Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт





НазваниеУрока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт
Дата публикации08.09.2014
Размер30.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок. Высшая нервная деятельность.
8 класс. Учитель биологии: Бирюкова М.И.

Задачи: дать понятие о высшей нервной деятельности, отметить работы Сеченова И.М. и Павлова И.П. в изучении работы мозга и формировании понятия «высшая нервная деятельность». Познакомить учащихся с условными рефлексами; повторить безусловные; решить проблему работы головного мозга.
Тип урока: комплексный.
Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, ИКТ.
Оборудование: фильм «Тело человека» 3 часть
«Мозг» - диск.
Ход урока:

  1. Организационный момент.



  1. Тестовый контроль знаний.
    Задание: Перечень свойств и признаков распределить к соответствующему анализатору или их группе анализатора.
    Перечень признаков
    1. Масса 1) Зрительный
    2. Размеры 2) Слуховой
    3. Температура 3) Мышечный
    4. Форма 4) Осязательный
    5. Окраска 5) Вкусовой
    6. Запах 6) Обонятельный
    7. Объем 7) И зрительный и осязательный
    8. Особенности поверхности 8) И зрительный и мышечный
    9. Расположение тела в пространстве 9) Вестибулярный аппарат
    10. Расстояние до предмета
    11. Прочность и хрупкость
    12.Характер звука
    13.Вкусовые качества

Ответы: 1) – 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10; 2) – 7, 10, 12; 3) – 1, 2, 4, 7, 11; 4) – 3, 4, 8; 5) – 13; 6) – 6; 7) – 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10; 8) – 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11; 9) – 9

  1. Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой; это деятельность высших отделов центральной нервной системы – коры больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами.

Мы уже проходили строение головного мозга, давай вспомним… (Просмотр фильма)

Изучение в.н.д. в России связано, прежде всего, с именами двух великих ученых Сеченова И.М. и Павлова И.П.

Заслуга И.М. Сеченова состоит а том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. В своей книге «Рефлексы головного мозга» он старался показать, что вся сложная психическая жизнь человека не есть проявления какой-то загадочной «души». Поведение человека зависит от внешних раздражителей. Нет их – нет и психической деятельности.

Факты:

В одной из клиник лежал больной, у которого действовал лишь один глаз и одно ухо, другие органы чувств и кожа не воспринимали внешних раздражителей. Стоило этому больному прикрыть рукой глаз и ухо, как он тот час же засыпал: никаких раздражителей из внешнего мира к нему теперь не поступало.

У собак ученые оперативным путем выключали зрение, слух и обоняние, и такие собаки спали по 23 часа в сутки. Таинственная «душа» оказалась на редкость сонлива: предоставленная самой себе, изолированная от внешнего мира, она немедленно засыпает.

«Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы» - утверждал Сеченов. Работы Сеченова продолжил Павлов. Он создал экспериментальный метод исследования функций коры больших полушарий.

Рефлексы делят на две группы - безусловные и условные. Безусловные мы уже проходили.

Рефлекторная дуга условного рефлекса:

1. Рецептор, реагирующий на условный раздражитель;

2. Чувствительный нерв;

3. Соответствующий ему восходящий путь с подкорковым образованием;

4. Участок коры, воспринимающий условный раздражитель (например, зрительный центр);

5. Участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса (пищевой центр);

6. Центр безусловного рефлекса;

7. Двигательный нерв;

8. Рабочий орган.

безымянный.png

Для образования условного рефлекса необходимо: сочетание во времени двух раздражителей – безразличного условного для данного вида деятельности (свет, звук и т.п. для пищеварения) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс.

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабевают при изменении условий существования в результате торможения. И.П. Павлов различал 2 вида торможения: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Пример, с новой болью (1), (2) не подкрепляется действием безусловного раздражителя.

Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения.

Ученые приходят к выводам, что головной мозг работает по следующим закономерностям:

  1. Закон взаимной индукции возбуждения и торможения И.П. Павлова: развившееся возбуждение затормаживает конкурирующее раздражение (читать стр. 269 и рис. 114 на стр.270)

  2. Явление доминанты, открытое Ухтомским: возбуждение в центрах головного мозга, вызванное обострившейся потребностью, приобретает свойство доминанты, т.е. оно временно становится господствующим и затормаживает все конкурирующие центры (стр. 272 и рис. 115)

  1. Закрепление:

  1. Схема условного рефлекса.

  2. Виды торможения.

  3. Вопросы на стр. 272.

Д/з: параграф 53.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconКонспект урока по математике 1 класс
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconКонспект урока физики в 11 классе
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconУроках математики Фамилия Назарбегова
Технологии обучения – традиционные и личностно ориентированные
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconТема урока : Учимся писать буквы
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconМетодическая разработка урока по учебной дисциплине: «Товароведение...
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconУрок обобщения и закрепления знаний и способов деятельности
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: интегрированные, информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconТема занятия
Реализуемые педагогические технологии : личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для воспитания этих качеств подходят личностно-ориентированные технологии, в центре которых – личность ребенка, реализация его природного...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconАнализ методической работы в моу «Батагайская сош» мо «Верхоянский...
Педагогический коллектив второй год работает над методической темой «Личностно ориентированные технологии как средство развития целостной...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconЛекция: Основные понятия технологии проектирования информационных...
Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области 61
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconПрезентация для педагогов и воспитателей начальной школы по теме:...
Издательский дом «Первое сентября», Московский педагогический марафон учебных предметов по теме: «Личностно-ориентированные технологии...
Урока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт iconПедагогическая концепция учителя информатики Марусик Татьяны Юрьевны
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск