Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс»





Скачать 196.09 Kb.
НазваниеПрограмма к учебнику «Общая биология 10-11 класс»
Дата публикации30.08.2014
Размер196.09 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа

Пояснительная записка
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» (Авторы: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.) предназначена для изучения биологии в старших классах на базовом уровне составлена из расчета 2 часа в 10 классе в неделю и 2 часа в 11 классе Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид.

Цели:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества: самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты.

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Календарно- тематическое планирование по биологии 10 класс.

Автор учебника В.Б.Захаров.2009 г

1 ч в неделю


№ урока

Название темы, курса.



Дата проведения

Домашнее задание

1

Введение в биологию 5 ч

1

Предмет и задачи общей биологии. Связь биологии с другими науками.








2

Уровни организации жизни








3

Критерии живых систем.








4

Многообразие живого мира.








5

Отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Проверочная работа по теме «УОЖ. Критерии живых систем»








2.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

2.1

История представлений о возникновении жизни. 3 ч

1

Мифологические представления. Представление древних греков и римлян.







2

Опыты Ф.Реди, взгляды В.Гарвея.







3

Работы Л. Пастера







4

Теории вечности жизни. Материалистические теории происхождения жизни.







2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле 5 ч

1

Эволюция химических элементов в космическом пространстве







2

Образование планетных систем







3

Первичная атмосфера и химические предпосылки возникновения жизни.








4

Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле







5

Контрольная работа № 1 по теме «История представлений и этапы химической эволюции»







2.3 Современные представления о возникновении жизни на Земле 6 ч

1

Теории происхождения протобиополимеров.







2

Коацерватная теория.







3

Эволюция протобионтов







4

Начальные этапы и результаты биологической эволюции.







5

Обобщение знаний по теме «Возникновение жизни на Земле.»







6

Контрольная работа № 2 по теме «Возникновение жизни на Земле.»

Анализ к.р







3

Учение о клетке.

3.1

Ведение в цитологию 1 ч







3.2

Химическая организация живого вещества. 9 ч

1

Элементный состав живого вещества биосферы. Макро и микроэлементы.







2

Неорганические вещества. Буферность.







3

Органические вещества. Состав и строение белка.







4

Функции белка







5

Л Р 1 « Цветные реакции на белки»

ЛР 2 « Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов»

Л.Р 3 «Определение крахмала в растительных тканях»







6

Органические вещества : углеводы и липиды







7

Биологические полимеры : нуклеиновые кислоты.







8

Обобщение знаний по теме «Химическая организация клетки»







9

Контрольное тестирование № 3 по теме «Химическая организация клетки»







3.3

Обмен веществ в клетке (метаболизм) 4 ч

1

Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм. Биосинтез белка.







2

Анаболизм. Биосинтез белка.







3

Катаболизм. Этапы энергетического обмена.







4

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.






5

Контрольное тестирование № 4 по теме «ОВ и энергии в клетке»







3.4

Строение и функции прокариотической клетки 1 ч

1

Прокариотическая клетка.







3.5

Структурно- функциональная организация клеток эукариот 6 ч

1

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.







2

Строение и функции органоидов клетки







3

Строение и функции ядра.







4

Хромосомы. Хромосомный набор







5

Особенности строения растительной клетки







6

Клеточные технологи. Стволовые клетки и перспективы их применения. Клонирование растений и животных.







3.6.

Жизненный цикл клеток 1 ч







1

Митоз.







3.7

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 2ч

1

Вирусы. Бактериофаги







2

Вирусные заболевания человека: грипп, гепатит, СПИД







3.8.

Клеточная теория 1 ч







1

История развития клеточной теории. Основные положения







2

Контрольная работа № 5 по теме «Строение клетки»







4

Размножение организмов. 7 ч

4.1

Бесполое размножение растений и животных 2 ч

1

Бесполое размножение растений







2

Бесполое размножение животных







4.2.

Половое размножение 5 ч







1

Половое размножение. Половые клетки. Этапы гаметогенеза.







2

Мейоз







3

Осеменение и оплодотворение.







4

Двойное размножений растений







5

Контрольная работа № 6 по теме «Размножение организмов»







5

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 13 ч

5.1

Эмбриональное развитие животных 4 ч

1

Краткие исторические сведения о развитии эмбриологии. Типы яйцеклеток







2

Эмбриональный период развития. Дробление.

Гаструляция








3

Органогенез.







4

Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение. Пересадка зародышей.







5.2

Постэмбриональное развитие. 2 ч


1

Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие








2

Прямое развитие: дорепродуктивный , репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть. Биология продолжительности жизни.







5.3.

Онтогенез высших растений. 1 ч







1

Онтогенез высших растений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян. Регуляция развития растений. Фитогормоны.








5.4.

Общие закономерности онтогенеза. 1 ч

1

Сходство зародышей. (закон К. Бэра)

Биогенетический закон (Э.Геккель и К. Мюллер). Работы Северцева.







5.5.

Развитие организмов и окружающая среда. 3 ч


1

Роль факторов окружающей среды на развитие организма








2

Обобщение темы «Размножение и развитие»







3

Контрольная работа № 7 « Развитие организма»







6

Основы генетики и селекции ч

6.1

История представлений о наследственности и изменчивости 1 ч

1

История развития генетики. Основные понятия генетики








6.2

Основные закономерности наследования признаков 14ч

1

Молекулярная структура гена.







2

Законы Менделя . I закон







3

II закон .- закон расщепления







4

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерности Менделя.







5

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого расщепления.







6

Анализирующее скрещивание







7

Хромосомная теория наследственности







8

Сцепленное наследование признаков







9

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.







10

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование))







11

Взаимодействие неаллельных генов (комплиментарность, эпистаз, полимерия). Плейотропия. Экспрессивность и пенентрантность гена.







12

Решение генетических задач разных типов.







13

Обобщение знаний по теме.







14

Контрольная работа № 8

«Наследственность»







6.3.

Основные закономерности изменчивости. 4 ч

1

Изменчивость. Формы изменчивости. Причины возникновения изменчивости







2

Мутации. Классификация. Свойства.







3

Фенотипическая изменчивость.








4

Л.р 4 «Описание фенотипа комнатных растений»

Л р 5 «Изучение закономерности изменения признака у растений и животных. Построение вариационной кривой»







6.4

Генетика человека 2 ч и 2 ч на обобщение и контроль ( 4 ч)

1

Методы изучения наследственности человека.







2

Генные и хромосомные аномалии. Генетическое консультирование. Составление родословных







3

Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости»







4

Контрольная работа № 9 по теме «Закономерности изменчивости»







6.5

Селекция животных, растений и микроорганизмов 3 ч

1

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Создание пород животных и сортов растений. Закон гомологических рядов







2


Методы селекции растений и животных

Искусственный мутагенез

Селекция микроорганизмов.

Достижения и основные направления современной селекции







3

Заключительный урок по теме «Роль биологии в будущем»










Подготовка к годовой контрольной работе









Годовая контрольная работа № 10











резерв








Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать/ понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

- строении биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращении энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение и хемосинтез, митоз, мейоз, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;

- современную биологическую терминологию и символику;
Уметь:

-объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы, правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека, необходимости сохранения многообразия видов;

- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей направления эволюции;

- решать задачи разной сложности по биологии;

- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

- описывать клетки животных и растений (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере;

- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) применять ее в собственных исследованиях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Литература

1. Захаров В.Б, Мамонтов, С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 класс. Ч.1 \ под ред. Проф. В.Б. Захарова. – 7-е изд. – М: Дрофа, 2005.

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.. Общая биология. 11 класс. Ч. 2 \ под ред. Проф. В.Б. Захарова. 7-е изд. – М.: Дрофа, 2005

3. Общая биология. 10-11 классы / под ред. Акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувицкого. -6-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

4. Общая биология \ под ред. Акад. В.К. Шумского, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувицкого. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

5. Айла, Ф., Кайгер, Дж. Современная генетика: в 3 т. – М.: Мир, 1987

6. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

7. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): учебное пособие для 10-11 классов средней школы. 2-е изд. – М.: Наука, 1996.

8. Инге-Вечмонтов, С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989.

9. Мамонтов С.Г., Биология: пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Одум.Ю. Экология. – М.: Мир, 1986.

11. Флинт Р., Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.

Экологические очерки о природе и человеке \ под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

12. Яблоков А.В., Юсуфов. А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 1998.

13. Ауэрбах, Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 1966

14. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001

15.Эттенборо Д. Жизнь на Земле. – М.: Мир, 1984.

16 Мягкова А.Н. Сивоглазов В.И. Преподавание общей биологии. – М.: 1987

17. Короткова Л.С. Красновидова С.С. Дидактический материал по общей биологии. 10 класс. – М.: 1984

18. Методические рекомендации по лабораторным работам курса общей биологии в педучилищах. – М.: 1982.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в старшей школе (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное)...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю. Ведется по учебнику «Общая биология» А....
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа по общей биологии 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа по биологии «Общая биология»
«Общая биология» автора Н. И. Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год
Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование уроков по биологии в 11 классе к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Крискунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа по биологии в 7 классе по программе для общеобразовательных...
По учебнику «Биология. Животные. 7 класс» под редакцией В. В. Латюшина, В. А. Шапкина
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Программа к учебнику «Общая биология 10-11 класс» iconТематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс
Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск