Скачать 62.99 Kb.
|
Сведения об авторе: Килик Елена Юрьевна ,учитель химии биологии, высшая категория МОУ СОШ с. Киселевка Киселевского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края Домашний адрес: Хабаровский край Ульчский район с.Киселевка ул Новая 6 кв 1 Телефон (дом) 84215154286 Аннотация к уроку: Обоснование широкого распространения птиц на Земле.Характеристика экологических групп птиц. Занимательные факты о птицах. . Методические рекомендации: На уроке используется интерактивное задание из диска 1С :Образование 4. Школа. Организуется групповая и индивидуальная работа учащихся. Проверяется творческое предварительное домашнее задание . Тема урока: Экологические группы птиц 7 клаасс Место урока в теме: заключительный четвертый урок по теме «Птицы» Образовательная цель: Познакомить с многообразием птиц, показать их роль в природе, раскрыть особенности их строения в связи со средой обитания показать черты приспособления к среде обитания и к сезонным явлениям природы. Воспитательная цель: Воспитание уважительного отношения к мнению каждого ученика класса. Умение терпеливо выслушать члена группы и корректно прокомментировать ответ товарища. Задачи урока: Продолжить формирование умений сравнивать изученных животных между собой , работать с печатными пособиями , анализировать , устанавливать причинно-следственные связи , делать выводы Оборудование: Презентация « О птицах самое главное» , Диск 1С :Образование 4. Школа. Биология 7 класс. Сонин тема: «Многообразие птиц» интерактивное задание «Внутреннее строение птиц», «выберите правильное утверждение» из раздела «Птицы» Литература: журнал биология в школе №5 2002 стр 40 Примерное планирование по разделу животные Программа по биологии Сонин Захаров Агафонов 2008г. Ход урока 1. 1 Орг момент Вступительное слово учителя . Заполнение листа и выбор координаторов группы
2. Проверка Д\З с взаимопроверкой . Выставление баллов в лист самооценки. Выберите верный ответ: 1. Птицы имеют хорошо развитые мышцы груди, шеи и задних конечностей 2.Опорой для задних конечностей является сложный крестец 3. В инкубаторе развитие куринного зародыша в яйце происходит при температуре +37- +39градусов и при определенной влажности 4.Птицы имеют хорошо развитые отделы головного мозга, поэтому отличаются сложным поведением 5 Прочности скелету птиц придают неподвижное соединение . срастание многих костей 6 Птицы удерживают добычу и размельчают пищу с помощью зубов 7 Сухая кожа,отсутствие желез на теле, у птиц указывает на происхождение их от пресмыкающихся 8 Сердце у птиц в отличии от пресмыкающихся . четырех камерное. 9 Интенсивный обмен веществ и большие затраты энергии на полет птиц требуют много пищи 10. Годовой жизненный цикл перелетных птиц складывается из следующих периодов: весенний перелет, гнездование, линька. осенний перелет, зимовка. 2. Заполните схему: Верные утверждения все ,кроме 6 3.Презентация « О птицах самое главное» ( Гейкер Егор) (смотри приложение ) 4.На каждого человека Земли приходиться 22 птицы . и заселяет они огромные пространства от Арктической зоны до тропических областей материка А) .Почему птицы могли широко распространиться на Земле и занять области недоступные для пресмыкающихся? 5) Групповая работа Экологическая группа « Хищные птицы»
А. Решение было правильным, так как хищные птицы существенно уменьшают численность грызунов. Б. Решение было правильным, так как хищные птицы ловят, прежде всего ослабленных животных и тем самым способствуют процветанию промысловых видов. В. Решение было неправильным, так как при наличии большого числа хищных птиц значительно сократится численность дичи, истребляемой ими. Г. Решение было правильным, так как добычей охотников чаще всего становятся канюки, пустельга, полевые луни, которые питаются мышевидными грызунами, приносящими вред зерновым культурам. Экологическая группа « Птицы леса». 1. У многих куриных, обитающих в лесу, крылья относительно короткие, закругленные, ноги сильные с длинными слегка изогнутыми когтями. Какое значение имеют эти особенности строения в жизни куриных птиц? 2. Лесные куриные птицы, как правило, летают не очень быстро, но для них характерен стремительный взлет с земли. С чем это связано? 3. Почему рябчики и другие куриные (тетерева, глухари) не улетают на зиму? Экологическая группа « Птицы водоемов и побережий» 1. Сидящая на берегу утка часто перебирает перья клювом, время от времени она надавливает на основание хвоста, где располагается копчиковая железа. Почему утка так делает? 2. Кожистые перепонки между пальцами ног — характерный признак многих водоплавающих птиц (уток в том числе). Почему такое строение позволяет затрачивать водоплавающим птицам меньше усилий при передвижении? 3 Дан перечень признаков, характеризующих строение утки-кряквы. Установите взаимосвязи строения и образа жизни водоплавающих птиц. 1. Слой жира под кожей 2. Плотное оперение с водоотталкивающей наружной поверхностью 3. Широкий клюв с поперечными роговыми пластинами 4 Расположение ног в задней части туловища А) плавание в воде Б) низкая температура воды В) питание растениями, произрастающими на дне неглубоких водоемов Г) использование в пищу мелких ракообразных, жуков, личинок стрекоз, и других обитателей водоемов Ответы к заданиям группы « Хищные птицы» -В Ответы к заданиям группы « Птицы водоемов и побережий»- 1-Б 2-А 3-Г 4-В Обсудить задание . Назначить человека кто бы более правильно и аргументировано ответил на вопрос и Выставление баллов. 6) Задание « Ты мне я тебе» вопросы командам Координатор выбирает наиболее интересный вопрос и автор вопроса озвучивает его . 7) Сказка с рассуждением Услужливый медведь( сказка) Медведь в лесу устроил «Бюро добрых медвежьих услуг» и повесил объявление: «Птицы и зверье, меняйте свое жилье! Кому очень жарко, кому очень сыро. Бюро подыщет другую квартиру, — Чтоб каждому жить удобнее было» Почесали звери лапки и порешили: белочка с кротом захотела поменяться, ястреб с дятлом. Посмотрев, что у крота кладовок много, белка обрадовалась, но там — темнота, ни побегать, ни попрыгать, кладовки белка копать не может — лапки не годятся, а крот до белкиного гнезда и добраться не смог, поскреб коготками по коре и заплакал: и свет мешает, и корм на земле да под землей. Дятел с ястребом чуть не рассорились. Ястребиное гнездо на 5-м этаже, там ветер свищет, крыши нет, того и гляди птенцы выпадут из гнезда, а ястреб возле дупла кружит, внутрь забраться не может. Когти хоть и больше, но для лазанья по деревьям не годятся. Так и отказались все от обмена. Долго в лесу ругали медведя за его «медвежью услугу». И поделом! Какой вывод можно сделать из этой сказки? Почему звери отказались от казалось бы выгодного обмена? Нужно ли человеку вмешиваться в дела лесных обитателей? 8) Рефлексия Я и не предполагал , что …. Меня удивило ,что…. Мне больше всего запомнилось…… 9) Подведение итогов , выставление оценок по количеству набранных баллов |