Скачать 217.11 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Классы: 8Б Учитель: Коваленко Н.Г. Количество часов – 68 ч (2 часа в неделю) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. МОСКВА 2012/13 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 8 – ого класса «Биология – 8 (Раздел Человек)». Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. В изложении учебного материала использован системный подход – рассмотрены морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, системы органов, организма как единого целого; взаимосвязи организма и среды. После общего знакомства с клеткой, тканями, органами и системами органов учащиеся подробно изучают строение систем органов во взаимосвязи с конкретной функцией, при этом формируется и последовательно развивается представление о единой системе нейрогуморальной регуляции всех функций организма. Особое внимание уделено принципу саморегуляции функций. В данной программе в большей степени, по сравнению с другими, отражен экологический аспект физиологического просвещения: включены вопросы адаптации человека к условиям природной и социальной среды; взаимодействия человека и природы; приведена краткая физиологическая характеристика различных видов трудовой деятельности. Цель изучения курса «Человек»: Усвоить анатомические и физиологические особенности тела человека. Задачи:
При изучении курса « Человек» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:
Биология. Человек и его здоровье. YIII класс (68 ч.) 1. Введение. Общий обзор организма человека (5 ч.) Некоторые сведения из истории развития анатомии и физиологии. Значение знаний о структурной организации организма человека и его жизнедеятельности для сохранения здоровья. Уровни организации живого организма: молекулярный — клеточный — тканевый — органный — системный (система органов) — целый организм. Взаимодействие организма и среды, строение клетки, ее органелл. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Краткие сведения об основных видах тканей . Органы, системы органов, аппарат, организм, взаимодействие организма человека со средой. Понятие о системах организма, регулирующих физиологические функции: нервной и эндокринной. Демонстрация микропрепаратов клеток, тканей, муляжей органов: сердце, глаз и др.; торса человека. 2. Эндокринная система (3 ч.) Значение эндокринной системы для регуляции и согласованной работы органов и систем, роста и развития организма. Гормоны. Нарушение функций желез внутренней секреции. Щитовидная железа. Гипофиз. Тимус. Эпифиз. Половые железы. Поджелудочная железа. Стресс. Участие желез внутренней секреции в реакциях организма на стресс. 3. Нервная система (5ч.) Значение нервной системы в регуляции функций и обеспечении взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая части нервной системы. Нейрон, строение и функции нейрона, связь нейронов между собой. Синапс. Автономная (вегетативная) нервная система. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлексы. Строение и функции спинного и головного мозга . Возбуждение и торможение в центральной нервной системе, их роль в регуляции и координации функций организма человека. Нарушение функции нервной системы. Демонстрация микропрепаратов спинного мозга, модели головного мозга. Лабораторная работа № 1 строение головного мозга человека. 4. Опора и движение ( 4 ч.) Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Состав, строение и свойство кости. Типы соединения костей. Рост кости в длину и толщину. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах. Мышцы, их функции. Основные группы мышц, участвующих в движении. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Значение физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц. Нарушения функции опорно-двигательного аппарата и их предупреждение. Демонстрация скелета человека, черепа, позвонков, частей скелета, распила кости (раздаточный материал). Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки. Приемы первой помощи при травмах; определение осанки, выявление ее нарушений. Видеофильм «Опора и движение». Выпуск 1. Лабораторная работа № 2. Строение позвонков. 5. Кровь и кровообращение (9 ч.) Внутренние жидкие среды организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа). Значение крови для жизнедеятельности организма. Состав крови. Строение и функции форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, кровяных пластинок. Свертывание крови, его значение. Иммунитет. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Переливание крови. Значение кровообращения. Система органов кровообращения: сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам (артериям, капиллярам, венам). Большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление, его определение. Регуляция сердечно-сосудистой системы. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние табакокурения и алкоголя на сердечно-сосудистую систему. Демонстрация торса человека, муляжа сердца; подсчет пульса и измерение давления после дозированной нагрузки. Лабораторные работы: №3. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. №4. Подсчет пульса в разных условиях. 6. Дыхание (4 ч.) Значение дыхания. Строение системы органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения, жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Первая помощь при остановке дыхания. Действие курения и других вредных факторов на дыхание. Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; обнаружение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; измерение жизненной емкости легких; приемы искусственного дыхания. 7. Пищеварение (6 ч.) Значение питания и пищеварения для поддержания жизни и здоровья человека. Строение и функции системы органов пищеварения. Роль ферментов пищеварительных желез в процессе пищеварения. Регуляция пищеварения. Роль печени и поджелудочной железы в процессах пищеварения. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. Демонстрация торса человека. Видеофильм «Пищеварение». Выпуск 1. Лабораторная работа №5. Действие слюны на крахмал. 8. Обмен веществ и энергии (7 ч.) Роль обмена веществ и энергии в поддержании жизни и здоровья человека. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Превращения в организме белков, жиров и углеводов. Обмен неорганических веществ. Значение воды и минеральных веществ. Роль желез внутренней секреции в регуляции обмена веществ. Витамины, их значение для жизнедеятельности организма. Основные авитаминозы. Рациональное питание, его режим и нормы. Терморегуляция в условиях жары и холода. Кожа, ее роль в процессах терморегуляции. Первая помощь при тепловом ударе, ожогах, обморожении. Составление пищевых рационов с использованием нормативных таблиц для людей разных профессий. 9. Выделение (3 ч.) Выделение из организма конечных продуктов обмена. Строение мочевыделительной системы, ее значение в поддержании постоянства внутренней среды организма. Процессы образования и выделения мочи. Регуляция процессов мочеобразования и мочевыделения. Демонстрация модели строения почки млекопитающего. 10. Размножение и развитие (5 ч.) Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Возрастные периоды. Влияние биологических и социальных факторов на развитие человека. Характеристика подросткового периода. . 11. Органы чувств (7 ч) Анализаторы. Рецепторы. Орган зрения. Предупреждение глазных болезней. Орган слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния, вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Демонстрация моделей, таблиц и схем строения органов зрения и слуха, зрительных иллюзий и дефектов, приемов определения запахов неизвестных веществ. Лабораторная работа №6 Бинокулярное зрение. 12. Высшая нервная деятельность (поведение) (9 ч.) Роль И.М. Сеченова в создании учения о психической деятельности и поведении человека. Роль И.А. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение, образование и торможение условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Рассудочная деятельность. Память (ее виды). Речь и мышление. Сон, его значение. Предупреждение нарушений сна. Мотивации и эмоции. Взаимодействие биологического и социального в поведении человека. Нарушение поведения человека. Демонстрация разборных моделей головного мозга человека, глаза, уха, препаратов головного мозга. 13. Основы физиологии труда. Здоровье человека и его сохранение (4 ч.) Физиолого-гигиеническая характеристика различных видов труда. Работоспособность и утомление. Факторы, способствующие сохранению и нарушению здоровья. Защитные и приспособительные реакции организма, адаптация человека к условиям природной и социальной среды. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Материально- техническое обеспечение : - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование для проведения всех лабораторных работ, комплект натуральных объектов; - стенды для постоянных и временных экспозиций; - компьютер; - мультимедиа-проектор; - слайд-проектор; - видеомагнитофон; - интерактивная доска; - принтер; - коллекция медиаресурсов; - комплекты плакатов по различным разделам курса; - библиотека учебной, методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы; - картотека с заданиями для индивидуальных работ, организации самостоятельных работ. Учебно-методический комплект: 1.Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. М., «Владос», 2005 г. 2.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. М., «Вентана-Граф», 2005 г. 3.Лернер Г.И. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена. 8, 9 классы. М., «Эксмо», 2005 УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО Директор ГБОУ СОШ № 2025 Зам. директора по УВР на заседании м/о _________________________ ____________________ И.А. Малахова Т.В. Пискунова протокол № ___ от «____» __________2012 г. « ____» ________2012 г. «____» ________2012 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков биологии 2012/13 уч. года Классы: 8Б Учитель: Коваленко Н.Г. Количество часов в неделю – 2; на год – 68 часов. Количество контрольных работ: 4 Количество лабораторных работ: 5 Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений: Никишов А.И., Теремов А.В., Петросова Р.А. Программы для общеобразовательных школ. Естествознание. Биология.- М., Владос, 2007. Учебник: Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. 8 класс – М., Владос, 2008. Тематическое планирование составил(а) __________________ / Коваленко Н.Г./ подпись расшифровка подписи МОСКВА 2012 год 8 класс Человек и его здоровье Пояснительная записка Данный курс нацелен на значительное повышение уровня знаний учащихся по анатомии, физиологии и психологии человека. Особое внимание уделено формированию представлений о взаимной связи жизнедеятельности как отдельных органов, так и организма в целом. Усилены идеи топографической анатомии, уделено большое внимание методам науки, санитарной экологии и валеологии. Включены некоторые приёмы самооценки здоровья путём сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативными. Подчёркнута социально-биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Учебный материал приближен к уровню современной науки: введены современные понятия о торможении, синаптической передаче информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте. При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» учащиеся получают знания не только о строении и функциях своего организма, но и о гигиене организма человека. Это необходимо для сознательного соблюдения гигиенических правил. Знание и применения правил личной гигиены крайне важны для сохранения здоровья, закаливания организма, его нормального физического развития. 1 полугодие
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование... | Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.... Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование... | ||
Основное общее образование общие положения В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным | Рабочая программа по биологии основное общее образование, 7 класс Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия... | ||
Рабочая программа по биологии основное общее образование, 9 класс Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия... | Рабочая программа по биологии основное общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ||
Рабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е.... | Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием... Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский... | ||
Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие... | Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) | ||
Перечень учебников по предметам согласно учебным планам по ступеням... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс основное общее образование | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... |