Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3 ст. Кардоникской»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ «ООШ№3 ст. Кардоникской»
Нестеренко Л.А.
_____________________
31 августа 2013 год «Утверждаю»
Директор МКОУ «ООШ№3 ст. Кардоникской»
Кононова В.И.
_____________________
2 сентября 2013 год
Рабочая программа
Педагога Шевченко Л. С.
Категория: Первая
Предмет: Биология.
Класс: 6
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета пр.
№ ____ от ___________
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника - М.: Дрофа, 2006.
Согласно учебному плану МКОУ «ООШ №3 ст. Кардоникской » рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 час в неделю (70 часов).
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.
Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Биология. Растения. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 94 с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2011. – 303с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) Отличительные особенности программы
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение разделов 7 «Классификация растений» (8 часов) и 9 «Развитие растительного мира» (3 часа) за счет резервного времени.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
| Раздел, тема
| Количество часов по рабочей программе
| В том числе практических и лабораторных работ
| В том числе экскурсий
| 1
| Введение.
| 2
| 2
| 1
| 2
| Клеточное строение организмов
| 5
| 3
| -
| 3
| 2. Царство Бактерии
| 3
| -
| -
| 4
| 3. Царство Грибы
| 4
| 2
| -
| 5
| 4. Царство Растения
| 8
| 3
| -
| 6
| 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений
| 16
| 4
| -
| 7
| 6. Жизнь растений
| 15
| 3
| 1
| 8
| 7. Классификация растений
| 8
| 1
| 1
| 9
| 8. Природные сообщества
| 6
| 1
| 1
| 10
| 9. Развитие растительного мира
| 3
| -
| -
|
| Итого
| 70
| 19
| 4
| |