннее мучение,.. бессильно лежала, слабо виляла хвостом, хотела приподнять морду, но это ей не удавалась» - Как вы думаете, отчего заболела Жулька? (выслушиваются ответы детей) в) Концептуальный анализ 3 части помогает выйти на уровень идеи произведения. - Поведение Барбоса? (стремглав бросился, обнюхал и с тихим визгом стал лизать её в глаза, в морду, в уши…) - Мы видим истинные чувства героя и сострадания двух друзей. - Почему автор видит в прощании собак что-то трогательное? (Их чувства и действия похожи на человеческие) VI. Итог урока. - Что хотел показать А.И.Куприн своим читателям? (выслушиваются выводы детей) - Поведение героев в нестандартных ситуациях. Показал настоящую дружбу между собаками и их способность к самопожертвованию во имя любви. Мы увидели, что в поведении собак, в их чувствах есть много что человеческого. VII. Домашнее задание.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературного чтения в 4 классе с использованием икт «А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по... Цель деятельности педагога: создание условий для развития у учащихся умений давать оценку поступкам героев произведения Н. Н. Носова... | ||
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) Методическая разработка урока составлена по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Н. В. Головановой. Урок из разделов «О братьях... | Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе... | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Урок литературного чтения. А. Куприн. "Слон" Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт | ||
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация... | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Методическая разработка урока в 4 классе по курсу «оркм и сэ» на тему: «Священные сооружения» Сформировать понятие «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора» | ||
Конспект урока ( литературного чтения 3 класс (1-4) по теме: Н. А.... Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются... | Конспект урока литературного чтения в 4 классе и урока изобразительного... Знакомство с художниками -иллю-страторами (кратко) и показ репро-дукции их иллюстраций | ||
Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | Урок ролевая игра на тему: «Экстремальные виды спорта. За и против.» Методическая разработка урока в 10 классе гимназии №397 Кировского района г. Санкт Петербурга в рамках конкурса |