Скачать 65.06 Kb.
|
Урок литературного чтения. 4-й класс «К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"» Кислова Тамара Борисовна учитель начальных классов Цели:
Оборудование: книга для чтения, картинки с изображением еловых шишек, аудиодиск с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, презентация к уроку, Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро! Возьмитесь за руки, мысленно пожелайте успехов в сегодняшнем уроке. У вас прекрасное настроение - начинаем урок. II. Разминка. Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки. - Разомнем язычки. а) читаем про себя б) шепотом в) хором III. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. IV. Работа над произведением. - Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы детей) - У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет. - Какой рассказ мы читали? ("Корзина с еловыми шишками") - Кто написал этот рассказ? (Константин Георгиевич Паустовский) - группы готовили сообщение о писателе. Расскажите. (рассказ детей) 1 Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. 2 В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. - О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе? (о композиторе Эдварде Григе) - Я предоставляю слово. (рассказ детей о Григе) 3 Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. 4 Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. Учитель Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. - А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. (4) Вы дома озаглавили части этого рассказа. Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте выполнение д/з (обмен тетрадями, проверка) Работаем над 1 частью рассказа. -Как вы ее озаглавили? ( по одному человеку от группы) 1. Встреча. 1 Встреча 2. В доме композитора. 2 Рождение музыки 3. Дагни в гостях. 3 В гостях у тетушки 4. На концерте. 4 Благодарность Дагни - Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки. (инсценирование. В это время звучит музыка "Песня Сольвейг" ) А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам (карточки с тремя вопросами) - Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (исследовательская работа по группам (написать музыку) - Почему он решил сделать ей подарок? (у нее доброе сердце; умеет думать о других) - Почему он не захотел сделать его сразу? (такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку) Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку. V. Физкультминутка. ( Дудорова Яна) А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело. VI. Переходим ко второй части - Как вы ее озаглавили? ( по 1 человеку от группы) - Что украшало дом композитора? (рояль) - Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ? (да) - Найдите в тексте, как он рассуждает. (с.52, 1 абзац – читает …………. - Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? (больше месяца) -Учитель Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте и запишите в свои тетради. (вывешивается список слов). Посмотрите внимательно на список «слушателей» композитора, значение какого слова вам непонятно? Обратимся к толковому словарю. Вывод: (стр. 52 последний абзац) Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа? - Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает? (выборочное чтение) -Какой исследовательский вывод следует из этой части? (Дагни уехала из дома) Ф/м для глаз (пальминг) - Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили? (на концерте) - Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро". (прослушивание музыки) - Какие картины предстали перед глазами Дагни? (поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море) -А какую картину нарисовало ваше воображение? (ответы детей) Какой же подарок был сделан Григом Дагни? (ответы детей) Проведем следующую исследовательскую работу - Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (слезы благодарности) - О чем думала Дагни, выходя из парка? (с. 57, последний абзац) Вывод: не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно. А теперь можно заглянуть в шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1 человеку от группы) Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным! VII. Итог урока. Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ - Так чему же учит это произведение? (надо жить, принося радость другим людям) VIII. Д/З Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы? Прочитайте текст еще раз и приготовьтесь ответить на поставленный вопрос. VIII. Рефлексия. - В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые, Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую). - Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую. - Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть. IX Оценки за урок. Я благодарю вас всех за работу на уроке! |
К. Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» | Конспект урока к. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить знания учащихся по произведению К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | Урок по чтению. Тема урока «Корзина с еловыми шишками». Калининой... С 14 ноября по 18 ноября в начальной школе проводилась «Неделя русского языка», где приняли участие ребята 2-4 классов | ||
Внеклассное мероприятие по литературе и музыке Тема: «Волшебная сила Грига» Сегодня мы продолжаем изучение творчества К. Г. Паустовского. Мы поговорим о рассказе писателя «Корзина с еловыми шишками», о героине... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Шкатулка», «Кот –... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Сегодня на... | Уроке по теме «Произведения С. Я. Маршака. Урок родного языка» Подготовлена презентация к уроку литературного чтения (3 класс, «Начальная школа XXI века») | ||
Урок литературного чтения в 4 классе Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.... | Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. Знакомство с новым учебником. Б. Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка» | ||
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии... | Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщающий урок литературного чтения по теме «Я и мои друзья» с использованием мультимедийных технологий, 2 класс | Пособия для уч-ся из 7 в 8 класс Тексты, обязательные для чтения К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» ( из жизни Лермонтова) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: В. Ю. Драгунский «Главные реки». (учитель начальных классов Стороженко М. В. ) урок литературного чтения, 4 класс | Урок литературного чтения в 3 классе (по системе Занкова) Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.... |