Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100»





Скачать 174.27 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100»
Дата публикации20.08.2014
Размер174.27 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4 КЛАССА «А» НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Система «Школа 2100». А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Окружающий мир: Учебник для 4 класса, Издательство «БАЛЛАС» 2010г.

Учитель: Федосеева Ю.Л.

I. Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

II. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.



4 класс

Тематическое планирование уроков окружающего мира

(Первый раздел). (А.А. Вахрушев, А. С. Раутиан)

34 ч., 1 час в неделю.




п/п

Тема урока

дата

примечания

Часть 1. Тело человека, как самостоятельный организм -15 часов

1

Как устроен организм человека







2

Кожа – « пограничник организма»







3

Как человек двигается







4

Путешествие бутерброда







5

Как удаляются ненужные вещества







6

Для чего и как мы дышим







7

Волшебная восьмёрка







8

Что такое кровь







9

Почему наш организм работает слаженно?







10

Окна в окружающий мир







11

Многогранный мир чувств







12

Родители и дети







13

Отчего мы иногда болеем







14

Обобщение по теме.







15

Проверочная работа.







Часть. 2. Происхождение человека -3 часа

16

Наши предки – древесные жители







17

На заре человечества







18

Экскурсия







Часть 3. Рукотворная природа-16 часов




19

Рукотворная жизнь







20

На службе у человека







21

Как стать сильным.







22

Как человек использует свойства воды.







23

Как человек использует свойства воздуха.







24

Горные породы и минералы.







25

Металлы.







26

Приручение огня.







27

Невидимая сила. Для любознательных.







28

Чудо - волны. Для любознательных.







29

Человек проникает в тайне природы. Для любознательных.







30

Как нам жить?







31

Обобщение и повторение.







32

Проверочная работа.







33

Тестирование.







34

Экскурсия.















4 класс

Тематическое планирование уроков

окружающего мира (вводный курс истории и обществознания)

Второй раздел (Д. Д. Данилов, С. В. Тырин, Н.В. Иванова)

34 часа, 1 час в неделю




урока

Тема урока

дата

примечания

Часть 1. Человек и его внутренний мир-10 часов

1

Почему нельзя подружиться с « Маугли»







2

Мир людей – мир личностей







3

Палитра эмоций – краски переживаний







4

Умение понимать эмоции, определять эмоции по выражениям лица







5

Что такое настроение?







6

Как победить тревогу?







7

Что такое характер?







8

Самопознание и самооценка.







9

Отношение к другим людям







10

Отношение к другим людям







Часть 2. Человек и общество-4 часа

11

Что такое общество?







12

Как жить в мире людей?







13

Что такое моё общество?







14

Права человека в обществе.







Часть.3 Картина всемирной истории Человечества-6 часов

15

Всемирная история.







16

Первобытный мир - « детство» человечества.







17

Древний мир – время первых цивилизаций.







18

Средние века – время между древностью и Новым временем.







19

Новое время.







20

Новейшее время.







Часть 4. Человек и многоликое человечество – 4 часа.

21

Короли, президенты и граждане.







22

Расы и народы Земли.







23

Кто во что верит?







24

Религия мира – богатство человеческого духа.










Часть 5. Человек и единое человечество – 6 часов.







25

Мировое хозяйство.







26

Мировое сообщество государств.







27

28

«Будет ли у нас завтра?»

«Будет ли у нас завтра?»







29

30

Что человечество ценит больше всего?

Что человечество ценит больше всего?







Часть.6 Заключение-4 часа

31

32

Обобщающее повторение

Контроль знаний







33

Работа над ошибками. Повторение.







34

Экскурсия



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2011/2012 учебный год умк «Школа 2100»
Муниципальное образовательное учреждение Туендатская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconПрограмма аттестационных испытаний для поступающих на 2-й курс в...
Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая учебная программа по окружающему миру для 3 класса на 2013/2014 учебный год
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconПояснительная записка рабочая программа к учебному курсу по окружающему...
Рабочая программа к учебному курсу по окружающему миру для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год
Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса «А» на 2013 2014 учебный год
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по литературному чтению для 4 «А» класса на 2013/2014 учебный год
...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconПрограмма по окружающему миру для 1 класса 2 часа в неделю (всего...
А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013 учебный год система «Школа 2100» iconРабочая программа по музыке для 1класса на 2012- 2013 учебный год
Настоящая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии (базовый уровень), образовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск