СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор школы Зам. Директора по УВР. На заседании МО-
ТазеевГ. ____ _______________
«10»сентябряг «6» сентября 2011 г. « 6»________ __г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МОАУ «СОШ №9» г.Нурлат Республики Татастан
Паруковой Людмилы Ивановны.
Категория - высшая
По биологии- Класс 7
Учитель биологии
Количество часов -Всего 720час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 2, зачетов 2, тестов 4ч.;
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М: Дрофа, 2006г
Стандарта основного общего образования по биологии от 05.03.2004г. Обязательного минимума содержания основного общего образования – приказ № 1236 от 19.05 1998
Учебник Многообразие живых организмов.
В.Б.Захаров, Н.И.Сонин,»Дрофа»2006г.
Дополнительная литература: Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.
Интернет-ресурсы.
2011-2012 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели курса
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 70 часов (по 2 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| По программе
|
| 1
| Введение
| 3
|
| 2
| Царство Прокариоты.
| 3
|
| 3
| Царство Грибы
| 4
|
| 4
| Царство Растения
| 18
|
| 5
| Царство Животные
| 40
|
| 6
| Царство Вирусы
| 1
|
| 7
| Экскурсии
| 1
|
|
| Итого
| 70
|
|
| Резервное время
| 3
|
| Тестирование – 2
Контрольная работа – 1
Зачетное занятие – 3
Лабораторные работы – 21
№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Цели и задачи
| Планируемые результаты обучения
| Виды контроля, измерители
| Домашнее задание
| Дата
проведения
|
|
| План
| Факти
чески
|
| Факт
|
|
| Тема I: Введение (2 часа)
|
| 1.
| Многообразие живых организмов
| Водный урок
| Углубить знания о разнообразие форм жизни, научную систему их классификации.
| Уметь: объяснять разнообразие форм жизни, взаимосвязи организмов во времени и пространстве; работать с текстом учебника.
| признаки биологических объектов: живых организмов;
| с.9-10
Анализ рисунков учебника и таблиц
| .09
|
|
|
| 2.
| Ч. Дарвин и происхождение видов.
| Комбинированный
| Дать понятие о причинах многообразия вида
| Уметь: объяснять разнообразие форм жизни, взаимосвязи организмов
| Каковы основные положения учения Ч.Дарвина.
| С.6-7
Пересказ.Составить вопросы.
| .09
|
|
|
| 3.
| Многообразие организмов и их классификация.
| Вводный
| Основные систематические (таксономические) единицы
| Уметь формировать понятия.
| Почему существует потебность в систематике
| С.8 Изучить статью «Что такое систематика».
| .09
|
|
|
| Тема II: Царство Прокариот (2 часа)
|
| 4.
| Общая характеристика прокариот.
| Вводный урок
.
| Дать понятия о прокариотах
| Знать функциональные особенности прокариот.
| Составлять схему способов питания.дыхания .
| С11=12 до слов « В природе бактерии…Ответить на вопросы 1-4.
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение.
| Комбинированный
Презентация.
| Знть особенности организации прокариот.
| Уметь определять бактерии.
| Характеризовать термины.
| С.11-14»Подумайте».
Творческое задание.Рисунок формы бактерий.
|
|
|
|
|
6.
| Под. царство Оксифотобактерии.
Проверочная работа по теме «Прокариоты
| Комбинированый.
| Особенности их организации, роль в природе, практическое значение
| Сравнивать изученные организмы.
| Письменная работа по вариантам
| С.15 Вопросы с.16
|
|
|
|
|
| Тема III: Царство Грибы (5 часов)
| 7.
| Царство Грибы. Особенности их организации, роль в природе, практическое значение
| Вводный.
Урок с использованием интерактивной доски.
| Дать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности грибов, их роль в природе
| Знать: общую характеристику грибов, черты их сходства с растениями и животными; отделы царства; роль грибов в природе.
| Тест.
| С 23-24.Повторить текст на с.20-22.Творческое задание. Сообщение»Пеницилин».
|
|
|
|
| 8.
| Многообразие грибов.
Лабораторная работа»Строение шляпочных грибов».
| Комбинированный.
| Дать понятие. Настоящие и паразитические грибы
| Уметь: давать общую характеристику грибов; выявлять сходства и различия грибов с растениями и животными;
| Вопросы.
ГИА
| 23-25 Вопросы с.26 6=11.
|
|
|
|
| 9.
| Обобщающий урок по темам «Бактерии» «Грибы».
| Контроль знаний
| Обобщение изученного.
| Знать: общую характеристику грибов, черты их сходства с растениями и животными; отделы царства.
Загадки
Заполнение таблицы
- Анализ рисунков учебника и таблиц. Составление схемы.
| Творческая работа.Сообщение о ядвитых грибах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
| Отдел Лишайники.
| Комбинированный
| Дать понятие о особенностях лишайника
| Знать: общую характеристику отдела Лишайники; многообразие и значение живых организмов.
| Вопросы с ЕГЭ.
| С.28-33
Подумай с.33.
|
|
|
|
| 11.
| Итоговый урок по теме «Царство Грибов»
| Обобщение
| Контроль знаний
| Уметь работать с терминами.
| Тесты.
| Повторение о грибах.
|
|
|
|
| Тема IV: Царство Растения (17 часов)
|
| 12.
| Общая характеристика царства Растений
| Вводный.
Лабораторная работа «Строение растительной клетки».
| Углубить знания о расениях.
| Уметь: давать общую характеристику растений, их строения.
| Самостоятельная работа с текстом учебника.
| С.34-37
Пересказ.
Сообщение о фитогармонах.
|
|
|
| 13.
| Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.
| Вводный.
| Дать общую характеристику растений; их строение, жизнедеятельность и отличительные особенност
| Уметь: давать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности.
| Составление схемы
| с. 38-39
|
|
|
| 14.
| Размножение и развитие водорослей.
| Комбинированный.
| .Углубить знания о размножении.
| Знать способы размножения водорослей.
|
| С39=41
|
|
|
| 15.
| Многообразие водорослей, роль в природе, практическое значение.
| Комбинированный урок.
| Познакомить с видами водорослей.
| Уметь отличать отделы.
| Вопросы из ГИА.
| С.42-45
46-47 вопросы.
|
|
|
| 16.
| Общая характеристика подцарства Высшие растения.
| Вводный урок
| Дать понятие о подцарстве .
| Уметь давать характеристику растениям.
| Вопросы.
| с. 48-49
|
|
|
| 17.
| Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.
| Вводный.
| Дать понятие об особенностях организации моховидных растений.
| Знать: особенности строения и функционирования представителей отдела.
| Комбинированный опрос.
| С.50-53
Вопросы с.54
«Подумай» с.55
|
|
|
| 18.
| Отдел Плауновидные
| Комбинированный.
| сравнительную характеристикспоровых растений: мхов, плаунов.
| Уметь: давать общую характеристику высших растений; работать с натуральными объектами и микроскопом
| Заполнение таблицы
Игра «Назови»
«Подумай и ответь»
| с.56
Пересказ.
Сообщение.Плауны.Папоротники.
|
|
|
| 19
| Отдел Хвощевидные
| Комбинированный.
| Углубить знания о споровых растениях.
| Уметь отличать споровые растения.
| Вопросы. Работа с гербарием.
| с.57 Вопросы.
|
|
|
| 20.
| Отдел Папоротниковидные
| Комбинированный
| Дать понятие о жизнедеятельности и строении
| Знать: особенности строения папоротников;
| Вопросы.
Тесты.
| С.58-59.
Вопросы с.60-61.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|