Скачать 321.82 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса рассчитана на 68 учебных часов. На изучение биологии отводится 2 часа в неделю. Учебных недель 34 недель. Фактическое количество часов – 68ч. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
. Рабочая программа ориентирована на учебник:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ. В результате изучения биологии ученик должен Знать/понимать
органические вещества, входящие в состав клетки.
зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).
уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среды. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует глава Экология и Биосфера и человек. Так как эти темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они внесены в содержание рабочей программы ( в тему 1.5, 1.6). В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане. Добавлены 5 лабораторных работ в тему 1.5 и 1.6, которые взяты их примерной программы . Примечание: Текст, выделенный: - курсивом - фразы, целиком взятые из стандарта и отсутствующие в авторской программе; - текст с подчеркиванием – фразы взятые из примерной программы по биологии; - текст, написанный шрифтом Arial - материал, отсутствующий в стандартах и примерной программе (рекомендован к использованию по усмотрению учителя) Рабочая программа ориентирована на учебник:
Литература Методические пособия для учителя: 1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005; 2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы. дополнительной литературы для учителя: 1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004; 2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005; 3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002; 4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998; 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004; 6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997; 7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с; для учащихся: В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию» • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006 • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006 • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся. Содержание программы Введение в общую биологию 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Введение (2 часа) Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы (51 часов) Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов) Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов) Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. • Лабораторная работа Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов) Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. • Лабораторная работа Выявление изменчивости организмов. Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 часа) Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. • Лабораторная работа Изучение морфологического критерия вида. Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов) Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем. • Экскурсия в биогеоценоз. • Лабораторная работа Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах) Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме Изучение и описание экосистемы своей местности Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа) Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. • Лабораторная работа Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ». РАЗДЕЛ 2 Эволюция (8 часов) Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. • Экскурсия Причины многообразия видов в природе. РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни (8 часов) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. • Лабораторная работа Изучение палеонтологических доказательств эволюции. • Экскурсия В краеведческий музей или на геологическое обнажение. Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в 9 классе. Всего 68 часов за год, 2 часа в неделю.
|
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... | Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята... | ||
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально... | Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... Рф от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в... | ||
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004г. №1089 и... | Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... | ||
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... | Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным... Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе... | ||
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным... Мухаметова Р. Д./ Протокол №1 от Утверждено и введено Протокол №1 от «21» август 2013 г приказом №80 | Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с учетом... В. В. Пасечника / авт сост. Г. М. Пальдяева. — М. Дрофа, 2009. — 92, [4] с полностью отражающей содержание Примерной программы с... | ||
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии федеральным... В. Д. Симоненко, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования... | Рабочая программа Немыкиной Елены Ивановны по предмету «Музыка» 6 класс Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке, одобренного совместным... | ||
Рабочая программа Немыкиной Елены Ивановны по предмету «Музыка» 7 класс Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке, одобренного совместным... | Рабочая программа Жиленковой Нины Николаевны по предмету «Физика» для 9 класса (базовый уровень) Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, одобренного совместным... | ||
Рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии с... Программа. Новейшая история зарубежных стран (А. А улунян,Е. Ю. Сергеев,Т. В. Коваль). Базовый уровень Программы общеобразовательных... | Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным... За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного... |