Скачать 50.12 Kb.
|
Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Провела учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №30» го Саранск Видманова Н.С. Тема урока. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Цели урока. Продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского. Развивать навыки чтения. Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев. Развивать умение анализировать прочитанное. Воспитывать любовь к музыке. Оборудование. Портрет писателя, портрет композитора Э.Грига. Ход урока. Организационный момент. Постановка цели урока. -На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим произведением, будем учиться анализировать эмоциональное состояние героев, учиться чувствовать и понимать музыку. -Я просила вас найти сведения о жизни Паустовского. Что вы узнал о нем? Сведения о Паустовском. К.Г.Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожного служащего. Уже в школьные годы ему пришлось самому зарабатывать на хлеб. Ему приходилось заниматься различной работой. С 1921 года К.Г.Паустовский работает литературным сотрудником в различных газетах и журналах. Начал писать К.Г.Паустовский рано. Первый его рассказ напечатали в 1911 году. «Моя писательская жизнь, - вспоминает он,- началась с желания все знать, все видеть и путешествовать… В каждой повести и в каждом рассказе видны следы скитаний». Любовь к Родине, к необъятным просторам России, к ее людям отразилась в произведениях Паустовского. Основное содержание всех рассказов – поиски красоты в обычном и скромном. «На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту необыкновенную землю». Эти чувства отразились во многих произведениях Паустовского: «Прощанье с летом», «Желтый свет», «Подарок», «Во глубине России» и др. И рядом с темой Родины во многих произведениях зазвучала тема искусства: в «Повести о лесах» К.Г.Паустовский изобразил фрагмент из жизни П.И.Чайковского; в новелле «Корзина с еловыми шишками»- картины из жизни композитора Грига. -Кто такой Эдвард Хагеруп Григ? Эдвард Хагеруп Григ – (1843 -1907). Великий норвежский композитор, пианист. Дирижер и общественный деятель. Родился в Бергене в купеческой семье. Игре на фортепьяно учился с 6 лет под руководством матери. В 1888 году произошло знакомство Э. Грига с Петром Ильичем Чайковским. Велико творческое наследие Э. Грига – лирические пьесы, песни и романсы, сюиты, сонаты. Имя Э.Грига известно всему миру. П.И.Чайковский, глубоко ценивший и любивший произведения Э.Грига, писал: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца. В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой, и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то близкое, родное немедленно находящий в сердце горячий сочувственный отклик ». Все верно. Книги Паустовского дышат любовью к Родине, к людям, к природе, их с удовольствием читают как взрослые, так и дети. Какие произведения Паустовского вы читали в предыдущих классах?
Изучение нового материала. -Сейчас я попрошу вас пересмотреть текст произведения «Корзина с еловыми шишками», вспомнить прочитанное дома. (3 мин) - Какие чувства вызвало у вас это произведение? Что взволновало вас? Что понравилось? Анализ произведения. 1 часть. -Что вы узнали о жизни великого композитора? (Что любил он? Какой это был человек?) - Прочитайте по ролям о встрече Грига и Дагни. Как характеризует это Грига? 2 часть. -Как вы думаете, был ли он счастливым человеком? ( Зачитать слова о быте композитора, его ценностях в жизни, чем мог наслаждаться этот человек, что ему нравилось, для кого любил играть и почему?) - Вывод: Григ был счастливым человеком. -Что делало его таковым? Найдите в тексте слова, которые подтверждают это. (Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни….) -Какая главная мысль заключена в этих словах? - Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ, что гораздо приятнее отдавать, чем брать? -Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили – хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите о них. Как вы думаете, какой бы стала жизнь, если бы все люди на земле видели бы счастье в том, чтобы дарить себя? 3 часть. -Почему после исполнения чудесной музыки «сначала медленно, потом, все разрастаясь, загремели аплодисменты»? -Почему сначала медленно? Какое впечатление произвела музыка Грига на слушателей? -Какое воздействие может оказывать классическая музыка на человека? -Какое воздействие может оказывать классическая музыка на вас? Слушание произведения Э.Грига «Утро» -Что помогло Григу написать музыку? -Найдите в тексте описание зимы, осени, леса. Прочитайте. -Какие приемы использовал писатель? Олицетворение – эхо подхватило, швырнуло звук; живет и ждет эхо. Зима закутала, пароходы приходили, дремали, посапывая. Метафоры – зеленые пряди, буйно разрастается. Сравнения – листва сравнивается с медью и золотом, эхо – с птицей пересмешником. Итог урока. –Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. –Как вы думаете, какие чувства возникли в ее душе: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг. Сожаление. Объясните свой ответ. -Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его навечно ушедшим от нас? –Что же делает человека вечным? –Что сделало бессмертным Грига? Домашнее задание. -Перечитать рассказ, подготовить ответ на вопрос « Чем же должен жить человек?» Дагни это поняла, а поняли ли вы? |